„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2025. gada 13. janvāris
Pirmdiena
Aira, Ārijs, Āris, Harijs
-3.2 °C
daļēji mākoņains

В Даугавпилсе почтили память жертв коммунистического геноцида

В пятницу, 25 марта, в Даугавпилсе в память о жертвах коммунистического геноцида состоялось богослужение в костеле Св. Петра, после чего последовала минута памяти в сквере А. Пумпура у памятника "Невинным жертвам красного террора".

Обращаясь к участникам мероприятия, председатель Даугавпилсской думы Андрей Элксниньш подчеркнул, что сейчас особенно важно помнить об этих трагических событиях, когда люди были депортированы, семьи разлучены, и многие так и не вернулись домой, и действовать так, чтобы ничего подобного больше никогда не повторилось.

Говоря о депортациях, депутат Даугавпилсской думы Янис Лачплесис отметил, что и сегодня нельзя расслабляться, потому что «похожее дыхание» можно ощутить совсем рядом. В 1939 году началось вторжение СССР в Финляндию. Сейчас Россия вторглась в Украину, и ситуация похожая. Во избежание повторения трагических событий важно уметь защитить независимость собственной страны.

Командир 34-го батальона Земессардзе Анатолий Дерюгин отметил, что 25 марта - один из трагических дней в истории Латвии, когда более 40 тысяч жителей страны, в том числе 10 тысяч детей, молодежи и стариков, были сосланы в Сибирь. Этому преступлению государственной власти агрессора против населения, организованного геноцида нет ни оправдания, ни срока давности. «Сейчас мы должны быть бдительными и готовыми мобилизовать наши знания, способности, сердца и умы для укрепления комплексной обороноспособности Латвии, чтобы подобные трагические события больше не повторились», - подчеркнул Анатолий Дерюгин.

Ливия Янковска, депутат Даугавпилсской думы и руководитель Даугавпилсского латышского общества, заявила, что память об этих событиях особенно важна для молодежи, потому что это не просто исторические справки, а жизни людей. Даже сегодня многие вынуждены покидать свои дома. Хоть люди и разные, но свою страну надо уважать и уважать друг друга.

 

Слава Богу, что этот ребенок все еще жив

Участники мероприятия также имели возможность услышать истории жизни нескольких человек, переживших депортацию. Руководитель Даугавпилсского клуба политически репрессированных Геновефа Кечина рассказала, что ее семью вывезли из Вараклян. За тысячи километров отправили ее маму, папу, бабушку и дедушку по линии отца, а также двух ее сестер, одной из которых было три года, а другой 11 дней. Она родилась у родителей уже в Сибири. Домой Геновефа вернулась в возрасте шести лет.

Вскоре после вывоза семьи сестры матери получили известие о том, что вывезенная сестра выбросила с поезда младшую дочь на участке Виланы – Резекне, потому что она умерла в пути. Недолго думая, сестры отправились на поиски мертвого ребенка, чтобы его похоронить. Вот так по железной дороге дошли от Вилян до Резекне, но ребенка так и не нашли. Подумали, что собаки, вероятно, съели. Но слава Богу, эта малышка жива и по сей день.

 

Выжили, потому что отец спрятал его под кроватью

Историю жизни своей бабушки Моники Дрелинги, родившейся в Ливанской волости в 1936 году, рассказал ее внук. В ноябре 1945 года, когда мать уехала к родственникам, в дом вошли лесные братья. Их выследили российские солдаты и начался обстрел. Бабушка и ее сестра спаслись, потому что отец спрятал дочерей под кроватью.

Затем солдаты приказали отцу поджечь дом. Дождавшись, когда дом сгорит, солдаты увезли папу. Дочери жили с матерью в хлеву, мать заботилась о своих девочках, ждала возвращения мужа домой, ездила в лес, пилила бревна и строила новый дом. Рано утром 25 марта 1949 года семью увезли на станцию Ливаны, а оттуда в Сибирь. Через две недели семья прибыла за 6000 километров в Омскую область, где их разместили в доме вместе с еще семью семьями. На каждую семью была выделена одна лавка. Все жили в тесноте и грязи, мылись в ручье, еду готовили во дворе на костре. Затем жили в бане с пятью другими семьями.

Взрослых возили на работу, дети очень хотели есть, поэтому на печке пекли картофельные очистки. В 14 лет бабушка начала работать на лесопилке, где проработала четыре года. Только в 1958 году она была снята с учета как несовершеннолетняя и смогла вернуться домой. Сейчас она балует двух взрослых сыновей, четырех внуков и троих правнуков, выращивает самые красивые цветы и печет самые вкусные пироги. Она сильная женщина и никогда не жалуется.

 

От побережья Клайпеды до побережья Красноярска

Рассказывая о трагических поворотах своей жизни, Алдона Битиня поведала, что была депортирована с побережья Клайпеды на побережье Красноярска и десять лет жила там в Кежминском районе под Ангарой. С побережья Клайпеды в Кежму был сослан 651 человек, в том числе 38 из поселка, где родилась ее мать, и 68 из поселка, где родился ее отец.

И отец, и дед Алдоны умерли в Сибири. Благодаря поддержке добрых людей их останки удалось перевезти на родину и перезахоронить на Эндриявском кладбище.

