„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2025. gada 16. janvāris
Ceturtdiena
Lida, Lidija
+0.1 °C
neliels sniegs

Рикава

 

Следующая история Железнодорожный мост

 


Двести, сто, восемьдесят лет назад большинство жителей Латгалии были крестьянами. Конечно, были и другие профессиональные группы - чиновники, торговцы, солдаты, священники, интеллигенция и др., но крестьян было больше всех!

В то время сельское хозяйство было очень трудоемким, около 70% населения трудилось тяжело и много, чтобы прокормить себя и других.

Тем, у кого было очень мало земли, приходилось заниматься каким-либо ремеслом. Ремесленники (кузнецы, гончары, каменщики, ткачи, плотники, кожевники, портные и др.) были второй по численности группой в то время.

 


Мой дед Никодим был из Рикавы. Еще будучи мальчишкой, он хорошо владел различными ремеслами, поэтому его приняли, говоря современным языком, в бригаду, которая строила разные здания для других. Они что-то строили возле Озолмуйжи, там он познакомился с моей бабушкой Эмилией. Ууже хотели пожениться, но что-то приключилось и дед вместе со своим двоюродным братом добровольцами ушли в солдатам. Побывали на разных фронтах и в разных армиях,1 вернулись в Латвию примерно в 1922 году. Бабушка все время молилась и надеялась, что с красивым и трудолюбивым Никодом ничего плохого не случится и он вернется домой. Так и случилось - сыграли свадьбу, и дед стал примаком у Циловых.2

Поездки на Пупиню (так в Рикаве называют дни поминовения усопших, которые проходят в первое воскресенье после 15 августа) - одно из самых ярких воспоминаний моего детства. Вез обычно брат отца Валентин, потому что у нас тогда не было машины.

Сначала месса в Рикавском храме. Это первый костел в моей жизни, который я действительно помню. Внутри полно людей, звучит латынь.

Затем шествие к близлежащему кладбищу, в середине которого находится могила Панска. в дальнем левом углу кладбища похоронены Лукашевичи - отец моего дедушки Доминик и др.

После кладбища обычно ездили в Угулево. За лесочком, в самом начале деревни, жил старший брат дедушки Янис с Борболой, сразу на правой стороне дороги Адаля. Угощение было аскетичным и застолье тихим.

Рассказывали о временах войны, когда поблизости в огромном лесу жили самые разные вооруженные люди. На другом берегу леса Угулево находится Асинова - родные места Антона Матвеянса и Яниса Элксниса. Они опубликовали свои воспоминания о жизни недалеко от этого леса.

На опушке леса возле дома родителей Антона, Алоиза и Язепа Яниса и Борболы рос орешник, здесь я собрал первые орехи в своей жизни. По другую сторону этого дома через поле также были леса.

 


Дом Яниса и Борбола был на два конца, посредине с верандой. Ничего лишнего, все чисто. Небольшой вытянутый двор посередине, перед жилым домом сразу сарай и хлев. Боковые стороны зданий обращены к дороге.

На противоположной стороне небольшая банька, где я впервые в жизни узнал, что такое баня. Приехали с Антоном на его мотоцикле с люлькой, он топил баню, мне нужно было помочь наносить воды. После бани мы спали укрывшись каждый в своей постели в комнате, где в углу у двери стояла выкрашенная в белый цвет каменная печь.

Угулева была большой деревней, в 70-е годы еще были дежурные пастухи, пасшие весь скот деревни.

Если нужно было на родину моего деда, говорили по-разному - Рикова, Угулева,3 Вална коктс.

Младшие братья дедушки Онтонс и Язепс жили в Рикаве. Онтонс был человеком добродушным, хорошо играл на мандолине. Его призвали в легион, у нас дома была его фотография из Волхова - он стоит один в блестящих сапогах, с мечом на боку, сзади железнодорожный мост. С войны не вернулся.

Второго брата дедушки Язепа призвали в Красную Армию в 1944 году. Насколько я помню из разговоров родителей, он был ранен где-то под Мадоной и умер где-то в больнице.

Фамилия Лукашевич издавна встречается в Андрупене и др. Я из тех Лукашевичей, которые родом из Рикавы. Тех, кто служил здесь в местном поместье, потом возделывали землю, ходили в школу.

В Рикаве школа была основана в 1914 году. «Во время войны работала с перерывами. Работа восстановилась во времена Латвии. Арендовали помещения, которые были очень плохими. В 1927 году школу переместили в Вецрикавский замок, но в 1928 году реорганизовали в 6-летнюю».4 В 1937 году в школе училось 267 учеников.

„Pa sarkaniem ķieģeļu vārtiem

Mēs jaunībai pretī steidzam...”

Этими словами выпускников и бывших сотрудников Рикавской начальной школы приглашали на мероприятие, посвященное 85-летию школы, которое состоялось 28 мая 2011 года.5 Школа работала с 1926 года, но сейчас это уже не имеет значения, потому что в школы в Рикаве больше нет.

