„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2025. gada 10. janvāris
Piektdiena
Dorisa, Tatjana
+3.2 °C
apmācies

Ивар Иябс: «В Латвии есть ученые, которые помогут в развитии Европы»

Publicitātes bildes

Вот уже много лет я, как журналист, внимательно слежу за политической деятельностью в Латвии. Конечно, за двадцать с небольшим лет, трудясь на этом поприще, читала и слушала многих политологов, но всегда особо выделялся Ивар Иябс. Умный, интеллигентный, разбирающийся в политологии, не боящийся резко высказываться о том или ином законе, решении. И я не удивилась, узнав, что он решил пойти в политику. Вот уже почти четыре года он является депутатом Европарламента, где отстаивает интересы своей Родины. В конце марта он побывал в Даугавпилсе, и я, конечно же, не упустила возможность пообщаться с Иваром в рамках рубрики «Гость редакции».

 

 

Короткая сводка: Ивар Иябс. Родился 17 ноября 1972 года в Риге. Он латвийский музыкант, политолог, политик, преподаватель Латвийского университета, профессор, доктор политических наук. С 2019 года депутат Европейского парламента, представляющий объединение «Развитие/За!» и партию «Для развития Латвии», сопредседателем которой он является. Обучение в свое время начал в Латвийской музыкальной академии имени Я.Витолса, в классе волторны Арвида Клишана . Позднее изучал философию в Латвии и Германии, получил степени бакалавра и магистра философии. Еще во время изучения философии уделял большое внимание осваиванию политики, которую выбрал своей сферой исследований в докторантуре. Участвовал в различных исследовательских проектах, а также в научных конференциях на латвийском и международном уровнях. Являясь депутатом Европарламента, входит в состав Комитета по промышленности, исследованиям и энергетике и Делегации по отношениям с Соединенными Штатами Америки, а также является заместителем в Комитете по экономическим и валютным вопросам, Комитете по внутреннему рынку и защите прав потребителей, Делегации по отношениям со странами Андского сообщества, Делегации по отношениям с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии и Делегации Парламентской Ассамблеи Европы и Латинской Америки. В 2020 году он также стал членом Специального комитета по раку.

 

- Ивар, расскажите, пожалуйста, о своем детстве? Где оно прошло?

- Вы знаете, я всю свою жизнь прожил в Риге. В этом городе и родился. Моя мама — актриса Байба Ноллендорфа, она сама из Кулдиги (Курземе), отец родился и вырос в Видземе, недалеко от Алуксне. Учитывая профессию мамы, могу сказать, что мое детство прошло в творческой атмосфере. Она работала в Национальном театре, там и прошла большая часть моих юных лет.

- А как же бабушки? В гости на каникулы ездили?

- Вы знаете, я очень хорошо помню, что мы летом в отпуск ездили в Юрмалу. Мы с мамой снимали комнатку на берегу Лиелупе. Ездил в гости к бабушке и дедушке в Сигулду. У них был свой дом, и мой дед многому меня обучал. Он был сильным и довольно суровым человеком, который дал мне очень многое. Он занимался моей дисциплиной, и это было хорошо, на мой взгляд.

- А какими были ваши школьные годы?

- Если говорить о школе, то очень рано я начал обучаться в учебном учреждении с музыкальным уклоном. Я уже тогда начал играть на валторне. Было очень хорошее обучение, я получил хорошее образование. А затем уже поступил в музыкальную среднюю школу. Тогда уже было такое специальное учебное учреждение, где преподают музыку. И я его успешно закончил. Так что мое детство было таким, уж очень музыкальным. Затем я довольно долго работал музыкантом, играл на валторне в Лиепайском симфоническом оркестре. У меня .по-прежнему много друзей, работающих в музыкальной сфере. Моя супруга тоже музыкант, она играет на скрипке. Я уже давно не музицирую, но связи с этим видом искусства у меня по-прежнему очень крепкие. Мне вообще кажется, что в Латвии музыка очень развита, у нас есть действительно выдающиеся музыканты.

- И все же вы отдали предпочтение политологии. Почему?

- Вы знаете, мне кажется, что у каждого человека есть свое направление, которое ему ближе. Нужно только его найти. Меня на самом деле политика интересовала еще в детстве. И уже во взрослом возрасте меня это зацепило еще больше, я поступил в другой вуз, стал изучать эту сферу, а затем уже и начал активно заниматься политологией.

- Мне кажется, это очень сложно…

- Да, вы знаете, я с вами согласен. Но как говорится, не попробуешь — не узнаешь. Нужно много нервов, чтобы заниматься политикой и политологией, но вы знаете, у музыкантов тоже должна быть крепкая нервная система. Политик должен активно общаться с людьми, даже с теми, кто явно настроен негативно по отношению к тебе. Нужно все обговорить, выяснить ситуацию и найти общее решение. Однако меня все это «зацепило», мне это действительно нравится. И вы знаете, я иду на работу с удовольствием.

