„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2025. gada 12. janvāris
Svētdiena
Reina, Reinholds, Reinis, Renāts
-1.0 °C
apmācies

По жизни с ангелом-хранителем

Без малого 85-летний житель поселка Межциемс со стажем пребывания в нем почти 75 лет Владимир Матвеев - человек уникальный и талантливый. Он мастер спорта СССР по пожарно-прикладному виду спорта, шашист - перворазрядник, участник церковных хоров, пожарный, не раз рисковавший жизнью в сложных ситуациях, танцор, а еще работник цирка. По признанию героя этого материала, он прожил жизнь не зря и вполне ею доволен.

Семья из 10 «я»

Владимир Иванович родился в 1937-м году в городе Ухта Коми АССР в самый разгар сталинских репрессий в многодетной семье последним, где уже было 7 его старших братьев и сестер. Получается, 6 мальчиков и 2 девочки. Сейчас в живых остался лишь герой этого материала, остальные умерли, а один брат самый старший из всех – Николай ушел из жизни еще в 14-летнем возрасте из-за гангрены ноги.

Отец Иван Матвеев был председателем колхоза, а мама Анна работала пекарем. По словам Владимира Матвеева, несмотря на то, что семья была большой, особой нужды не испытывали, хотя жили бедно. Родители зарабатывали копейку, держали две коровы и прочее хозяйство, а дети промышляли дарами леса и рыбалкой.

Иван Матвеев прошел 3 войны: Первую и Вторую мировую, а также Финскую. «Однажды когда мы, сыновья, пошли с папой в баню, то увидели, что он весь изранен. Насчитали 9 рубленых ран и меток от пуль. Отец сказал, что это следы сабель, когда он служил кавалеристом, и прочих ранений. За свои заслуги отец имел много наград», - рассказывает Владимир Иванович. И добавляет, что глава семейства был под 2 метра ростом, кулак у него был размером с детскую головку, а ладонь в полтора раза больше, чем у обычного человека. При встрече Иван жал руку так, что у людей кости трещали и кожа лопалась, поэтому они боялись ее подавать. Эти необыкновенные физические данные и сила передались Владимиру, которому знакомые при встрече протягивают не ладошку, а лишь палец.

Когда Владимиру исполнилось 5 лет, родители подарили ему шашки. Мальчику они так понравились, что все свободное время он играл со сверстниками сначала в «Чапаева» - на выбивание, а потом всерьез. И добился высоких результатов. Впоследствии Владимир стал в Даугавпилсе и за его пределами известным шашистом, выигрывал и занимал призовые места на городских, районных и более высокого ранга соревнованиях и турнирах, за что имеет множество самых разных наград – медалей, кубков и дипломов и, как следствие 1-й взрослый разряд.

Из Ухты в Межциемс

Владимир Матвеев помнит, как во время войны к ним в дом заходили отпущенные из близко расположенных от Ухты лагерей зэки – уголовники. Для почти 6 тысяч человек была открыта зона. По случаю войны им предоставили возможность искупить вину кровью, поэтому освободили условно-досрочно: «Они шли на фронт через наш город черной тучей, заходили в дома, но бесчинств не творили. Один явился к нам. Мама дала ему бутылку спирта и картошки. Больше у нас ничего не было».

После войны бывший фронтовик Иван Матвеев начал председательствовать. Однажды ему стали угрожать, вплоть до физической расправы. Причина неизвестна. Поэтому отец захотел покинуть насиженное и привычное место в Ухте и податься, как он выражался, туда, где тепло и цветут яблони.

Так выбор пал на Латвию, а точнее - Даугавпилс и Межциемс. «После войны в Ухте и в округе было много банд, и жить там было страшно – кругом зоны. Может показаться странным, что папе захотелось именно сюда – на край тогдашнего СССР. Откуда он мог знать про Межциемс? Дело в том, что во время войны, когда отец в составе 1-го Прибалтийского фронта в качестве пехотинца освобождал Даугавпилс и Латгалию от немецко-фашистских захватчиков, он здесь был, и ему очень понравилось».

В 1947-м году под покровом ночи семейство Матвеевых переплыло на лодке реку и скрытно отправилось из Ухты в далекую и неизвестную им Латвию - в Межциемс, где вселилось в дом, в котором Владимир Иванович живет уже 75 лет.

Стал мастером спорта СССР

А тогда он учился в Межциемской семилетке, закончив которую в Гайке стал осваивать профессию шофера. Получив водительские права в 1961-м году, молодой человек снова отправился в родную Ухту, где трудоустроился в пожарную часть – ОППЧ – 53. График работы – сутки на дежурстве, трое – дома, как нельзя лучше способствовал совершенствованию в профессии и спорте. Владимир ездил в Сыктывкар на водительские курсы и дорос до шофера 1-го класса, также он всерьез занялся пожарно – прикладным видом спорта. До этого он неплохо ходил на лыжах и показывал хорошие результаты, но преодоление дистанции с препятствиями и выполнением противопожарных задач и операций на скорость и время Владимиру пришлось по душе. Он отстаивал спортивную честь своей «пожарки» в разных городах Урала и Сибири – Челябинске, Свердловске, Барнауле, Омске и многих других. Однажды на зональных соревнованиях Владимир Матвеев выполнил норматив мастера спорта СССР.

