„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2025. gada 12. janvāris
Svētdiena
Reina, Reinholds, Reinis, Renāts
-1.1 °C
apmācies

Истории Восточной Селии: Биркинели / Беркенеле

16 июня 2021 года Сейм принял «Закон об исторических землях Латвии». Закон обязывает государство и муниципалитеты заботиться о сохранении и развитии самобытности исторических земель. Закон закрепляет принадлежность городов и волостей к историческим латвийским землям, которых всего пять – Видземе (частью которой является Рига), Латгале, Курземе, Земгале и Селия. К последней относятся территории на левом берегу Даугавы от Яунелгавы на восток до Робеждаугавы.

Где те березки? В книге воспоминаний и эмоций Райниса «Dagdas piecas skiču burtnīcas» есть следующие стихотворные строки:

"Liels koku pudurs ap baznīcu stāv:

Liepas un tumšas egles, neviena bērza."

Почему, вспоминая свое детство, поэт подчеркивает - эй, где те березки!

В купе деревьев был Биркинельский костел, но по-немецки die Birke - это береза. Первая национальная интеллигенция в Латвии хорошо знала немецкий язык, сейчас это удивление Райниса, наверное, многим будет непонятно. Это поселение имело более раннее немецкое название Биркенхаген.

При латышизации иноязычных топонимов в межвоенный период обычно было три варианта - 1) придумать что-то красивое и латышское, 2) найти фонетически близкое латышское слово, 3) перевести. Если бы с Биркинели поступили по третьему варианту, то это было бы Берзауне, Берзпилс или Берзини.

Очень вероятно, что связь с березами - это просто романтическая небылица. До Фелькерзамов и др. это место принадлежало влиятельному роду Беркен, происхождение этого топонима от этих владельцев наиболее логично.

Бывшее герцогство, позже угол бурлаков. Когда Ливония,1 состоявшая из земель ордена и нескольких епископств, распалась, на ее основе выросли другие административные образования, самое известное из которых - Курляндское герцогство.

Биркенхаген и другие населенные пункты на левом берегу Даугавы – вплоть до Варнавичей! – входили в Курляндское герцогство. Герцог Якаб, воспетый писателями-историками, часто путешествовал и бывал также в этом восточном уголке своего герцогства.

Это была узкая полоска земли - поросшая лесом, с менее плодородной землей, вдали от Елгавы, Кулдиги, Лиепаи. Многие называли ее хвостом Курземе, некоторые - рогом.

В 1795 году Курляндское герцогство было включено в состав Российской империи и стало одной из губерний. У нее был особый статус, даже лучше, чем у двух других губерний Балтийского или Восточного моря - Эстонии и Видземе.

Крепостное право было отменено в Курляндской губернии уже в 1817 году, в Лифляндской (Видземской) губернии в 1819 году, а в Латгалии, входившей в то время в состав Витебской губернии, в 1861 году, как и в остальной части империи.

Курляндская губерния имела свою административную систему, во многом основанную на традициях герцогства, в делопроизводстве и школах разрешался немецкий язык, сохранялись многие привилегии немецкой знати. Долгое время одним из них было то, что в Курляднской губернии, если продавалась усадьба, ее мог купить только другой помещик из этой губернии. Если это право преимущественной покупки не использовалось, то дальнейшая процедура была настолько сложной, что лишь немногие пытались пойти по этому пути.

Если в Латгалии дворянин из Петербурга или богатый коммерсант из Сибири могли свободно купить имение, то по другую сторону Даугавы владельцы усадеб были похожи на закрытый клуб.

Отец Райниса давно мечтал быть не арендатором, а настоящим владельцем поместья. Это было одной из причин, почему он оказался в Василеве и Ясмуйже - здесь цены ниже, законы другие.

В 19 веке Илукстский уезд Курляндской губернии также назывался Бурлакским уголком. Этот холмистый, поросший лесом придаток манил беглецов, начинающих новую жизнь, разбойников. Стражи порядка имели возможности контролировать шоссе Санкт-Петербург - Варшава и железную дорогу, а вот по обе стороны от нее приходилось в значительной степени полагаться на себя. «Грабежей и краж так много, что в распоряжение Илукстского коменданта приставили 50 казаков и офицера, которые, как ни стараются, не в силах остановить беспорядки»,2 - писал в 1848 году капитан Генерального штаба фон Грандидье.

Почему так? Должностные лица из других губерний не имели здесь права голоса или свободы действий, а тех, кто имел, было немного или они были далеко.

Храм. Раньше здесь был деревянный храм-часовня. В 1780-х годах в Биркенхагене был построен каменный храм, разрушенный войсками Наполеона в 1812 году. Французская армия на чужбине небрежно относилась к святыням, замкам местных аристократов. Во многих храмах солдаты устраивали конюшни, а в Рундальском дворце нечто похожее на кавалерийские казармы.

