„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2024. gada 29. marts
Piektdiena
Agija, Aldonis
+11.5 °C
apmācies

Латвийский танец на ирландской земле LV

«Латгалес Лайкс» посетила школу искусств «MyArt Dublin» в центре ирландской столицы. В ее классах ирландские дети, подростки и взрослые с удовольствием учатся изобразительному искусству и танцам. Основала школу, руководит ею и обучает ирландцев классическому балету бывшая даугавпилчанка Вероника Сардыко.

 Переехала вся семья

           Сейчас в Ирландии живет вся семья Сардыко. Первым уехал отец семейства больше 10 лет назад, затем к нему поехала мама, преподаватель английского языка в Даугавпилсском университете, с младшей дочерью. Сама Вероника в это время доучивалась на родине — получала степень бакалавра на хореографическом отделении Латвийской музыкальной академииЯ. Витола. Получив профессию хореографа-балетмейстера, Вероника успела немного поучить классическому танцу в Латвии, затем путешествовала и работала в других европейских странах. Наступил момент, когда семье надо было собраться вместе, рассказывает она, и с тех пор все живут в столице Ирландии и занимаются созданной ими школой «MyArt Dublin». «Я танцевала, сестра рисовала — решили создать небольшую школу, в которой мы могли бы эти искусства преподавать, - рассказывает Вероника. - Начали копить деньги, искать помещения, как здесь говорят, «билдить». Обычно в Ирландии контракт заключается на 2 года - за это время любое предприятие показывает и доказывает свое право на существование — смогли выдержать, значит будут жить. Школа разрослась и закрепилась благодаря семейной взаимопомощи и нескольким направлениям деятельности. «Когда у меня было затишье с учениками, у сестры от них не было отбоя и наоборот», - рассказывает Вероника о развитии семейного бизнеса.

Ирландский предприниматель

           Одна из трудностей бизнеса в Дублине, по словам Вероники - это маленькое количество подходящих помещений и высокие цены за любую аренду. Это происходит потому, что Дублин активно застраивается, и большие корпорации потихоньку вытесняют малый бизнес около центра, чтобы строить огромные торговые центры.

          Первые помещения школы, вспоминает Вероника, представляли из себя маленькую мансарду, где преподавала рисование сестра небольшим группам детей и комнатушка, в которой Вероника занималась частными уроками танцев с двумя-тремя ученицами. С тех пор школа не раз переезжала. Нынешнее помещение для «MyArt Dublin» Вероника нашла совершенно случайно — на крыше предыдущей школы с отцом красила какие-то декорации и увидела в окно, что простаивает совершенно пустая хорошая студия. Теперь у школы есть и большой танцевальный класс, несколько помещений для занятий живописью, гардеробные, приемная — все, что нужно для полноценной работы.

          В довольно раннем возрасте Вероника поняла, что свяжет свою жизнь с балетом и пользовалась любой возможностью для совершенствования своего танцевального мастерства. Но в то же время она понимает, что балет — это работа с утра до вечера, отнимающая много сил и требующая много внимания. Даже костюмы она шьет себе сама. И это все при том, что «это только для души» - много заработать балетом, по словам Вероники, невозможно. И школа тоже требует много вложений. «При абсолютно заполненных классах можно еле сводить концы с концам», - признается она. На данный момент заботы о школе, в основном, лежат на ее плечах. Мама работает по профессии - преподает английский в одном из дублинских колледжей, а сестра, в ожидании ребенка, погрузилась в семейные заботы. Вероника сейчас в «MyArt Dublin» и менеджер, и преподаватель, и завхоз и, руководитель, и т. д. Иногда бывают смешные ситуации, рассказывает она, однажды пришла жаловаться одна мама: «Позовите руководителя, у нас претензии к учителю танцев!».

