„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2025. gada 10. janvāris
Piektdiena
Dorisa, Tatjana
+3.7 °C
apmācies

Рейнис Познякс — человек, который видел войну

Publicitātes bildes

Рейнис Познякс — человек, чье имя долгое время остается на устах не только жителей Латвии, но и всей Европы. Он тот, кто, подчас рискуя жизнью, посильно помогает украинцам, привозя им необходимые автомобили. Чуть более года назад, когда началась война, он стал одним из первых, кто решил помочь этой стране, на которую напал российский агрессор со своей армией. И нет ничего удивительного, что именно Рейнис Познякс получил титул «Человек Европы в Латвии-2022».

 

Недавно Рейнис побывал в Даугавпилсе, где встретился сначала с представителями Аугшдаугавского края, а затем и с учащимися средней школы Саулес. Наша молодежь долго не отпускала «Человека Европы», задавая ему многочисленные вопросы о «Twitter-конвое», а также о происходящем в Украине. И ему действительно есть, что поведать. Вот уже второй год он активно помогает украинцам наряду с другими жителями страны, снабжая армию и спецслужбы необходимым им транспортом. Раньше конвой с машинами ездил в Украину несколько раз в неделю, сейчас подобные поездки совершаются раз в неделю. Он побывал в городах, которые подвергаются регулярным бомбежкам со стороны России, речь идет о Харькове, Киеве, Днепре, Изюме. Во время его визита в наш город, журналисту газеты «Латгалес Лайкс» удалось с ним пообщаться и узнать, что подвигло его на создание «Twitter-конвоя», а так же как и чем живут украинцы в условиях войны.

 

- Рейнис, вы оказались одним из первых, кто решил оказать помощь Украине. Почему?

- Вы знаете, все в наше время начинается с соцсетей и в соцсетях. И я, кстати, был далеко не первым. Даже когда мы ехали в нашу первую поездку, на каждой заправке встречали латвийцев, которые ехали в сторону Украины, везя с собой продукты, средства личной гигиены и другие необходимые вещи или же, чтобы забрать беженцев. Когда началась война, невозможно было ничего не делать, я иначе просто сошел бы с ума. Все началось с того, что один мой друг в социальной сети увидел просьбу украинского парня помочь машинами, так как они собираются отправляться на фронт. Мой друг собрал средства, приобрел восемь машин. Меня пригласили в эту первую поездку просто помочь отогнать этот транспорт. Мы приехали на границу, отдали машины, вернулись назад и поняли, что нужно продолжать, потому что им действительно эти машины нужны.

- А какова была ситуация на границе?

- Вы знаете, я, наверное, никогда не забуду эту картину. Люди, в основном женщины и дети, в том числе совсем еще малыши, вынуждены были бежать от российских бомбежек, бросая свои дома. Как такое вообще может быть в наше время? Тот ужас, который они испытывали, висел в воздухе. Там были дети, которые еще несколько дней назад жили также, как мои, а теперь они сидят в автобусе на границе, и непонято, что их ждет дальше.

- А как вы в итоге пришли к «Twitter-конвою»?

- После первой поездки, после увиденного, мы поняли, что нужно продолжать, но встал вопрос: где найти деньги? Своих уже больше не было. И я написал в Twitter в надежде, что наберем хотя бы на одну машину. И вот с того твитта буквально началась лавина, которая продолжается уже второй год. И на следующий день мы с восемью машинами опять поехали в Украину.

- Кому достаются эти машины?

- Мы стараемся брать пикапы и джипы, они для нужд армии. Если говорить о легковых автомобилях, то они достаются специальным службам: Скорой медицинской помощи, полиции, пожарным, волонтерам.

- Вы бывали ведь не только на границе, но и в самой Украине, в том числе и в зоне боевых действий. Как впечатления от увиденного?

- Вы знаете, это все ужасно. Смотришь на эти разрушенные дома, в которых еще недавно спокойно жили простые мирные жители: пенсионеры, семьи с детьми, студенты… И что самое ужасное, ведь поблизости нет ничего: ни военных, ни их баз, ни крупных заводов, просто жилые многоэтажные дома. Зачем их бомбить? И знаете, что еще страшно? Что там будет потом. Вся эта территория окружающая заминирована. Будет сложно очистить ее. Надеюсь, обойдется без жертв.

- А на каком языке вы общаетесь, посещая Украину?

- Да на русском мы там все спокойно общаемся.

- И никакого национализма, в котором обвиняет украинцев Путин?

- Нет, конечно. Хотя, конечно, война стала толчком даже среди русскоязычных жителей Украины начинать общаться на государственном языке. Но, когда мы приезжаем, с нами без каких-либо проблем разговаривают на русском. У меня самого очень много друзей в Харькове, а это вообще один из русскоязычных городов Украины. И вы знаете, они настроены бороться. Они злятся на Россию из-за того, что они-то хотели дружить с россиянами, считали их братским народом, а те ответили им войной, разбомбили их город, убили многих харьковчан, в основном мирных жителей. Говорят, что Харьков — это Украина, и вы наш город не получите. Но ни с каким национализмом я ни разу не сталкивался. Я вообще не могу понять, чего можно доиться войной? Это же иррационально. Мне казалось, что все уже поделено, все территории принадлежат тем или иным странам, и они их развивают. У России ведь есть огромная территория, больше, чем они сами могу освоить. Ну живите вы и стройте свою страну. Но нет, один человек в России, которого поставили во главе этой страны, решил, что ему чего-то не хватает и нужно что-то всему миру доказать. И показывал бы, как нужно развивать и обогащать свою страну. Так нет же. Надо показать всем, какой он страшный, чтобы его все боялись. Получается, что для него уважение — это когда его боятся.

- А вы не боитесь, что подобное может произойти и в нашей стране?

- Конечно, боюсь. Поэтому и нужно помогать Украине, чтобы она одержала победу в этой войне. В противном случае Путин не остановится. Он выберет новую жертву, и ею вполне может оказаться Латвия. А людям, которые поддерживают режим агрессоры, могу сказать только одно. Посмотрите на свои города, на свои микрорайоны, дома, жен, детей, родителей… Российские ракеты не полетят мимо вас, там никто не будет выбирать, по кому бомбить, это квартира наших или не наших. Жертвами «русского мира» станут все!

- Если честно, я не согласна с этим новым термином - «русский мир». Я тоже русская, но ни коем образом не навязываю свой мир другим людям, другим странам, как это делает Путин. Может стоит называть его «путинским миром»?

- Да, пожалуй, вы правы. Но дело в том, что это Путин сам стал применять и внедрять в мир этот термин. Он же прямо пропагандирует везде «русский мир». Вот мы и видим его «русский мир»: в Харькове, Днепре, Мариуполе, Изюме, Бахмуте...Вы знаете, этот уровень его вранья настолько абсурдный, я действительно не могу понять, как можно верить в этот бред!

- А в чем нуждаются сегодня украинцы?

- Конечно, им нужны машины, генераторы, продукты питания, средства личной гигиены, военная поддержка. Но вы знаете, чего боялись эти люди в самом начале? Что они останутся совсем одни. Поэтому моральная помощь, поддержка для них тоже очень важна.

- Что вы можете пожелать жителям Украины?

- Мира и победы, конечно!

- Спасибо за беседу!