„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2024. gada 23. septembris
Pirmdiena
Vanda, Veneranda, Venija
+15.7 °C
daļēji mākoņains

Железнодорожной станции «Земгале» - почти 100 лет

В этом году исполняется 100 лет с момента начала работы некогда мощной железнодорожной станции «Земгале». Как пограничная станция, которая раньше соседствовала с Польшей, а ныне Литвой, существовала в период с 1922 по 1944 годы. В бывшем здании вокзала, которому с 2006 года присвоен статус памятника архитектуры, теперь находится красивая Земгальская католическая церковь Святого Креста.

Станция «Земгале» когда-то строилась и развивалась первым свободным Латвийским государством как стратегически важный железнодорожный узел для укрепления границы, а также для создания хорошего впечатления у туристов из Польши и Литвы, а также ищущих работу, въехавших в процветающую независимую страну. В свое время перед станцией было 17 путей — латвийский экспортный товар сортировался для дальнейшей отправки, и фермеры возили его сюда, чтобы доставить сахарную свеклу и заказать из Риги необходимые товары. Здесь оформляли визы в европейские страны и работали таможенники.

Строительство Земгальской станции на железнодорожной линии Санкт-Петербург-Варшава на участке между Даугавпилсом и Курземе также способствовало становлению и развитию деревни Земгале как населенного пункта Деменской волости Аугшдаугавского края. Она в итоге получила статус густонаселенного места (села) в 1932 году.

Станцию Земгале спроектировал архитектор Янис Нейя. Строительство каменного здания площадью 782 квадратных метра было завершено в 1928 году, его левое крыло было сдано в эксплуатацию еще в 1927 году, а центральная часть – через год, и она единственная сохранилась до сего дня.

По проекту планировалось построить правое крыло станции, но задумка так и осталась лишь в планах. После Второй мировой войны, в начале 1960-х годов, стало ясно, что прежние грандиозные цели уже не актуальны, а здание вокзала стоит в стороне от путей. Оно стало никому ненужным с перфорированной крышей, стоковыми и заплесневелыми стенами, пустыми окнами и дверными проемами.

Искали место для храма, нашли заброшенную станцию

Приход Земгальской католической церкви Чести Святого Креста основан в 1922 году и принадлежит Елгавской епархии в составе духовенства Римско-католической Рижской митрополии. Католики, живущие в Земгале и его окрестностях, принадлежат к церкви. Величайшим праздником является день Святого Креста.

Бывший настоятель прихода Вячеслав Росляк, имеющий большие заслуги в восстановлении церкви, рассказал «Латгалес Лайкс», что местный костел сгорел на Рождество 2002 года. В здании явно были проблемы с отоплением. Перед рождественской службой печь топили сильнее, чтобы согреть людей. В результате что-то пошло не так, и здание загорелось.

«По мере того, как люди теряли место молитвы после пожара, начались поиски новых помещений, и мы вспомнили об этой заброшенной станции, которая по своей архитектуре напоминала церковь. Архитектор при проектировании вокзала в то время, наверное, не думал о божьем доме, но здание было выполнено в виде креста и купола», — рассказал В.Росляк.

Регина Бейнарович, руководитель прихода, вспоминает: «Это здание стояло пустое, заброшенное и никому не нужное. Священники Гривы и Лауцеса, посетившие эту сторону, решили создать церковь в этом заброшенном здании, потому что старая сгорела. В ходе переговоров с представителями Latvijas dzelzceļš была достигнута договоренность о выкупе неиспользуемого имущества предприятия - Земгальской станции за 500 латов. На тот момент здание находилось в ужасном состоянии, в нем не было ни окон, ни дверей. Крыша протекала, краска облупилась».

Для того, чтобы построить в нем церковь, вокзальному зданию пришлось с нуля делать крышу, ставить окна и двери, красить стены, все привести в порядок и установить крест. В конструкции самого здания ничего не изменилось. 6 сентября 2006 г. состоялось торжественное открытие отреставрированного храма, который освятил епископ Антон Юст. Сейчас зданию присвоен статус памятника архитектуры, и в конце 1920-х годов оно отметит свое столетие.

