„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2025. gada 17. janvāris
Piektdiena
Dravis, Tenis
+2.1 °C
apmācies

Откуда прилетел голубь?

Недавно на хуторе "Грантскални" Вецсалиенской волости Аугшдаугавского (бывшего Даугавпилсского) края появился голубь, не дикий, а, по всей видимости, ручной, так как позволяет подойти к нему близко. Но откуда взялся в сельской местности необычный пернатый, каким ветром его сюда занесло?

Свадебные — они белые


Соседка автора по усадьбе Зента Колесникова - очень наблюдательная женщина, любящая природу и ее обитателей, от взгляда которой ничего не ускользает, особенно, касательно поведения животных и птиц, сказала, что голубь в усадьбе обосновался примерно месяц тому назад. На вопрос автора этих срок, откуда, по ее мнению, он мог прилететь, Зента высказала предположение, что, возможно, это "свадебный" голубь, которых обычно выпускают в небо молодожены, приехавшие в Червонский замок для бракосочетания.

Вот только свадебные голуби в основном белые, а этот - серенький. Поэтому автор позвонил известному голубятнику Владимиру Сергееву, проживающему в Силене Скрудалиенской волости, и попросил того прокомментировать ситуацию с появлением пернатого гостя. А может быть, этот голубок как раз из его голубятни?

Специалист по голубям сразу сказал, что голубь - не его, и что для брачных торжеств он сдает в аренду белых голубей, а не разномастных. Правда, был в жизни Владимира один единственный случай, когда молодожены - жених-цыган и русская невеста - заказали у него необычную пару птиц - черного голубя и белого. "Я тогда, конечно, удивился. Жених, видимо, был человеком оригинальным, к тому же не без чувства юмора. К счастью, в моей голубятне есть птицы на все случаи жизни. Выполнил и это заказ. Своих голубей я знаю по парам. Они все на месте. Скорее всего, кто-то из молодоженов вместе с моими белыми голубками выпустил в небо и вашего, возможно, городского. Мои голуби обратную дорогу знают хорошо и всегда возвращаются, а ваш, видимо, заблудился. Но, ничего, не пропадет и он", - заключил Владимир.

Серый красавец

Нашего Гульку (так мы его назвали) пестрым по окрасу назвать никак нельзя. Оперение у него совсем не попугайского вида, а строгое и тонально выдержанное: темно-серая головка, туловище посветлее, у хвостика две темные полоски, а сам хвост и "штанишки" лапок - белые. Красавец!

Почему-то голубок решил обосноваться на нашей половине дома, но не в самом жилище, а на территории, относящейся к этой самой половине. И понравилось ему место между бунгало и крышей над летней плитой. Тут он чувствовал себя хозяином территории.


Пищу - черный и белый хлеб, а также крупу и молоко он принимал безбоязненно. Сказать, что голубь был изнурен голодом, нельзя, так как пищи - жучков и червячков летом и в природе предостаточно, однако предложенную еду он клевал энергично и даже жадно, да так, что кусочки разлетались в разные стороны. Приходилось собирать и забрасывать пропитание голубю на крышу, когда он садился на нее. Это наводило на мысль, что птица не очень-то и способна добыть себе пищу самостоятельно, видимо, привыкнув, получать ее из людских рук.


Лесные голуби другие

Некоторый опыт общения с дикими лесными голубями у автора этих строк имеется. Кстати, они и по размеру больше, и воркуют, в отличие от домашних, совсем по-другому. Однажды пара таких птичек поселилась в хвойно-еловом уголке возле хутора и вывела там птенцов. Лицезреть "дикарей" почти не доводилось, настолько скрытный образ жизни они вели. Из гнезда доносилось лишь глухое воркование.

В детстве, помнится, нашел в лесу гнездо лесных голубей, а в ней пара взрослых оперившихся птенцов, готовых вот-вот "встать на крыло". Принес их домой и стал выкармливать. Тогда я не понимал, что делать этого было нельзя.

Один голубок погиб, а другой вырос и стал домашним настолько, что лез клювом в тарелку, спал вместе со мной и даже устраивал импровизированные потасовки, нарочно пуская в ход крылья и когти. Но это все воспоминания...

О чем размышляет Гулька?

Другой наш сосед - пенсионер Василий Солтанов - увидев Гульку, предположил, что это не лесной голубь, а дикий, в том смысле, что вырос он в обычной птичьей стае городских птиц, а потом был пойман и приручен. И вот теперь улетел и случайно попал на хутор.

Иногда Гулька, сидя на крыше, словно погружается в размышления. Приходится лишь догадываться, что в такие моменты творится у птицы в ее маленькой головке. Вспоминает ли он шумную жизнь в стае своих сородичей и скучает по ним, или грустит по хозяевам, людям, у которых жил - понять невозможно. А когда с ним начинаешь разговаривать, он внимательно слушает и, наверное, рад бы понять человеческий язык, но не может.

Впрочем, есть в жизни рядом с людьми и опасность. Возле хутора постоянно рыщут усато-полосатые разбойники коты, которым однажды ничего не стоит запустить когти в доверчивого голубка. И тогда, прощай, Гулька.

Привел друзей

Затем мы уехали по делам в город, а когда вернулись, то увидели голубя на его привычном месте. Он обрадовался встрече. А вечером куда-то улетел, всю ночь его на хуторе не было, а наутро заявился с тремя друзьями или подружками серого окраса с темными пятнышками - редкое сочетание таких цветов.

Прибывшие голуби тоже не очень нас боялись, разрешая приблизиться на безопасное для них расстояние. Ночь все 4 голубя провели в усадьбе, а наутро улетели в неизвестном направлении. Назад вернулся лишь наш Гуля. А потом и он исчез. При всей к нему симпатии и даже любви все же хочется, чтобы он вернулся в привычную среду обитания - в свою стаю или на голубятню.


Видимо Гулька и с нами расставаться не хотел, и в родную стаю его сильно тянуло. Может, исчезнув "по-английски", он просто сделал свой выбор?