„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2025. gada 13. janvāris
Pirmdiena
Aira, Ārijs, Āris, Harijs
-3.3 °C
daļēji mākoņains

Украинская беженка Ирина: Это просто война

Прошло более 20 дней с момента вторжения России в Украину. За это время в ожесточенных боях погибли не только тысячи военнослужащих, но и большое количество мирных жителей, в том числе почти 100 детей. Более миллиона украинцев, в основном женщины и дети, бежали, спасаясь от опасностей войны. Наибольший приток беженцев приходится на соседние с Украиной страны Польшу, Молдову, Венгрию, Румынию и Словакию. В последние дни в Латвию, в том числе и в Даугавпилс, прибывает все больше беженцев из Украины.

Одними из первых в Даугавпилс прибыли юные украинские хоккеисты с мамами и младшими братьями и сестрами, всего 56 человек. Украинские военные беженцы размещены в служебной гостинице Даугавпилсского медицинского колледжа. Юные хоккеисты уже возобновили тренировки вместе со своими даугавпилсскими сверстниками. Решаются также вопросы, связанные с дальнейшим образованием детей беженцев.

В первой группе беженцев в Даугавпилс приехала Ирина, украинка, киевлянка, вместе с сыном Богданом, который тренировался в молодежной команде «Сокол» в Киеве. Она согласилась поделиться своими переживаниями и чувствами с «Латгалес Лайкс».

Взяли документы, собаку, черепаху и поехали

- В первые дни войны, когда на соседней улице сбили беспилотный летательный аппарат, мы вместе с мужем, ребенком и родителями взяли документы, собаку и черепаху и выехали из Киева на родительскую дачу на окраине города. Тем, кто не мог уехать, потом было труднее выбраться из города.

Помню, около пяти утра позвонила подруга и сказала, что «началось». Потом начались взрывы, был один очень сильный взрыв, началась паника, люди начали выбегать из домов. Если бы не услышали этого мощного взрыва, то, наверное, никуда бы не уехали.

В первые часы и минуты после начала войны просто не верилось в происходящее, когда в 21 веке вокруг тебя разрушаются здания, гибнут люди, это кажется чем-то сюрреалистичным.

Узнали о возможности спрятаться в бомбоубежище

- Мы прибыли в Даугавпилс по предложению Федерации хоккея Украины, которая в связи с началом войны в стране после обращения к латвийским коллегам разместила на своем профиле в Facebook объявление с предложением для юных хоккеистов тренироваться за пределами страны, потому что именно дети - та часть общества, которая наименее защищена от происходящего.

Об этом предложении от Федерации хоккея узнали, когда были в бомбоубежище. Для того, чтобы воспользоваться этой возможностью, необходимо было заполнить соответствующее заявление. Прежде чем его заполнить, долго сидели и думали, нужно ли вообще что-то подобное делать. После заполнения заявки плакали и чуть ли не каждые полчаса думали, что, может быть, стоит отказаться от намерения куда-то ехать. Мы до последнего надеялись, что обстрелы закончатся и дети смогут возобновить тренировки здесь, на месте. Однако, поскольку обстрелы и налеты не прекращались, а выбраться из страны с каждым днем становилось все труднее, мы решили уехать из дома.

Беседуя с другими приехавшими мамами, поняла, что решение покинуть родину и уехать беженкой далось почти каждой из них нелегко. Мы все надеемся и верим, что военные действия в Украине закончатся максимально быстро, мы сможем вернуться домой, а дети смогут возобновить тренировки в своих командах со своими тренерами, которые вложили в них всю свою душу и сердце, но теперь все были вынуждены разойтись. Кто-то укрылся у своих родственников за границей. В свою очередь, многие семьи юных спортсменов вместе с младшими братьями и сестрами воспользовались предложением федерации хоккея и приехали в Даугавпилс. Насколько я понимаю, мэр Даугавпилса тоже играет в хоккей и позаботился о том, чтобы беженцы могли получить приют в вашем городе.

Мы с сыном уехали, муж и родители остались дома

- Из Украины был организован централизованный выезд. Сначала мы с сыном поехали во Львов на своей машине, а муж и родители остались дома. Из Львова автобус Федерации хоккея довез нас вместе с другими беженцами до границы. После ее пересечения пересели в латвийский автобус, который доставил нас в Даугавпилс.

