„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2025. gada 19. janvāris
Svētdiena
Alnis, Andulis
+2.1 °C
daļēji mākoņains

История 4-я: Мельница Лещинского

Следующая история - Лузнава

Моя мама всю жизнь проработала продавцом. Первый магазин, в котором я ее увидел за работой (это был были 70-е годы 20-го века) находился на углу тогдашней улицы 17 июня и улицы Лудза. Это была небольшая квадратная деревянная постройка красно-коричневого цвета, в которой всегда было много посетителей. Пахло хлебом и бакалейными продуктами. Сахар, мешки, упаковочная бумага, из которой складывали конусы и заворачивали орехи. Сейчас на этом месте тоже есть магазин, его отстроили заново (весь обложенный сайдингом и раннилой), и в нем продают семена, рассаду, живые, искусственные цветы, садоводческий инвентарь и много чего подобного.


Сразу же за старым красно-коричневым магазинчиком была извилистая брусчатая дорога, по ней можно было дойти до мостика и попасть на другой берег реки Резекне, где была, насколько помню, какая-то контора электриков.

Пройти по этому маршруту осмеливался не каждый. Сейчас на улицах в городе спокойно, а в моей юности вокруг пили и дрались. Хулиганство было обыденностью – толкнуть плечом проходящего мимо, грубо обругать прохожих, сказать что у твоих наручных часов не хватает пары камней и так далее. "Guten morgen, guten tāg, šļop pa morden, asins tāk". Криминальная культура была в почете, она казалась альтернативой официозу того времени.

Даже в светлое время суток идти по этому мостику многие люди побаивались. Возле труб теплотрассы, которая была проложена вдоль дорожки, сидели компании – играли в карты, пили "бомбы", рядом звучал какой-нибудь кассетник. Могло повезти, а могло и нет!

Такая слава у этого места была и раньше. В газете 1925 года писали: "В Резекне в ходе контроля сомнительных мест и подозрительных личностей возле мельницы Лещинского двое человек бросились бежать, выстрелив в блюстителя порядка два раза. Блюститель порядка выстрелил в ответ, но в ночной темноте ни в кого не попал".1

То, что это место называют Лещинкой, я узнал только в года Атмоды. А так - мостик за рынком, выходит прямо, мостик к первой средней школе и т. п. О том, что здесь когда-то была мельница, говорит название улицы перед этим мостиком – Дзирнаву. Здесь сохранилась брусчатка ранних лет! Чего только она не видела!

Красный трибунал приговорил к смертной казни и в ночь на 28 – 29 мая 1919года были расстреляны Барташевский, Владислав2 и Виктор3 Скангели и Лещинский.4 26 марта 1920 года их нашли и откопали "застреленных и зарытых на берегу реки".5 Говорят, что они вроде как были закрыты недалеко от мельницы Лещинского, вроде как застреленный Густав Фридрих Францис сын Адольфа Лещинский6 был из того знаменитого Резекненского рода мельников. Останки Баташевского и Лещинского перезахоронили в Резекне, одного из застреливших их судили в 1927 году, и так как на момент совершения преступления он был несовершеннолетний и была уже объявлена амнистия, приговорили к 3 годам исправительных работ. "Об этом деле в свое время писал Вицупс в своей "Черной книге" и упоминал виновных (между прочим, один важный член Союза крестьян теперь в изгнании в Америке)".7

Плотина, мост и мельница были построены на месте старых в 50-х годах 19-го века. Спланировал постройку ее владелец Елгавский бюргермейстер Густав Лещинский.8 Используя силу реки Резекне, здесь мололось зерно, позже пилили бревна и производили электричество. Был также причал на правом берегу и специальный проток для плотов и лодок. В 1901 году здесь была установлена первая в Латгалии водная турбина.9 Над плотиной был деревянный мост (его основательно перестроили в 1927 году), по которому ходили пешком и ездили в повозках. Лещинский эту гидро-инженерно-техническую постройку постоянно модернизировал, благоустраивал окрестности. Поэтому неудивительно, что это эту мельницу можно увидеть на многих старинных почтовых открытках и фотографиях.

