„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2025. gada 15. janvāris
Trešdiena
Felicita, Fēlikss
+2.2 °C
apmācies

Вторая моленная

Максим Поляк был легендой среди коллекционеров и краеведов. Еще будучи гимназистом, у шоссе возле озера Ковшу, на строительной площадке нового дома, он «нашел старинные монеты и чугунную статуэтку, относившиеся, как ему объяснили, к периоду шведского владычества».1 В 1958 году, когда Максиму Поляку было уже 70 лет, он завязал переписку с Лидией, сестрой Юрия Тынянова. В результате в местной резекненской газете появилась первая публикация - отрывок из автобиографии Юрия Тынянова о Резекне на рубеже XIX и XX веков.
«Староверы были похожи на Суриковских стрелков. Женщины ходили в яркой одежде, от которой даже снег пылал.

Староверы были большими любителями лошадей. Когда скапливались деньги, они ездили верхом на резвом, неуправляемом жеребце, держа в достойно вытянутых руках короткие поводья. У лошадей во рту была пена, они переминались с ноги на ногу, и казалось, что они отлиты из стали. Их украшали как женщин - голубые шелковые недоуздки, нежно-розовые ремешки. Каждый день рассказывали: «Жеребец унес Синицина. Сотню верст протащил Воробья".

У староверов были легкие фамилии птиц и животных - Синица, Воробей, Цветков, Васильков".2

Представьте или возьмите карту и начертите треугольник, вершинами которого являются: станция Резекне l - "Gors" - железнодорожные мосты через реку Резекне. Этот треугольник до Второй мировой войны назывался Слободой или Слободкой. Это был даже не Резекне, только в первые годы свободного государства Слобода была присоединена к городу.
Повезло Макаровке, Юпатовке, Плейкшни, Випинге - город присоединил их, но прежние названия не исчезли. Не повезло Стучева, Клеперова, Слободе. С 50-х до 90-х годов 20-го века это место, начинавшееся от жилых домов железнодорожников на улице Бривибас сразу за парикмахерской и заканчивавшееся железнодорожной поликлиникой напротив пивоварни, называлось районом Железнодорожников.
Также Свободой, потому что улица Бривибас (Свободы) была здесь центральной. Думаю, что название улицы Бривибас осталось от Слободы царских времен.3
Слободами или слабодками называли поселения свободных, вольных людей (не принадлежавших ни к поместью, ни к короне), обычно имевших всевозможные мастерские и производства.
Недалеко от города, возле Озолмуйжи, тоже были Слободы - русские и латышские. В советские годы Озолмуйжа была центром Слободского сельсовета, во многих моих документах так и было написано, что я отношусь к Слободскому сельсовету.

В Латгалии в так называемых слободах о жило много староверов. Поэтому неудивительно, что старообрядческий молельный дом или моленная в Резекне был построен именно в Слободе, на холме у реки.
Его называли по-разному - Крутовская моленная, Слободская моленная. Иногда Вторая моленная, потому что Первой часто называли ту, что на улице Ивана Синицина.
«Единственное, что может быть общим для всех религий христианской Церкви, - это вера в то, что Бог однажды посетил нашу землю в облике Иисуса Христа, и об этом времени был написан Новый Завет или Евангелие».4
У староверия тоже есть несколько ответвлений, в Резекне и его окрестностях в основном проживали так называемые федосеевцы.

В 1906 году было опубликовано первое письменное исследование самих латгальцев о соседствующих с ними народах.
"Русские к нам пришли в те времена, когда в Москве в 17-м веке русский патриарх (архиепископ) Никон начал вводить новые церковные законы и решил переделать русские молитвенники. Реформы Никона подняли среди русских большую смуту. Нашлось много таких, которые не захотели принимать новую книгу Никона. Против таких поднялся московский царь Алексей Михайлович и преследовал их. В те времена русские, которые пошли против новых книг и остались при старой вере, оставили свою родину, отправились в далекие чужие земли. Наша родина в то время была в руках поляков, здесь была большая свобода веры, поэтому здесь старо-веры поселились. Практически все староверы, которые живут среди нас, принадлежат к старинным родам и являются нашими соседями уже около трех сотен лет. Кроме староверов у нас есть еще много православных русских. Откуда они пришли? Они все пришли в более поздние времена и больше всего около 1863 года, когда российское правительство хотело сделать нашу землю русской и ослабить польские силы. [..] Наши люди не завидуют русским и живут с ними хорошо, мирно. Русские говорят по-латышски и латыши могут хорошо говорить по-русски. По языку иногда сложно узнать - латыш или русский, только длинные бороды и шапки показывают, что это русский, не латыш".5

Когда построили моленную в Слободке в Резекне, точных сведений нет. Точно известно, что в Слободская или Крутовская моленная работала в последнее десятилетие 19-го века.6 Говорят, что на берегу озера Ковшу, в конце нынешней улицы Цесу, была еще более старая моленная.
Основание Крутовской моленной было основано на дробленых камнях, в начале постройки была большая башня с четырехугольным основанием, на противоположном конце - меньшая с шестиугольным основанием. Моленную много раз перестраивали, ремонтировали.
Крутовская или Вторая моленная располагалась как бы в излучине реки Резекне, на холме. Во время паводков вода поднималась почти до основания храма. Раньше через реку было много разных пешеходных мостов, такой был и около Второй моленной. Весной 1938 года был построен мост, на одной стороне которого была Крутовская моленная, а с другой - конец улицы Базницас.
Возможно, это начало улицы Базницас, потому что на самом деле эта улица начинается именно с этого старообрядческого храма, который располагался прямо у моста через реку.

Деревянный мост в Слободке построили солдаты Резекненского гарнизона в быстром темпе, чтобы из казарм 9-го Резекненского пехотного полка добраться до Латгальского народного дворца и дальше. Этот мост стал называться Солдатским, но он также пригодился всем жителям Слободки и ее окрестностей.
Солдатский мост имел длину ровно 50 метров и был торжественно открыт 25 мая 1938 года. Сразу мост полюбился молодежи, сюда ходили гулять, фотографироваться и так далее.
Обычно фотографии делались так, чтобы был виден более красивый левый берег реки Резекне.7 Нередко на фоне были видны моленная, ее забор и окружающие деревянные дома.
После Второй мировой войны Вторая моленная с каждым годом рушилась все больше и больше. Крутовскую моленную снесли в 1964 году.
Если бы храм остался, он бы хорошо согласовывался с "Gors". Да, если бы "Gors" построили там, где он есть сейчас!


1. Lidina L. Vēsturnieks-entuziasts // „Ausma", 15.06.1958.

2. Tiņanovs J. Rēzekne, 900-ie gadi... // „Ausma", 15.06.1958.

3. Даже сейчас здесь еще можно увидеть соответствующие названия на стенах домов.

4. Paiders J. Islams un Rietumi. — Rīga: Zvaigzne ABC, 2001., 123. lpp.

5. Kaidas tautas dzejwoj pi mums // „Gaisma", 09.03.1906.

6. Это следует из публикаций местного краеведа Владимира Никонова.

7. Рядом с бывшим Солдатским мостом, на правом берегу реки Резекне, в конце 80-х годов 20-го века был построен новый микрорайон многоквартирных домов, в народе называемый Бухарест.