Но запомнилось ему другое: «Стыдно об этом говорить, но чтобы снять с дистанции или нейтрализовать мне и другим высококлассным спортсменам делали разные пакости. То плоский камушек подложат в место соединения пожарного шланга, а то стенку высотой в 2 метра 20 сантиметров мылом намажут, чтобы ноги соскальзывали».

Владимир Матвеев помнит, как им пришлось тушить пожар на поврежденном нефтепроводе в местечке Нижний Одес. Три месяца пожарные с риском для жизни безуспешно боролись с огнем, заливая его пеной, но огонь не унимался. Надо было закрутить вентиль подачи нефти. Многие смельчаки, в том числе Владимир, хотя и был водителем, в спецодежде из асбеста и термопокрытия пытались приблизиться к очагу, но не выдерживали температуры и отступали: «Кран закрутил один человек, который находясь на вольном поселении, работал пожарным – Бацоев. Он перекрыл подачу нефти, и огонь удалось укротить. Мы думали, что он из пламя не вернется и прощались. Но все обошлось. За этот подвиг героя наградили медалью «За отвагу» и на 3 года сократили срок наказания».

На арене с иллюзионом

Однажды Владимир познакомился с иллюзионистом Ухтинского цирка Степаном Тарасовым, которому требовался ассистент для выполнения номеров. Подумав, пожарный согласился, так как свободного времени у него хватало: «Я выходил на сцену, разогревал публику шутками-прибаутками, а потом оказывал помощь моему шефу. Отвечал за цирковой реквизит, готовил номера и техническое исполнение трюков, словом, вся организация иллюзиона была на мне. Мы никогда не раскрывали секретов исполнения того или иного трюка другим артистам, хотя они платили огромные деньги, но номерами обменивались».

Однажды в их цирк приехал знаменитый Арутюн Акопян, у которого тоже был заимствован номер, а взамен подарен другой. В цирке Владимир проработал почти 6 лет. За это время он научился показывать фокусы, в том числе картежные, отбивать чечетку и делать многое другое.

В 1966-м году в отпуске Владимир в Даугавпилсе познакомился с девушкой по имени Ольга, которая приехала к нему в Ухту. Они расписались в ЗАГСе, а в 1968-м году удочерили девочку Люду, взятую из детдома. Позже этот брак распался, другие союзы с женщинами тоже не выдержали проверки любовью. Наконец, он встретил женщину своей мечты Веру. Вместе они почти четверть века и не представляют себе жизни друг без друга. Вера в прошлом заслуженный работник Завода приводных цепей и даже депутат горсовета.

После Ухтинской «пожарки» Владимир Матвеев возвратился в Даугавпилс, где трудился на разных работах: 14 лет шофером спецмашины в латвийской республиканской экспедиции по защите хлебопродуктов от вредителей: «Все время был противогазе, так как дело приходилось иметь с ядами и отравляющими веществами». Работал он также водителем «скорой» помощи и пожарного автомобиля на ЗХВ, на обувном комбинате «Даугава», помощником машиниста и в других местах,

Трудовой стаж Владимира Ивановича с учетом «северных» составляет почти полвека, а пенсия не дотягивает даже до 300 евро.

Что надо для счастья?

В молодости Владимир Иванович был похож на цыгана, его всегда принимали за представителя этой национальности. Многие жители Межциемса, да и города – сверстники нашего героя, должны помнить, как Владимир в Погулянском доме культуры под звуки духового оркестра лихо отплясывал «цыганочку» с выходом, а его дружок в прошлом моряк – «яблочко». Эта парочка сводила с ума весь местный бомонд и простых людей. Плясать Владимир научился сам, а позже, когда участвовал в соревнованиях, спортсмены, чтобы снять предстартовое напряжение, всегда просили станцевать, что самодеятельный артист вместо разминки с удовольствием делал.

В 1975-м году Владимир Иванович пришел к Богу и даже пел в церковном хоре в Борисоглебском соборе и в Гривском храме – настолько усердно и голосисто, что его настоятель тогдашний священник Георгий в знак благодарности подарил В. Матвееву широкополую шляпу, которая впоследствии к великому сожалению ее обладателя была украдена: «Я бывал в самых разных ситуациях, порой, не очень хороших и даже рискованных, но Бог меня всегда миловал. Видимо, потому, что у меня есть свой ангел-хранитель. И прощал грехи за то, что я по-доброму отношусь к людям - без зла, зависти и корысти. Во Всевышнего я верю, в церковь хожу».

Владимир Иванович не выкурил ни одной сигареты, он не рыбак и не охотник, но заядлый грибник и собиратель ягод. Пенсионер не по годам подвижен и энергичен, обладает прекрасным чувством юмора, умением слушать и слышать собеседника. В нем до сих пор присутствует мальчишество и непосредственность, вытесняющие присущие этому возрасту нудность и менторство. Живет он небогато в более, чем скромном домишке в сосновом лесу в гармонии с природой. Что человеку для счастья надо? Разве не рай? А изобилующими событиями интересную и колоритную жизнь, несмотря на некоторые потери тактического масштаба, собеседник оценивает собственно придуманным правилом: «Хотелось бы лучше, но мирюсь как есть».

Komentāri

03.08.2022 10:04
Adel
Nevareju puevienot komentaru..bet novelu jums vladimir visu to labako