„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2024. gada 23. septembris
Pirmdiena
Vanda, Veneranda, Venija
+9.7 °C
daļēji mākoņains

В Даугавпилсе открыта мемориальная плита выдающемуся врачу Элине Роне

В честь заслуженного врача, выдающегося гинеколога Элины Роне (1920 - 2011) за ее профессиональную деятельность в минувшие выходные в Даугавпилсе у здания бывшего родильного дома на улице Варшавас, 43А была торжественно открыта посвященная ей мемориальная плита. Мемориальная плита изготовлена на средства членов семьи и украшена бронзовым барельефом Элины Роне работы скульптора Светланы Савельевой.

34 года работы Элины Роне связаны с Даугавпилсом. В 1952 году начала работать врачом в Даугавпилсском родильном доме, а с 1963 по 1973 год была главным врачом родильного дома. С 1973 по 1986 год работала заведующей женской консультацией Даугавпилсской городской поликлиники. Элина Роне завершила свою профессиональную карьеру, работая в больнице Гайльэзерс в Риге. В 1961 году на Рижской киностудии был снят фильм о докторе Элине Роне.

 

За огромный вклад - орден Ленина

Выступая у мемориальной плиты, первый заместитель председателя Даугавпилсской думы Алексей Васильев сказал, что места памяти известным людям в Даугавпилсе открываются не так часто, и отметил, что вклад доктора Роне в развитие родовспоможения в городе огромен. За этот большой вклад она еще во времена СССР была удостоена высшей на тот момент награды страны - ордена Ленина. У нее лечились пациенты не только из Даугавпилса, но и из других городов Латвии, а также из Литвы и России.

Руководитель самоуправления также отметил, что сегодня мы можем оценить, что значит нехватка врачей, особенно хороших врачей, и сообщил, что городской думе в очередной раз пришлось рассмотреть вопрос об увеличении муниципального финансирования выпускников медицинских вузов, которые берутся работать в Даугавпилсе после окончания обучения.


Родилась в сибирской латышской семье


Внук Элины Сергей Ронис, рассказывая о своей бабушке, отметил, что она родилась в 1920 году в Сибири в латышской семье. Пережила депортацию, потому что семью посчитали кулаками, к тому же были еще латышами. Несмотря на все пережитое, она не винила в случившемся какую-то одну конкретную национальность, говоря, что во всех национальностях есть плохие и хорошие люди и призывая внука запомнить это на всю жизнь.

Несмотря на то, что Элине приходилось идти до школы пешком даже 15 километров, что ее мать болела, она не опустила руки, а поставила перед собой цель - помогать людям, стать врачом, чтобы свою маму вылечить. Для достижения своей цели она поступила в Томское медицинское училище. Позже работала в подмосковном госпитале во время Второй мировой войны. После этого она долго не могла забыть, как ужасна война и как страшны ранения солдат, и ей очень хотелось, чтобы эти ужасы больше никогда не повторились. К сожалению, сегодня это снова происходит.

Когда в конце войны в 1945 году у Элины появилась возможность вернуться на родину деда, она была готова хоть пешком идти из Москвы в Латвию. Несмотря на то, что родилась не в Латвии, она была очень счастлива и благодарна за то, что смогла начать работать на родине своих бабушки и дедушки и делать это в профессии, которую любила.


В должности главного врача


Сначала она работала в Валмиере, но затем ее отправили в Даугавпилс, где она начала работать в Отделе здравоохранения. В 1953 году начала работать врачом в Даугавпилсском родильном доме. После десяти лет напряженной работы она была назначена главным врачом родильного дома благодаря своим профессиональные качествам, а не знакомствам, и провела на этой должности десять лет. Далее последовала работа в Женской консультации, что было в то время своего рода новинкой в Латвии, которую она внедрила и воплотила в жизнь.

Она была не только врачом с большой буквы, но и с пониманием, уважением и сочувствием относилась к людям, независимо от того, какой они были национальности и какое положение занимали, будь то простой рабочий или представитель интеллигенции. Так как она поступала не так, как предписано, а как подобает каждому врачу, ей иногда приходилось уделять человеку больше внимания и времени, чем положено. В результате были такие дни, когда она приходила домой после работы за полночь.

Такое отношение к себе люди чувствовали и оценили. «Когда я в последний раз был в Даугавпилсе с бабушкой в 1994 году и мы ехали в трамвае, к ней часто подходили люди и благодарили - Элина Яновна, спасибо вам за это, спасибо вам за это. В свою очередь на рынке некий мужчина сказал ей - Элина Яновна, возьмите бесплатно, от меня, за то что вы тогда для меня сделали. Она много лет уже не работала, но, идя с ней по городу, можно было видеть, что ее знают, любят и уважают. И это была большая честь для нашей семьи», - рассказал Сергей Ронис.


Главное - быть человечным


Несмотря на трудности переходного периода, Элина Роне также была очень рада восстановлению государственной независимости Латвии в 1991 году. Таким образом, она не только пережила возвращение на землю своих предков, но и дождалась восстановления независимости страны.

«Бабушка научила нас, что самое большое наследие и богатство - это не ордена и имущество, а человеческие качества: быть патриотом своей земли и города, никогда ни на что не жаловаться, сохранять оптимизм и радость жизни, несмотря ни на что - быть человечным по отношению к каждому», - сказал Сергей Ронис.

В конце своего выступления внук Элины Роне выразил гордость тем, что члены семьи смогли в этот день стоять здесь и почтить ее память, вместе с современниками перенеся ее наследие для будущих поколений.


Интернета тогда не было...

Председатель правления Даугавпилсской психоневрологической больницы Сармите Кикусте, которая в свое время возглавляла Даугавпилсский родильный дом до его объединения с Даугавпилсской региональной больницей в 1998 году, отметила, что старшее поколение врачей, с которыми она имела честь работать вместе, были специалистами, на которых держалась вся работа родильного дома.

"В то время не было интернета, не были доступны международные научные исследования, в книгах тоже многое не было описано, и знания важно было «впитывать» от опытных коллег. Кроме того, врач-гинеколог, особенно акушер, - это профессия, где ты постоянно находишься как на «пороховой бочке», когда тебе в любое время могут позвонить и вызвать на работу даже ночью», - пояснила Сармите Кикусте.

В качестве примера она рассказала особенно памятный для нее случай: "Никогда не забуду, как доктор на своем «Жигули» со скоростью 140 км/ч ехала по улице 18 Новембра, доехала до Роддома, оставила машину открытой и побежала в приемное отделение, где одной из рожениц нужно было срочно делать кесарево сечение, чтобы спасти жизнь ребенка».

Сармите Кикусте гордится тем, что семья Элины Роне взялась за эту непростую задачу упорядочивания истории, подготовила проект, сделала и установила мемориальную плиту, а также поблагодарила семью за сохранение истории даугавпилсской медицины и передачу ее будущим поколениям. Если эти факты истории медицины не систематизировать, то через десять лет никто просто не вспомнит, что когда-то здесь был Роддом, что в Даугавпилсе была Инфекционная больница, Гривская больница, Наркологическая больница, Онкологическая больница, и т. д.

В продолжение мероприятия внуки Сергей и Элина открыли мемориальную плиту Элине Роне под звуки виолончели. Многие из ее бывших коллег и пациентов, представители даугавпилсских медицинских и культурных учреждений также пришли к мемориальной плите, чтобы почтить память выдающегося врача и возложить цветы.