„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2025. gada 20. janvāris
Pirmdiena
Aļģirds, Aļģis, Oļģerts, Orests
+1.2 °C
apmācies

Дневник пандемии Мелдры Гайлане

В период, когда стремительно растет количество заболевших "Covid-19", в публичном пространстве все чаще появляются разные истории личного опыта. Своей историей "Covid-19" с "Латгалес Лайкс" поделилось литератор Мелдра Гайлане, которая рассказала о своем Дневнике пандемии и пути выздоровления.

Мелдра Гайлане – мама 5 детей из Резекненского края. Ее будни тесно связаны с книгами и литературой – она работает библиотекарем. Имя Мелдры известно в литературных кругах. Ее поэзия на латышском и латгальском письменном языке регулярно публикуются в культурных СМИ и разных поэтических альманахах и сборниках. Параллельно поэзии литератор пишет сказки для детей.

Как и для многих людей, будни Мелдры Гайлане в прошлом году резко изменил вирус "Covid-19". Мелдра рассказала, что первые сведения о "Covid-19" в СМИ в начале прошлого года у нее не вызвали особых эмоций. "Нет, это меня не беспокоило, потому что Китай – это ведь так далеко. Не было даже мысли что этот вирус может прийти к нам," – вспоминает Мелдра.

С объявлением чрезвычайной ситуации и введением удаленного обучения в школах Мелдре пришлось изменить свои привычные будни. "Весной известие о чрезвычайной ситуации в стране и о том, что дети не идут в школу, получила в автобусе, когда ехала домой. Первая мысль – действительно ли началась война? Конечно шок, неизвестность по поводу того, что происходит."

Еще во время первой чрезвычайной ситуации, в начале марта, Мелдра Гайлане в социальных сетях в своем профиле Facebook начала публиковать свой Дневник пандемии. В нем Мелдра Гайлане рассказывала о своих буднях и делилась переживаниями.

В своей первой публикации в Дневнике пандемии 12 марта Мелдра писала: "В библиотеке обычный рабочий день – принимаем и выдаем книги, дети галдят у компьютеров и играют в игры. Смех, гомон. Ничего не говорит о том, что уже вечером, едя домой, получу звонок от учительницы младшего сына с известием, что завтра в школу идти не нужно, потому что в стране объявлено чрезвычайное положение… Пока доехала домой, успела придумать разные сценарии, включая войну. Началась ли? Дома пришли сообщения от учителей из кружков младшей дочери, что начались каникулы, занятия в кружках отменены… Связаться с учителями старших сыновей не удалось, что заставило не только волноваться но и даже привело в некоторую панику. Не могла понять режим следующего дня. Но до того, как пойти спать, выяснилось, что дети остаются дома и занятий нигде не будет. Ночью был сильный ветер. Утром на пару часов пропало электричество. Ощущение пугающее…"

В дальнейших публикациях переплелись неизвестность и тревога. 14 марта Мелдра пишет: "Почитала новости о коронавирусе. Пока это кажется что-то чем-то далеким и не до конца понятым. К нам он точно не придет!" 16 марта: "Иду на автобус, центр поселка почти пустой. Ощущение как после апокалипсиса... Надеюсь, что автобус курсирует… На работе напряженно. Стараемся шутить насчет ситуации, но неизвестность того, что будет дальше, практически можно потрогать. Приводим в порядок фонды. Одна коллега на самоизоляции. Это пугает, потому что вирус уже больше проник сознание, чем в предыдущие дни. Запаслась книгами на "черный день". 19 марта: "В автобусе появилась ограничивающая лента на первых сидениях… Боюсь заходить внутрь… Подумала, что дома закончился парацетамол. Мелочь, не так ли? В аптеке его нет, привезут позже. Купила жидкость для дезинфекции рук и сосательные таблетки для горла. Этот коронавирус начинается с боли в горле… Позже купила и парацетамол… Много…"

Первый этап дневника пандемии Мелдры Гайлане завершился 20 апреля. За этот период, как и других родителей школьников, волновало удаленное обучение. Сначала Мелдра писала, что не так уж это и страшно, потому что дети помогают друг другу и справляются сами. Но уже на третий день удаленного обучения Мелдра пишет, что рассматривает идею о домике глубоко в лесу. На второй неделе пришло волнительное известие, что процесс удаленного обучения продлен.