- Я думаю, вы хорошо помните, пожалуй, самые ужасные годы в нашей жизни. Я говорю о начале 90-х, когда рухнул весь наш прежний мир, люди оставались без работы, кругом был голод и разруха…

- Да, я тогда был еще слишком молод, мне было 20 лет. Но я очень хорошо помню все те трансформации. Многие тяжело переживали эти годы, особенно люди более старшего поколения. Для многих развал СССР стал шоком. Но другого варианта не было, продолжать жить так, как мы жили раньше было уже просто невозможно, причем я говорю не только о политической системе, но и об экономической. Конечно, у нас по-прежнему осталось множество вопросов, например, о той же приватизации, на сколько она была оправданной. Мне кажется, чтобы было очень много несправедливого в приватизации предприятий и квартир. Хотя при этом нужно признать, что в целом приватизации была необходима.

- А можно ли было сохранить крупные предприятия, которые остались со времен СССР? Я говорю о таких, как в Даугавпилсе, например, ЗХВ?

- Да, у Латвии была эта проблема. В отличие от других стран нам не удалось сохранить эти крупные заводы. Сегодня мы можем лишь задаваться вопросом, почему одним странам это удалось, почему нам — нет? Но опять-таки нужно признать, что кое-что мы все же сохранили. Например, в Латвии по-прежнему очень развита такая отрасль, как фармацевтика. Сегодня это больше тема для дискуссии историков, нам же нужно смотреть вперед и думать, как построить свое будущее.

- Вы уже почти 4 года являетесь депутатом Европарламента, где представляете интересы Латвии. Вы состоите во многих комитетах и делегациях. А если говорить более простыми словами, чем вы там занимаетесь?

- Я очень много занимаюсь вопросами, связанными с промышленными, исследовательскими и энергетическими сферами. Мы думаем о том, каким странам-участницам выделить средства на развитие современной науки. Например, решение о выделении Латвии средств на квантовую компьютерную науку. Европа сегодня отстает от американских и китайских инновации, настало время их догонять и в этой сфере. Поэтому важно развиваться на мировом уровне. И Латвия в этом плане не аутсайдер, у нас есть талантливые ученые, которые могут и готовы заниматься этим. И моя задача — достать эти деньги для Латвии, для наших ученых.

- Российские пропагандистские СМИ все лето и осень активно писали, что Европа не выживет без российского газа, все замерзнут. Но мы выжили. Да, счета, конечно, были огромными, правда, не такими космическими, как думали еще по осени. И тут, конечно, спасибо за государственную компенсацию. Но что дальше? Европейский парламент думает о том, как мы будем жить в следующем сезоне?

- Важно понять, что у российского газа было, прежде всего, политическое влияние. Конечно, для нас этот отказ был чрезвычайно болезненным. И сегодня, с приходом весны, мы не можем отпустить ситуацию и радоваться, нам нужно думать, как мы будем жить дальше. В Латвии нужно более серьезно задуматься о развитии энергетики. Скорее всего, далее мы будем использовать сжиженный газ, но нам нужно всерьез задуматься об использовании возобновляемых источников энергии — о ветре, о солнце.

- А торф?

- Торфяная сфера в Латвии развита. Торф активно используется в сельском хозяйстве, но я не считаю правильными использовать его в качестве сырья для отопления. Да и если честно, в Латвии этот способ получения тепла не развит. Эта отрасль может развиваться, но только в сельскохозяйственной сфере.

- Работа работой, но должно же быть время и для отдыха. Как вы проводите свое свободное время?

- Вы знаете, я не фанат путешествий по экзотическим странам. Мы с семьей любим путешествовать по родной Латвии, иногда выезжаем за ее пределы, но недалеко. У нас здесь столько чудесных мест, куда хочется возвращаться снова и снова. Кроме того, стараюсь себя поддерживать в форме. Мы с детьми много ездим на велосипедах.

- А что вы думаете о Латгалии?

- Это прекрасный регион, где живут чудесные люди. Я довольно частый гость в Латгалии, учитывая мою занятость. Недавно был в Лудзе, в Резекне, теперь вот в Даугавпилсе. Если говорить об Аугшдаугаве, то это вообще уникальный край, в котором есть объекты я бы даже сказал, европейского значения. Взять ту же староверскую деревню Слутишки, природный парк Даугавас локи. И мне нравится, как самоуправление развивает эти объекты. И о них должны знать все жители Латвии. Латгалия — это регион со своей особенной историей, со своими особенными традициями и со своим языком.

- И, напоследок, о чем вы мечтаете?

- Вы знаете, недавно я поймал себя на мысли, я думаю, что об этом думают многие люди, правда, для молодежи это покажется глупостью… после 50 лет я все чаще стал мечтать о … пенсии (смеется). И ведь согласитесь, об этом действительно сейчас думают и мечтают многие.

- Спасибо за интересную беседу.