„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2024. gada 19. aprīlis
Piektdiena
Fanija, Vēsma
+1.8 °C
apmācies

"Отчий дом" продолжает звучать в далекой Америке LV

Как легенда латышской музыки в эмиграции Илмар Дзенис проводит закат жизни в солнечной Флориде?

"Virši zied", "Kā pa miglu", "Skaista ir jaunība", "Mīlu mazo Lulu" – только прочитав названия этих песен, в голове начинает звучать знакомая мелодия. Песни американского латыша Илмара Дзениса в свое время были источником радости землякам в изгнании, объединяли местных в Латвии в период после Атмоды, да и в наши дни редко какой латыш не знает запоминающихся мелодий шлягерной музыки. Их автор и исполнитель сейчас живет в Соединенных Штатах Америки в штате Флорида с уверенностью, что удачно "застрял" в возрасте 39 лет.

Детство ближе, чем вчерашний день


"Сейчас мне 39 лет, не больше", - шутит музыкант. Своими эликсирами долголетия он считает музыку и спорт, до сих пор 87-летнему исполнителю нравится играть в футбол, теннис, пинг-понг. Говоря о спорте, он поделился воспоминанием, когда после окончания Иллинойского университета его призвали в армию и отправили служить на Аляску. Там ему удалось продемонстрировать свои навыки хоккеиста. "Хорошо кататься на коньках научился еще в Латвии. С уровнем любителя имел здесь высокие достижения".

Начав разговор, Илмар отметил, что пережитое в детстве сейчас легче вспомнить, чем то, что произошло вчера: "Родители были учителями, у отца было хозяйство – 20 га в Свентской волости. Учебный год проходил в школе, а летом все ехали работать в поле. Мама одно время работала в Приедайне, Краславе, отец в других местах". Последние годы перед отъездом семья провела в Елгаве, откуда вместе с матерью эмигрировали весной 1944 года, Илмару на тот момент было 13 лет. В жизни, особенно в аспекте музыкальной карьеры, очень важным оказался освоенный еще в детстве русский язык. "В Краславе моя няня говорила на русском, в Свенте во время войны у нас жили русские беженцы, даже паре "сочных" фраз научили", - Илмар до сих пор еще помнит пару считалочек.

Отец остался в Латвии, потом его депортировали в Сибирь, 6 лет спустя ему удалось вернуться. "Он был суровым отцом, мама же была очень доброй, хорошим поваром. В Эслингенском лагере беженцев работала руководителем общего стола, я в Германии поступил и окончил латышскую среднюю школу", - Илмар отметил, что каждый уровень образования он получал в другой стране. В Германии прошло 6 лет, пока они с матерью получили разрешение эмигрировать дальше в США. "Сначала поехали в Венесуэлу, там выпустили часть беженцев. Вечером в день Лиго, 24 июня 1950 года мы вошли в порт Нью-Йорка. На корабле мне повезло – подошел главный повар и предложил работу на кухне. Вместе с другом мыли посуду, зато могли есть, что хотели – мясо, стейки!"

 

Латышское в Америке

У своих родителей Илмар был единственным ребенком, но со стороны отца у него были три сводные сестры и сводный брат (предприниматель Висвалдис Дзенис). Со своей теперешней женой Силвией Илмар познакомился на концерте "Чикагской пятерки" в Сиднее, в Австралии. 5 сентября супруги отпразднуют 49-ю годовщину свадьбы. Они до сих являются активными членами латышской общины во Флориде, навещают друзей и приглашают их к себе в гости. "Жаль, что наших становится все меньше. Старшее поколение латышей вымирает, это можно было видеть на празднике Лиго. А для следующих поколений эта "латышскость" означает уже что-то совсем другое…". Недавно Латышское общество Флориды продало здания, теперь арендует помещения для мероприятий.

Во Флориде супруги живут в тихом районе Сент-Питерсберга, жизнь в заснеженном Чикаго осталась позади. Там живет дочь Илмара Сандра с семьей, и, поскольку корни ее мужа тоже в Латвии, внуки выросли в латышской среде, язык тоже знают, хотя в Латвии ни разу в жизни не были. Сын Силвии женился на итальянке, и его дети латышского языка уже не знают.

Желает предприимчивости

Средства на благополучие в старости удалось накопить, занимаясь бизнесом недвижимости. В расцвете сил Дзенисам понравилось путешествовать на круизном корабле, несколько раз побывали на Карибских островах, в Средиземноморских странах. Латвию вдоль и поперек проехали в 90-х годах, выступая с концертами вместе с оркестром Рижского радио и коллективом "Emburgas zēni". Всего в Латвии сыграно 175 концертов на больших и маленьких сценах, а потом начали тур по США и Канаде, выступая в разных центрах латышских общин.

В последний раз в Латвии супруги Дзенис были давно, несколько лет назад. После восстановления независимости, посетив родную страну, увиденное разочаровало. "Старые дома выглядели необжитыми, сарай возле дома сгорел. Помню, что отец там во время войны спрятал пианино", - поэтому мысль о возвращении в Латвию на постоянное проживание не возникала. Наиболее продолжительное время в даугавпилсской стороне Илмар провел в 1992 году, когда в Вишках был организован лагерь для проживающих за границей латышей "3х3".

Еще раз вспомнив детство, Илмар отметил, что мама побудила сына научиться играть на пианино, но музыка до присоединения к "Чикагской пятерке" скорее было увлечением, а не работой или карьерой. "Мне всегда нравилась ритмичная и танцевальная музыка. Классическая – нет. Музыкального образования у меня нет. В Германии самостоятельно научился играть на кларнете". Начало жизни в Америке было бедным. "Деньги нужно уметь создавать. Въехали в порт Нью-Йорка, маме дали 3 доллара, остальное на проживание нужно было заработать самим", - рассказал Илмар о жизни в Америке, и надеется, что все больше латышей в Латвии начнут реализовывать свою предприимчивость.


Илмар Дзенис:


- Родился 5 декабря 1931 года.

- В США работал строительным инженером, занимался недвижимостью на рынке.

- В жанрах шлягерной и кантри музыки написал около 200 песен, издал почти 20 альбомов. Выступал с концертами в составе "Чикагской пятерки", "Emburgas zēni".

- "За жизненный вклад в развитие латвийской музыки" Илмару Дзенису присвоена "Награда года Латйиских музыкальных записей 2010". Он также удостоен Креста признания.