Часть беженцев, прибывших в Даугавпилс, добиралась до Львова поездом с Киевского вокзала. Примерно за час до посадки на поезд на вокзале прогремел взрыв. Говорят, что была сбита летящая ракета. Взрыв повредил нагревательный кабель. Вскоре после взрыва нужно было садиться на поезд до Львова. Люди были очень напуганы, не было уверенности, что повторных взрывов не будет.

Федерация выдала беженцам билеты, но когда они сели в вагоны, многие из обозначенных мест были уже заняты - на них сидели другие люди. В вагонах поезда было очень много людей. Сейчас ситуация намного серьезнее и выехать стало еще сложнее. Люди уехали из Харькова, Сум, Мариуполя. У меня нет слов, чтобы описать, что сейчас происходит в этих городах.

Мозг до сих пор отказывается принять, что в Украине идет война

- На самом деле очень сложно говорить о том, что происходит у нас на родине, это видит весь мир. То, что сейчас происходит в Украине, даже в самых страшных снах не снилось. Если честно, мозг еще многое отказывается воспринимать и ты относишься к происходящему как к жуткому кино, которое идет как бы параллельно с твоей жизнью. Нужно время, чтобы полностью осознать, что идет война, гибнут люди, дома, школы и больницы подверглись бомбардировке, что происходит то, что происходит.

Ирпень, Гостомель, из которых сейчас люди не могут выехать из-за обстрелов, находятся всего в 20 километрах от нашего дома. Люди прячутся от бомбежек в погребах, дома нет ни электричества, ни связи, прекращена подача газа и тепла.

Я знаю семью, которая занималась интеграцией в общество людей с ограниченными возможностями, сами будучи в инвалидных колясках, молодая и энергичная. Они живут в Ирпине, пишут о бедственном положении в соцсетях, что теперь остались одни, без чьей-либо помощи и не могут выехать. Они обратились в различные организации по всему миру — не нужно нас освобождать, просто спасите.

Когда мы уезжали из дома, сначала не знали, куда попадем. Если бы знала заранее, что приедем в Даугавпилсе, который, как оказалось, достаточно многонациональный город и жители которого по-разному относятся к тому, что происходит в Украине, я не уверена, что согласилась бы на это. В начале, когда узнали, что в Даугавпилсе часть населения живет в другом информационном поространстве, было немного страшно.

Благодарна за то, что ваша страна и Даугавпилс предоставили нам убежище, а нашим детям возможность заниматься спортом. Спорт позволяет детям отключиться от ужасов войны и не накапливать в себе этот негатив, потому что каждый из них по-разному переживает этот стресс.

Надеемся, что скоро будем вместе дома

Несмотря на то, что у России огромная армия, защитники Украины яростно сопротивляются, а противник ежедневно теряет десятки и сотни единиц боевой техники и сотни и тысячи солдат. Мы защищаем свою землю, а война в Украине идет, по сути, не первый, а восьмой год.

Все началось с Евромайдана, затем Россия оккупировала Крым, а позже начались военные действия на границе с самопровозглашенными Луганской и Донецкой республиками. Понятно, что эта война была бы невозможна без военной поддержки боевиков со стороны России, иначе где бы они взяли свое оружие.

Есть много мальчиков, которые потеряли своих сослуживцев. Есть много семей, которые остались без отцов, братьев, сыновей. Есть много детей, которые родились после того, как их отец погиб на войне. До последнего не верилось, что локальный военный конфликт перерастет в полномасштабную войну.

Пытаясь оправдать свое вторжение в Украину, Россия сослалась на защиту своих соотечественников в Украине, потому что они подверглись насилию. История показывает, что было немало мест, которые Россия когда-либо защищала. Но все мы видим и знаем, чем все это заканчивается и как живут эти страны сегодня.

Когда они приехали освобождать Украину от, как сами говорят, неонацистов, наркоманов и не известно кого еще, почему-то их никто не встретил с цветами. Сейчас бои идут вокруг Харькова и других мест, где много русских, много смешанных семей. Есть населенные пункты, которые практически стерты с лица земли. Кого они там защитили или освободили?

Эта война в Украине также является информационной войной. Хотя каждая из противоборствующих сторон подает информацию так, как выгодно каждой, есть здравый смысл, а также позиция стран мира, лишь немногие из которых встали на сторону России, а все остальные поддерживают Украину в войне.

Мы регулярно поддерживаем контакты с нашими родственниками в Украине. Очень надеемся, что скоро сможем вернуться домой и снова быть вместе.