Нынешний храм был построен около 1830 года. Он сильно пострадал во время Первой мировой войны.

На башне костела есть флюгер с монограммами и номером 16493. Это один из старейших сохранившихся до наших дней в Латвии флюгеров, взятый из более старого (Биркинельского, Калкунесского) костела.

До 1963 года в Биркинельском костеле проводились регулярные богослужения. Затем его отобрали у прихода, и здание храма использовалось для хранения вещей и урожая, помола и сушки зерна.

После восстановления независимости Латвии этот костел не восстановился, не обрел прежнего величия и солидности. С 2017 года находится в собственности самоуправления Даугавпилсского края. Многие общественные организации стараются обеспечить безопасный вход в это здание для туристов, любителей искусства и верующих.

Кладюище. Это кладбище очень старое - еще с 16 века, со времен Ливонии. Если рядом с храмом или вокруг него есть кладбище, это показывает, что мы видим старинную, характерную для более древних времен комбинацию.

На кладбище рядом с Биркинельским костелом свое вечное пристанище нашел барон Гамилькар фон Фелькерзам (1811–1856). Райнис описывает в своих стихах, что мальчиком он играл возле его могилы. На ней по-немецки написано - "Ценность человека определяется не правами, которыми он пользуется, а обязанностями, которые он берет на себя". Барон много работал в Видземе, его считали большим другом крестьян, потому что он активно работал над проектами по улучшению условий жизни простых людей.

На этом кладбище также покоятся Густав Баженерс (1827-1883) - учитель немецкого и латинского языков Райниса в немецкой школе на Гриве, кооператор и общественный деятель Вилис Силиньш (1874-1935), жена писателя Ченчу Езупа Гортензия Киндзуле4 (1896?–1925), врач Йохан Гроссе (1834-1887), чей сын Виктор был последним генеральным консулом Российской империи в Шанхае и др.

Биркинельское кладбище – это история Латвии в концентрированной, исчерпывающей форме. На памятниках разные языки, разные места их изготовления, разные символы. Рядом с немецкой интеллигенцией похоронены русские солдаты, погибшие в Первую мировую войну, рядом с аристократами царской эпохи похоронены советские солдаты.

Здесь родился Райнис. С 1872 по 1881 год полуусадьбу Биркенхаген (у семьи Эттинген) арендовали Кришьянис и Дарта Плиекшани. Личность будущего поэта формировалась на берегах Даугавы и Лауцесы, и время, проведенное здесь, впоследствии отразится в воспоминаниях в книгах «Dagdas piecas skiču burtnīcas» и «Saules gadi».

В советское время в жилом доме бывшей полуусадьбы располагалась контора колхоза, квартиры, библиотека. В 1960-х годах в паре комнат разместился филиал Даугавпилсского краеведческого и художественного музея (комната Райниса). В 1995 году дом купил Даугавпилсский райсовет, после реконструкции (с 1996 года) это дом Райниса в Беркенеле (автор идеи - Инара Мукане).

Мы знаем, что Янис Плиекшанс родился в Таденаве – посреди лесов, лугов и пасек Селии, на полпути между Дунавой и Рубени. Здесь его глаза впервые увидели стены комнаты, двор, родителей. Я изучал дневники и поэзию Райниса, у меня было несколько специальных курсов о Райнисе (1865–1929), которые я читал студентам Даугавпилсского университета. Могу сказать, что именно в Рандене/Биркинеле (1869–1881) зародилась его личность, здесь началась его интеллектуальная биография. Если в других мемориальных местах мы можем видеть старинные стены, полы, крыльцо, то в Беркенеле мы можем встретить Райниса более образно и философски. Даже сейчас рядом с музеем растут две яблони и одна груша времен Пликшанов. Перезимовав, весной они зацветают, а позже на ветках раскачиваются плоды.


1. В нее входили современные Латвия и Эстония. В царские времена Лифляндская (Видземская) губерния была как пережиток ливонских времен - наполовину латышская, наполовину эстонская. У нас с финно-угорскими эстонцами общая многовековая история, продиктованная иностранными державами.

2. Военно-статистическое обозрение Российской империи: издаваемое по высочайшему

повелению при 1-м отделении Департамента Генерального штаба [трудами офицеров

Генерального штаба]. - СПб. : Тип. Деп. Ген. Штаба, 1848., 32. c.

3. Иногда упоминается другое число, но это правильное. Вообще, полезно брать с собой в поездки бинокль, и когда едете в Биркинели - захватите его с собой! Сами можете убедиться в этом числе!

4. Purinaša L. Inspirācijas faktori Čenču Jezupa romānā „Pīters Vylāns” // Via Latgalica VIII, 2016.