Бок о бок с островитянами

           Чтобы привлечь учеников, вначале сестры Сардыко размещали много рекламы в местных СМИ. Вероника вспоминает один из первых дней открытых дверей, на который пришел только один ребенок. Но постепенно, в первую очередь благодаря «сарафанному радио», появился интерес к школе, и количество учеников, которые хотят учиться балету и изобразительному искусству, значительно выросло. По словам Вероники, сложность возникает, когда местные ирландцы, живущие рядом, используют школу как группу продленного дня или как летний дневной лагерь. «Могут даже не посмотреть, что здесь преподают, приводят детей, оставляют и все, - говорит Вероника. - Главное, что находимся рядом и не надо никуда далеко ребенка везти». А учителю приходится говорить с родителями и доказывать, что ребенок занимается нелюбимым занятием, что ему в тягость. Работа в таких условиях усложняется, потому что те, кто не хочет заниматься, только мешают занятиям и влияют на весь класс.

          В Ирландии нет ни балетной, ни музыкальной, ни художественной академий, и о традициях классического балета или об основах изобразительного искусства местные имеют мало представления, высшего образования в данной отрасли в Ирландии нет. Поэтому сложно найти профессиональных педагогов, говорит Вероника. Из-за ее стремления к профессионализму и недопонимания со стороны родителей, Веронике иногда пеняют, что она последовательница «старой школы» и что теперь так уже не учат. «Ирландцы не понимают определенных правил, которые должны быть в балете, - рассказывает она. - Например, одевают ребенка в балетную пачку, которая абсолютно не подходит для репетиций, а только мешает, или закармливают детей пиццами и т. д.».

          Особую беспечность, отсутствие пунктуальности и необязательность Вероника считает отличительными негативными чертами ирландцев. «Have fun! (Веселись!)» - их девиз практически во всем. Иногда он хорош, но иногда лишний и они его воспринимают слишком буквально, к тому же во всех отраслях жизни. Но это, вероятнее всего, и является залогом положительных качеств местных жителей. Они удивительно открыты, приветливы и доброжелательны ко всем, кто к ним приезжает.

Люди на пути

           Главным в жизни Вероники остается балет. Живя в Даугавпилсе, Вероника училась классическому танцу у таких педагогов как Росита Титкова, Елена Гризане. В свое время она также много ездила в Ригу на различные подготовительные курсы и мастер-классы, например, ей удалось однажды поучиться балетным тонкостям у Михаила Барышникова. Кстати, у Даугавпилса была возможность насладиться одной из хореографических постановок Вероники — в 2012 году она презентовала городу свою дипломную работу «Зимний сад». Уже тогда она использовала приемы эклектики — смешение жанров и направлений, например, классического балета и современных танцев. Такие же приемы она использовала и в своей, пожалуй, самой крупной на данный момент постановке - «Часовщик».

          Над этим балетом Вероника начала работать 4 года назад. Она говорит, что идея существовала уже давно и только ждала воплощения. Труппу Вероника набрала, в основном, из своих учеников. «Захотелось дать шанс своим талантливым студентам попробовать свои силы на большой профессиональной сцене, - рассказывает Вероника. - К тому же и самой хотелось реализоваться как хореограф-постановщик, а не только как педагог». Толчком к реализации задумки стала встреча с литовцем Эрнестом Путелисом, танцующем в стиле «паппинг» - танец робота. Кстати, труппа спектакля отвечает многонациональному духу Дублина — в ней есть также танцоры из Испании, России, Польши, Франции, Австралии, Японии, Африки, Турции и др. «Все зависит от того, кто встретится на твоем пути, с какими людьми столкнет тебя судьба», - считает Вероника.

          В итоге получилось своеобразное шоу, в котором все смешалось: и много национальностей, и много разных танцевальных направлений - паппинг, брейк-данс, хип-хоп и классический балет в сопровождении оригинального светового оформления. Премьера прошла 2 года назад на одной из лучших площадок Ирландии — в театре «Олимпия», и теперь труппа старается гастролировать с ней по Ирландии и Европе, что достаточно сложно. «Мы на острове и выехать отсюда, тем более со всей труппой, декорациями и т. д. достаточно сложно», - говорит Вероника. Показать постановку в родной Латвии для нее пока остается мечтой. Семья Сардыко приезжает домой довольно редко, но корней не обрывают, например, не продают квартиру. «Вернуться - планов нет, но в Латвии осталось много значимых для нас мест, которые мы хотим видеть и иногда навещать, - говорит Вероника. - Например, мамина родная деревушка в Краславском крае».