Следующая публикация в Дневнике пандемии Мелдры Гайлане следует 26 ноября: "Этот момент, когда открываешь результаты анализов, и понимаешь, что дело плохо… Мальчишки надевают маски, и маленькая дочка в полном восторге перебралась жить к братьям в соседнюю комнату… Мозг лихорадочно пытается понять возможные сценарии…"

О ходе болезни, Мелдра сказала, что сначала повышенная температура появилась у одного из сыновей. "4 дня температура была совсем высокая. Еще у него страшно болела голова. Так как ребенок учился удаленно и в основном был дома, выходя только во двор с друзьями, мне в голову даже мысль не пришла, что у него может быть "Covid-19". Температура у сына пропала, он начал чувствовать себя нормально, но через несколько дней температура появилась у меня. На работе. Конечно, сразу связалась со своим семейным врачом, получила направление на тест "Covid-19", который показал положительный результат. Сначала была дома, температура не спадала, но с каждым днем повышалась, тогда врач направила в больницу. В больнице пробыла, как мне показалось, целую вечность, но в реальности, наверное, дней 10," – вспоминает Мелдра.

Во время болезни Мелдра действительно чувствовала себя плохо – повышенная температура, головные боли, болящее горло, накатывающие волны жара, руки трясутся, усталость, заложенный нос, кашель, болят глаза, сердце сбивается с ритма, боли в животе, спине. Симптомы переплелись с переживаниями и мыслями о том, кого из друзей, знакомых, коллег, возможно, заразила. Процесс выздоровления у Мелдры длился месяц.

В это время в своем профиле Facebook Мелдра рассказывала по ходе своей болезни, продолжая писать свой Дневник пандемии. 30 ноября: "Утром, созвонившись с врачом, без сомнения – направление в больницу. В больнице атмосфера как фильмах про пандемии… Но сестрички приветливые. Врач молодой и красивый. Отделение, правда, переполнено… Больных привозят со всей Латгалии, не только из Резекне и края". Мелдра говорит, что и для ее детей это был новый опыт, потому что пока она была в Резекненской больнице, о детях заботилась социальная служба.

На вопрос, пришлось ли за время своей болезни столкнуться с негативным отношением со стороны общества, Мелдра ответила: "Нет, ничего негативного не ощущала. Совершенно наоборот, не думала, что получу столько поддержки. Когда начала писать Дневник пандемии, отозвалось много людей, о которых бы даже не подумала, что им есть до меня дело. Близкие позаботились о продуктах питания. Часто связывались, чтобы я не отчаивалась. Единственное, после того, как вышла из больницы и фактически уже официально была не заразной, чувствовала, что, встречая на улице, некоторые люди меня избегают, переходит на другую сторону улицы. Но это совершенно нормально. Мы все немного боимся неизвестного."

Несмотря на серьезную ситуацию и ограничения, вызванные попытками ограничить распространения "Covid-19", решение правительства у Мелдры вызвали недоумение: "Некоторые решения правительства, по-моему, не совсем логичны. Например, запрет продавать сезонные товары в живую – перчатки, носки, зимнюю одежду, обувь, то, что в супермаркетах есть разные группы товаров, которые нельзя купить, несмотря на то, что они там есть. Ну хорошо, закрыли строительные магазины, непродовольственные магазины, но нужно оставить возможность купить необходимые товары в супермаркетах, где они так и так есть. Не вижу большой разницы, куплю ли я в одном магазине хлеб и носки или только хлеб, а носки отчаянно ищу в интернете и иду их получать в другой магазин. Неопределенность, когда принимается, что решение вступит в силу позже. И так фактически каждую неделю. Очень трудно жить в непрерывном напряжении, конечно, в какой-то момент оно у людей вырвется наружу. Также о самом процессе лечения у меня возникло много вопросов, на которые пока логичного ответа не нашла."

Рассказывая о своем опыте, регулярно публикуя записи в своем Дневнике пандемии, Мелдра рассказала, что ее побудила неизвестность. "Это что-то новое, и ни у кого толком нет опыта, каково это. А также интерес, как все будет развиваться дальше," – о мотивации для публикаций в социальных сетях рассказала Мелдра Гайлане Сейчас Мелдра продолжает писать свой Дневник пандемии, продолжая рассказывать о своем состоянии здоровья, затрагивая эмоциональный фон и бытовые аспекты. Говоря об активности других литераторов, Мелдра сказала: "Пока я больше замечаю стихотворения на тему пандемии и дневники представителей творческих профессий, но думаю, что появятся и романы."