В целях оптимизации работы Даугавпилсской региональной больницы (ДРБ) и открытия новых путей для ее дальнейшего развития в медицинском учреждении были созданы четыре новые клиники: Центр кардиологии и интернальной медицины, в состав которого входят: Клиника инвазивной и неотложной кардиологии и Клиника общей кардиологии и терапии; Клиника неотложной медицинской помощи (бывшее приемное отделение); Реанимационный и операционный блок. Чтобы выяснить, зачем было необходимо открытие новых клиник и что это даст пациентам, «Латгалес Лайкс» пригласила на беседу члена правления Даугавпилсской региональной больницы Григория Семенова.
- В ДРБ созданы четыре новые клиники. Как это повлияет на доступность услуг для пациентов?
- Создание клиник в ДРБ не ново, первые клиники были созданы еще во времена предыдущих руководителей больницы, та же Женская клиника, где в одном месте объединены услуги и манипуляции, связанные с лечением женских органов. Здесь доступны услуги гинеколога, онкогинеколога, родильного дома, интенсивной терапии для новорожденных и другие услуги, централизующие специалистов одной специализации в одном месте с возможностью их ротации между собой, что, в свою очередь, способствует приобретению широкого круга специалистов и обеспечивает резерв человеческих ресурсов.
В наших планах убрать внутренние границы в узких профилях, чтобы специалисты могли действовать более оперативно, поэтому мы совместили кардиологию и терапию. Иногда у пациентов с хроническими заболеваниями бывают различные недомогания и в зависимости от сезонности кардиологическое отделение может быть переполнено, а терапия может быть полупустой. Однако иногда очередного кардиологического пациента можно поместить в терапию и там лечить. Раньше этому мешали различные внутренние границы, в результате чего кардиологи не помогали терапевтам и наоборот. В административном плане в экстренной ситуации у руководителей клиник появится возможность действовать гораздо оперативнее.
Помимо гибкого использования кроватного фонда, будет также сбалансирована нагрузка на человеческие ресурсы и не будет ситуаций, когда один врач выполняет только плановую работу, а другой оказывает помощь в острых случаях, работая с двойной нагрузкой. Инвазивные кардиологи занимаются лечением простых кардиологических пациентов, чередуясь друг с другом, что позволило сбалансировать нагрузку и этих специалистов.
В результате пандемии больница переполнена пациентами с обострениями различных хронических заболеваний. Такая ситуация возникла из-за того, что во время пандемии люди часто не могли своевременно пройти обследование у амбулаторных специалистов.
Чтобы сделать шаг навстречу своим пациентам, в больнице внедряются кабинеты динамического наблюдения за основными видами заболеваний. Мы начали с клиники сердечной недостаточности, где создается свой регистр пациентов, поступивших в нашу больницу, и после выписки за ними наблюдают, чтобы предотвратить обострение заболевания и не допустить их повторного поступления в больницу в качестве остробольных. Таким образом, мы разгрузим отделение и сможем сделать следующий шаг и заняться более широким оказанием амбулаторной помощи.
Третьей базовой задачей клиник является предотвращение ситуаций, когда в случаях, если дополнительное обследование или метод лечения не оплачиваются в стационарных условиях, больным его не предоставляют. Наша основная задача – обеспечить доступ пациента ко всей необходимой диагностике, включая эхокардиографию, магнитно-резонансную томографию сердца и др., и качественному лечению, чтобы он не вернулся в стационар через короткое время.
Мы также начнем тестирование и имплантацию кардиостимуляторов, став первым медицинским учреждением в регионе, которое предоставит такую услугу. Расширяя стационарные возможности, мы надеемся разгрузить себя в будущем за счет сокращения числа острых случаев. Таким образом, делая краткосрочные инвестиции, мы планируем сэкономить в долгосрочной перспективе.
Мы преобразовали приемное отделение в клинику неотложной медицинской помощи с расчетом, что там будет сосредоточено несколько услуг и открыты дополнительные кроватные места, потому что весь диагностический потенциал там уже есть. Мы также наняли инфекциониста из Центра туберкулеза легких, который теперь будет здесь дежурить.
Каждый больной поступает в больницу через приемное отделение, и его задача теперь не в том, чтобы быстро куда-то отправить пациента, а в том, чтобы его принять, поставить точный диагноз и направить с конкретными рекомендациями по лечению либо лечиться амбулаторно, либо в одно из отделений больницы.
- Какие еще изменения планируются?
- Нам еще предстоит создать новую хирургическую клинику с ведущим хирургом, который бы распределял нагрузку между врачами, чтобы не получилось так, что один оперирует только то, что хорошо оплачивается, а другой только проводит острые операции.
Также следует предотвращать ситуации, когда хирургам ассистируют медсестры. Это должны делать хирурги, чтобы у них была возможность учиться у коллег, осваивать новые методики, а в больнице был еще более широкий круг врачей, которые могут заменять коллег во время отпуска и болезни. Также продолжим работу по внедрению новых малоинвазивных методик.