Поэт, педагог Ливия Лиепдрувиете в одной радиопередаче сказала, что помещики Рики начали строить это здание в неоготическом стиле в 1870 году, а закончили в 1875. Двухэтажное здание из красного кирпича, который изготавливали здесь, в Угулеве. На крыше усадьбы находился летний сад. Последними Рики, которые жили в Рикове, были Йозеф и София.

 

Перед усадьбой Рики построили храм.6 В Рикавском костеле до сих пор сохранилась мемориальная плита, на которой написано на польском языке, кто является основателями тутошнего костела.

С 1932 по 1939 год в Рикаве настоятелем был Езупс Свиклис. Первым местом работы священника был Даугавпилсский приход св. Петра, а Рикава было последним. Езупс Свиклис7 - личность интересная, таинственная. «Участник Латгальского конгресса 1917 года. С его фамилией связан случай, упоминаемый кое-где в литературе - попытка недовольных сбросить Е. Свиклиса в реку Резекне. В другом месте указывалось (см. С. Шкутанс, Acta Latgalica I, стр. 37), что этот факт не подтвержден. В похоронах Свиклиса приняли участие 12 священнослужителей. На могилу возложен один венок из сосновых веток, не было слышно ни одного прощального слова».8

На рубеже тысячелетий на поприще политики и культуры активно действовал Валдис Лаускис. Именно при его финансовой поддержке был издан роман "Valerjana dzeive i redzīni" (1996), написанный в соавторстве с Оскарсом Сейкстсом и мной. Валдис Лаускис поддержал многие мероприятия в Латгалии, спонсировал концерты, театральные постановки, издание компакт-дисков и книг и т. д. Когда он был депутатом 7-го Сейма, его большая заслуга в том, что в Закон о государственном языке была включена фраза о том, что «государство обеспечивает сохранение, защиту и развитие латгальской письменности как исторического варианта латышского языка».9

Валдис Лаускис руководил Даугавпилсским латгальским обществом, которое во время Второго Рождества обычно устраивало масштабные и сердечные балы. Так, в Даугавпилсе, я впервые увидел/услышал Рикавский этнографический ансамбль.10 Как они умели почувствовать и эмоционально насыщать публику! Какими бодрящими и полезно были разговоры за столом!

 


10 августа 2019 года в Рикавском доме культуры11 состоялась акция «Узор из шагов за старым окном» - в честь 65-летия этнографического ансамбля «Rikava».12

25-летие отмечалось в феврале 1981 года в Вилянском доме культуры13 в течение нескольких дней. Поздравить рикавских юбиляров приехали рижские "Skandinieki", капелла поселка Ерсика, ансамбль Латвийской государственной консерватории "Bizīteri", фольклорный ансамбль Латвийского государственного университета под руководством Бенедикты Межале, женский коллектив из Сауны и др. Выступали с концертами, рассказывали и учили, пели и танцевали со зрителями. На этом двухдневном празднике присутствовал Андрис Бергманис, который описывает официальную и неофициальную части мероприятия, а также цитирует слова Петериса Юрциньша: «Сегодня фольклористы становятся величайшими модернистами, а модернисты становятся фольклористами».14 Думаю, этот вывод актуален и сегодня.


1. В детстве я часто спрашивал о войне, но он мне ничего не говорил. Только пару раз - как кормили вшей, как чуть не утонул в реке вместе с пулеметом, о том, что, когда был кавалером, к его ноге прикрепляли длинное копье.

2. Никодем и Эмилия прожили долгую совместную жизнь, полную труда, радостей и бед.

3. Угулева - это очень лирическая деревня, место рождения и проживания нескольких поэтов.

4. Bebris P. Rikavas 6 kl. pamatskola // „Brīvā Zeme", 04.02.1937.

5. Rikavas pamatskolas.. // „Rēzeknes Vēstis", 14.05.2011.

6. Каменный храм построен на средства помещика Антония Рика. Год окончания строительства указывается 1829, иногда 1832.

7. Родившиеся около Наутрани в Свикли братья Андривс (1861–1928) и Езупс (1878–1939) Свикли похоронены в саду при Наутранском храме.

8. https://latgalesdati.du.lv/persona/762 (skat. 23.08.2021).

9. https://likumi.lv/ta/id/14740-valsts-valodas-likums (skat. 29.09.2021).

10. Мне очень нравятся как "Aulejas sievas", так и рикавский коллектив.

11. Этот дом культуры, построенный в конце советского периода, огромный. Однажды выступал здесь вместе с другими поэтами. Удивили залы, где в свое время показывали кино, масштабность.

12. Dundure A. Etnogrāfiskais ansamblis „Rikava” svinēs 65 darbības gadu jubileju // „Rēzeknes Novada Ziņas”, 25.07.2019.

13. Директором был Александр Спундзанс.

14. Bergmanis A. ... jau tajā tautasdziesmā ierakstīts // „Padomju Jaunatne”, 11.02.1981.