Возможно, что мельница Лещинского находится примерно или именно там, где раньше была та, о которой пишет Болеслав Брежго – в инвентаре 1712 года упомянуто, что "возле развалин замка, где были сады поместья, как и раньше, находится водная мельница".10

"Нацистская военная сила вошла в Резекне 3 июля 1941года. Уже 4 июля на площади были собраны 1400 евреев, мужчин, и более 10 молодых людей были застрелены. Спустя неделю 120 евреев убили в Лещинском саду. В течение двух недель в начале августа 1941 года в еврейских общинах были расстреляны 2500 евреев. 23 августа 1941 года детей и женщин вели расстреливать в Анчупаны. Небольшую группу людей – работников и евреев, которые сбежали, застрелили в 1943 году в лесу Выпингас".11

Отступая из Резекне, в 1941 году, советская армия взорвала Большой мост и мост на улице Дарзу.12 До самой осени, пока их восстанавливали, очень интенсивное движение проходило по этому Лещинскому мосту длиной примерно 20 метров.

В свою очередь, в 1944 году сильно пострадали все четыре водяные мельницы в Резекне – в Смушкове, в Юпатовке, в Грейвули и так называемая Лещинка.

Лещинским принадлежала также водяная мельница в Юпатовке.13 Осенью 1904 года "барышни хозяина Лещинского приглашали девочку остаться на зиму у больной тетки. Отец согласился с одним условием: Розалия должна была научиться говорить и читать на польском языке. Договоренность была достигнута".14 Позже эта девочка стала широко известной поэтессой, писательницей и педагогом - Naaizmērstule.15

После войны Юпатовская мельница долго стояла разрушенной. В 70-х годах 20-го века рядом построили мастерские, здание отремонтировали, в результате здесь начал работать Резекненский филиал производственного объединения "Латвийская керамика".

Мельница Лещинского… Для меня лично с этим местом связаны в основном приятные воспоминания. В кустах возле моста я в первый раз в жизни целовался с девочкой. Здесь несколько раз на берегу я сидел с Оскаром Сейкстом и проводил время в глубоких беседах. В одну ночь я здесь сжигал листы бумаги с нарисованными на них засевшими во мне бесами, как мне сказал один целитель.

Мельница Лещинского, мельница Лещинского… Возле плотины обычно стоит кто-то в длинных сапогах и глядит на поплавок, а на мелководье в сторону городища плещутся дети. В 2020 году вдоль правого берега реки был построен променад. Изгибы засыпаны. Кустарники вырублены.

1. Apšaudīšanās ar noziedzniekiem // „Policijas Vēstnesis", 13.11.1925.

2. Жена Владислава Скангелиса, в свое время активного сторонника политики Ф. Кемпса, Камилла (в девичестве Силандже) - известный деятель в культуре изгнания. Дочь Владислава и Камиллы Янина была женой Микелиса Букшса.

3. Виктор и Владислав были братьями, оба жили в Пурмальском поместье Берзгальской волости.

4. P. Rēzekne // „Latvijas Kareivis", 27.08.1927.

5. Rezekne // „Latgalits”, 01.04.1920.

6. Rēzeknes I iec. miertiesn. // „Valdības Vēstnesis”, 03.12.1927.

7. Kamillai Skangelei 70 godu // „Latgolas Bolss", 25.12.1961.

8. Rēzekne aicina. Vadonis pa Rēzekni tūristiem (red. E. Kozlovskis) – Rēzekne: Rēzeknes pilsētas valdes izdevums, 1937., 22. lpp.

9. 7 interesantākās pastaigu vietas Rēzeknē // http://travelnews.lv/?&force_lang=lv&m_id=18529&i_id=5&pub_id=126376 (skat. 18.01.2021)

10. Brežgo B. Rēzeknes pilsētas teritorija XVI-XVIII g.s. // „Latgales Vēstnesis", 26.05.1939.

11. Ročko J. Ebreji Rēzeknē // Tāvu zemes kalendars. 2021 (sast. un red. J. Eļksnis, V. Unda) – Rēzekne: LKC izdevnīceiba, 2020., 137. lpp.

12. Rēzeknē atjauno tiltus // „Daugavpils Latviešu Avīze", 12.09.1941.

13. До Второй мировой войны владельцами этой мельницы были Витолд и Стефан Лещинские.

14. Romanovskis V. Pedagoģe un rakstniece // „Ļeņina Karogs”, 08.03.1990.

15. Отец Розалии в 1894 году получил место привратника Резекненской тюрьмы, в следующем году в Резекне переехала вся его семья.