Как только появится руководитель этой клиники, я, как руководитель медицинского учреждения, смогу завершить реализацию своего стратегического видения, создав стратегический совет из руководителей клиник как ведущих специалистов, которые будут нести ответственность за стратегические направления развития, каждый по своему профилю.
Им также предстоит изучить сложные случаи и проанализировать, что можно было сделать по-другому, пройти необходимое обучение и освежить в памяти различные вещи, которые обычно забываются в рабочей рутине. Это повысит качество и доступность услуг.
Основная цель изменений в лечебном учреждении – помочь пациентам и нам самим. Сокращая количество повторных госпитализаций и помогая людям вне больницы, экономятся ресурсы стационара.
- Не уменьшат ли эти изменения доступность услуги?
- Нет, потому что единственное изменение - это слияние отделов, в денежном выражении все осталось по-прежнему. Балансируя нагрузку, мы сократим количество сверхурочных часов, уменьшим объем работы, которая выполняется дополнительно только потому, что один специалист работает до 13-14 часов в сутки, а другой – 24 часа в сутки. При правильной организации процесса у каждого из врачей будет по ставке.
Зная низкую платежеспособность населения, будем двигаться в сторону государственных услуг. В рамках этой услуги единственное, за что люди должны будут платить, - это пациентский взнос. Нам просто нужно правильно и адекватно использовать наши возможности, назначая только необходимые обследования.
После 16:00, а также в выходные и праздничные дни ДРБ в Даугавпилсе и окрестностях остается единственным медицинским учреждением, оказывающим медицинские услуги. В это время не работают ни поликлиники, ни практики семейных врачей, и человеку больше некуда обратиться. Поэтому больница переполнена. Острые, травматологические операции сегодня расписаны на несколько дней, не говоря уже о плановых услугах.
Большое количество госпитализированных пациентов также можно объяснить последствиями пандемии, когда люди боялись обращаться к врачу или не могли попасть к врачу из-за длинных очередей. В результате обострились хронические заболевания, в том числе кардиологические и онкологические.
Онкологические заболевания чаще всего регистрируются в нашей стране уже на третьей стадии, а это значит, что процент шансов на излечение уже очень низок. Это значит, что мы принимаем людей, когда они уже болеют, когда болезнь уже запущена. А где первая и вторая стадии?
Онкология имеет тенденцию появляться у женщин после 30 лет, но в нашей стране приглашение на обследование они получают только после 45 лет. Скрининг необходим, чтобы вовремя заметить образования, когда они только появляются, на начальных стадиях, когда их легче вылечить.
После того, как сделаем необходимые улучшения у себя, мы сможем требовать улучшения услуги у семейных врачей и поликлиник. В этом году за девять месяцев мы оформили амбулаторные квоты на 1 370 000 евро. Не ограничивали оказание амбулаторной помощи, потому что понимали, что, больше помогая амбулаторно, мы сохраним больше свободных кроватных мест в больнице.
- Какие последствия вызвала пандемия?
- Пандемия, своевременная недоступность амбулаторных услуг, отсутствие слаженной работы в приемных отделениях привело к тому, что ряд больниц начали сужать спектр оказываемых услуг, что способствовало централизации потока пациентов. Нам не нужны пациенты из Екабпилсской, Прейльской или Краславской больниц, потому что мы не резиновые.
У нас нет возможности в одном пункте приемного отделения, который рассчитан на 20 человек, принять 40. Мы второй месяц думаем, как расширить этот пункт, ведь сейчас зима и холода, по субботам и воскресеньям людям приходится ждать в очереди, стоя на улице, потому что нам негде их разместить.
Пока не собираемся менять цены на платные услуги, потому что времени на оказание этих услуг просто нет. Последствия, на основании которых коллеги в других медучреждениях поднимают цены, - это только «первые звоночки». Реальный рост цен еще впереди, так как бюджет больниц будет урезан. Цены в ДРБ будут повышены, когда станет известен общий дефицит бюджета на содержание больницы в следующем году. Затем этот дефицит придется включить в стоимость услуг, которая будет определяться с учетом фактора поддержания конкурентоспособности учреждения. При повышении цены на услугу необходимо смотреть, смогут ли люди позволить себе ее купить. В противном случае можно получить обратный эффект, когда при повышении цены оборот падает.
Подход следует изменить на государственном уровне. Медицина – одна из тех сфер, где правила игры определяет заказчик. У больниц нет резервных клиентов, как это, наверное, бывает в бизнесе. Трудно обеспечить предоставление услуги, когда сегодня клиент говорит, что заплатит, а на следующий день говорит, что нет.
Создание клиник не станет дополнительным бременем для людей и их семейного бюджета. Если нам удастся все намеченное, лечение станет более доступным для жителей близлежащих территорий и, надеюсь, еще и более качественным. Мы расширили спектр доступных услуг, вводим различные инновационные обследования, чтобы разгрузить коллег и позволить более точно устанавливать диагнозы.