Алдона Битиня также благодарна своим преподавателям из Даугавпилсского университета, многие из которых уже умерли, они помогли «сибирским детям» получить образование, которое позволило им устроиться на работу и вырастить детей.

 

Призывает не забывать уроки истории

Обращаясь к собравшимся на мероприятии, участник движения сопротивления Янис Расначс отметил, что события, к сожалению, имеют тенденцию к повторению: «То, что сейчас происходит в Украине, где разрушаются города, гибнут мирные жители, заставляет задать вопрос - а ты в безопасности? Да, нас защищает НАТО, у нас есть различные соглашения, которые защищают Прибалтику, но мы не знаем, насколько это надежно. Мы не знаем, что будет завтра, через неделю или через месяц».

Еще месяц назад не думали, что в Украине будет война, что Европу захлестнет волна беженцев - не тысячи, а миллионы людей, которых нужно будет где-то разместить, что придется столкнуться с неонацизмом, исходящим из так называемого «русского мира». "Есть такая хорошая советская поговорка - ничто не забыто и никто не забыт. У нации, у общества, которое помнит, что когда-то было, будет будущее. Мы платим за это будущее сейчас и, возможно, дорогой ценой. Однако, как известно, чем дороже товар, тем выше качество. Поэтому нам не стоит скупиться на цену, которую мы можем заплатить, заботясь об украинских беженцах и жертвуя для латвийской армии, потому что неизвестно, как все будет двигаться дальше. Украинский народ уже платит за завтрашнюю Европу своими жизнями и имуществом», - подчеркнул Янис Расначс.

То, что делал НКВД, был просто ужас

Семья отца Яниса Расначса родом из Могилева в Беларуси. Ее путь страданий от репрессий большевиков начался в 1938 году, когда был застрелен его дядя Хенрик Гринберг. Он был офицером Рабоче-Крестьянской Красной Армии и, как это было "модно" в то время, обвинялся в разведке в пользу японцев, австралийцев или еще кого. Семья также была репрессирована. То, что делали в деревне подразделения НКВД, был просто ужас, рассказывала Янису его тетя Лиза Гринберг.

Повествуя о семье своей матери, Янис рассказал, что ей едва удалось избежать Даугавпилсского гетто – ей просто повезло несколько раз. Ее дяди - Калванс, Лошакс, Пупиньш, а также отчим Нордс - были арестованы и отправлены на принудительные работы в Воркуту, Магадан и Норильск. Их семьи также были депортированы в Омск и другие лагеря.

"На этом фоне я получил достаточно информации, чтобы «полюбить» эту советскую родину. Я был участником движения сопротивления с 19 лет, когда здесь, в Даугавпилсском районе, были уничтожены первые флаги оккупационной власти. В далеком 1986 году ко мне на работу пришли чекисты, поставили к стенке и приказали рассказывать о моих подвигах. В противном случае пригрозили вызвать свидетелей, потому что, если они откроют рот, мой рот будет закрыт надолго», - вспоминает Янис.

Сегодня орда с востока хочет завоевать земли, которые считает частью своей империи. Среди жителей Латвии есть сторонники этой империи, которые ждут прихода «освободителей», чтобы они пришли и освободили русскоязычных, как это делают в Мариуполе, от которого мало что осталось, в Харькове и других украинских городах.

«Я убежден, что мы уже в списках тех, кого депортировать следующими, если Путину удастся реализовать то, что он запланировал для восстановления великой Российской империи», - предостерег участник сопротивления.

Нельзя допускать повторения событий

Пропагандистские каналы российского телевидения в настоящее время закрыты. Янис считает, что это нужно было сделать еще 20 лет назад, когда Путин публично признал, что величайшей трагедией ХХ века был не холокост, не 50 миллионов жертв Второй мировой войны, а распад СССР.

"Когда 20 лет назад в России был восстановлен гимн Советского Союза, мы не должны были пропустить этот «звоночек». Нужно было понять дальнейшее развитие событий. Но тогда была милитаризация России. Деньги, которые эта страна получала за проданные нефть, газ и другие полезные ископаемые, использовались не для освоения огромных просторов России, многие из которых до сих пор не освоены, а для производства танков и самолетов, на которых сейчас убивают народ Украины, и ракеты, нацеленные на Европу. Угроза ядерной войны - вот что обещает нам "утро Путина», - предупредил Янис Расначс.

Чтобы не допустить развития подобных событий, по мнению участника движения сопротивления, необходимо разоблачить ложь пропаганды и поставить на место тех, кто мечтает о создании здесь Латгальской Народной Республики. «Мы можем молиться, чтобы Бог предотвратил то, что задумали эти нелюди, которые думают о колючей проволоке, депортациях и концентрационных лагерях для тех, кто, с их точки зрения, является врагом народа», — заключил Янис Раснач.

В этом году исполняется 73 года со дня депортации в марте 1949 года, когда из Латвии в наиболее отдаленные районы СССР было сослано около 42 тысяч человек. Омский, Томский, Красноярский, Иркутский и Амурский районы в далекой Сибири стали их местом жительства на долгое время. Многие не вернулись из ссылки. 25 марта из Даугавпилсского округа было депортировано 1468 человек, в том числе 113 детей в возрасте до семи лет.