«После чего-то плохого Бог обычно дает что-то хорошее. Возможно, создание этой церкви было промыслом Божиим. Если бы не пожар в старом молельном доме в далеком 2002 году, мы бы, наверное, сейчас не стояли в этом храме», — поделился своими мыслями священник.

 

Три года на восстановление

«Как только мы купили здание, сразу же начали в нем молиться, и каждое воскресенье служили Святую Мессу с участием 20 - 30 человек. В церкви также пел детский хор. Мы создали алтарные проекты. Алтари и предметы интерьера позже изготовили ученики Рижской школы ремесел под руководством преподавателя Арвида Верзе. Это стало их дипломной работой», — рассказывает Росляк.

Со средствами было сложно, пенсионеры — люди небогатые, и им самим нужны деньги, чтобы прожить. «Мы обратились за помощью к предпринимателям, банкам и соотечественникам всего мира. Жертвовали сколько могли—кто 100 латов, кто—400. Писали письма в латышские общества в США, Канаду и Австралию. Американцы отписались, мы получили 500 долларов из Канады и 200 долларов из Австралии», — вспоминает Бейнарович.

Местные предприниматели также очень помогли приходу с материалами, необходимыми для строительства. Немецкая благотворительная организация Bonifacius werk помогла с ремонтом крыши. Настоятель Вячеслав Росляк отмечает, что большая часть из почти 20 000 евро, необходимых для ремонта храма, была пожертвована жителями, которые также приезжали, работали и восстанавливали храм. Никакие компании тогда не привлекались, разыскивались сотрудники, жертвовавшие своим временем и трудом за символическое вознаграждение на ремонт храма. Средства на восстановление храма жертвовали не только католики, но и представители других конфессий. Хотя суммы были невелики, но они шли от души.

Здание постепенно приводилось в порядок. После трехлетней реконструкции церковь была освящена в 2006 году. Над куполом теперь виден красивый резной крест из дубовых деталей. Молитвенный зал и алтарная комната удивляют своим изысканным и, можно сказать, аристократическим обустройством.

Красивый алтарь, напоминающий миниатюрную церквушку и увенчанный куполом с распятием, встроен в восточную часть здания, где ранее стояли вокзальные двери, которые вели на перрон. Правый боковой алтарь посвящен Пресвятому Сердцу Иисуса, а левый боковой алтарь украшен изображением Девы Марии с младенцем Иисусом на руках, привезенным из Польши. Александр Маделан, священник Римско-католической церкви в Даугавпилсе, картину, которую он купил у бездомного за десять латов, подарил алтарю, посвященному Святому Сердцу Иисуса. Ранее она украшала церковь Спрукта в Науенской волости Аугшдаугавского края, но была украдена.

 

Святое место никогда не будет пустовать

«В непосредственной близости от церкви проживает около 80 человек. В основном это пожилые люди, которым трудно добираться до храма. Следовательно, богослужения посещает небольшое количество людей», - отмечает Росляк.

Регина Бейнарович говорит, что бывали случаи, когда на службу приходили четыре, два или даже один человек. Когда приходит шестеро, это уже много. Больше людей посещают в церковь на Пасху и Рождество.

Службы проходят каждое воскресенье на русском и польском языках, так как здесь живут поляки и белорусы, а Регина чуть ли не единственная латышка в приходе.

В начале, когда сообщили, что Covid-19 — смертельная болезнь, люди были очень напуганы и большинство из них сидели дома, не ходили в церковь. «Люди боялись и вируса, и вакцин, потому что не знали, какие могут быть последствия, потому что вакцины были новые, экспериментальные», — добавляет Р.Бейнарович.

Теперь, когда люди поняли, что с этой заразой можно жить, жизнь церкви продолжается. Хотя количество людей в сельской местности уменьшается, священник выразил надежду, что в Земгале – на краю земли, у храма есть будущее. «В церкви новый священник. Надеюсь, он сможет собрать людей. Говорят, что святое место не остается пустым. Есть надежда, что Бог также определит будущее земгальской общины. Всегда нужно жить с надеждой», — подчеркнул Вячеслав Росляк.