„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2025. gada 10. janvāris
Piektdiena
Dorisa, Tatjana
+1.0 °C
apmācies

Евросоюз, наконец, взялся за волков

Ситуация с этими хищниками в Латгалии, Латвии, да и в Евросоюзе, в последние годы вышла из-под контроля настолько, что серые разбойники все активнее вторгаются в человеческую среду обитания. По приблизительным данным, на территории ЕС обитает около 20300 этих хищников, а число жертв, в основном, овец и коз, ежегодно составляет более 65500 голов. В сентябре этого года ЕС на уровне министров принял решение о понижении защитного статуса волков со «строго охраняемого» до «охраняемого». Что это значит?

Силен, быстр, умен…

Одинокие волки встречаются очень редко, обычно, - это старые животные, изгнанные из стаи, или молодые самцы, ищущие свою территорию. В стае может быть от 2 до 20 особей. Каждая такая группа имеет собственную территорию – до 200 кв. км.

Волки могут долго бежать со скоростью 10 км в час и развивать скорость до 65 км в час на короткие расстояния.

Некоторые ученые утверждают, что волки обладают более высоким интеллектом, чем собаки. Морда у них очень выразительная. Ученые различают более 10 мимических выражений: гнев, злоба, покорность, ласка, веселье, настороженность, угроза, страх, спокойствие.

Чувство обоняния у волка сильно развито, что позволяет ему обнаружить добычу на расстоянии до 3 км.

Мнения об опасности волка для человека очень противоречивы. Некоторые специалисты считают, что для людей может быть опасен только больной бешенством хищник. Но как это выявить?

Словом, если отбросить весь волчий негатив – это сильный, хитрый, умный и красивый зверь. Без преувеличения, он мог бы стать гордостью Латвии, если бы не его разбойничьи пристрастия.

Скот и собак режут беспощадно

Автору этих строк приходится то и дело слышать, что жители разных волостей нашего региона нередко сталкиваются с хищниками, которые, не проявляя к людям агрессии, стараются скрыться с глаз.

В Государственной службе леса (ГСИ) пояснили, что эти звери в Латвии встречаются примерно на 75 % территории страны. На сегодняшний день лимит отстрела волков составляет 300 особей за сезон охоты на них, который длится с 15 июля до 31 марта.

Если с нами пока все в порядке, то факты нападения на домашний скот и собак постоянно фигурируют в СМИ и в отчетах специалистов.

Пару лет назад серые хищники учинили кровавую расправу над овцами стада, владелицей которого являлась жительница поселка Рудинишки Вецсалиенской волости Аугшдаугавского края Нина Томко. Помимо этого они загрызли пса, которого утащили вместе с цепью. Тогда по этому случаю разбиралась Продовольственно-ветеринарная служба и Госполиция.

Тогда же жертвами хищников в разных местах упомянутой волости стали около 20 голов овец и коз, в том числе у известного овцевода из поселка Кирилишки. А у другого фермера в Латвии волки уничтожили почти десяток овец.

Аналогичные случаи имели место в сентябре этого года в Лузнавской волости Резекненского края. Фермер Светлана С., собака которой стала жертвой серых разбойников, была в ужасе от увиденной картины: «Утром я пришла ее покормить. Кругом кровь, кости и куски мяса. У меня потемнело в глазах, думала, что упаду».

Примерно, в это же время сообщалось о массовом появлении хищников в упомянутом крае. СМИ тогда призывали жителей Силмалской и других волостей к бдительности и осторожности по защите своего скота и собак от нападения волков и принятии мер безопасности.

Тем не менее, это не спасло жителей деревни Парамоновка упомянутого самоуправления, владельцев приусадебного хозяйства «Берзини» от волков, которые загрызли двух коз.

Даже «зеленые» сдались

ЕС, в свое время сделавший из них едва ли не священных животных, добычу которых ограничили разными регулами и квотами, вплоть до предоставления фото убитого волка – в профиль и анфас, и, наконец, убедившийся, что явно перегнул палку, в конце концов, поддержал инициативу министров по вопросам конкуренции всех 27 стран ЕС на заседании в Брюсселе 26 сентября о понижении статуса хищников со «строго охраняемого» до «охраняемого». Это, предположительно, должно упростить получение разрешений на отстрел волков в случае угрозы сельскохозяйственным животным.

Но не все было просто. Привычно палки в колеса вставляли «зеленые», тем не менее, и они сдались. Необходимое большинство голосов в ЕС было получено лишь после того, как свою позицию изменила министр окружающей среды Германии, представительница партии «зеленых» Штефи Лемке, ранее отвергавшая понижение защитного статуса волков.

Удивляет подобное упорство «зеленых» не видеть серьезной проблемы, ведь от волков страдает не только Латвия и Латгалия, но и все страны ЕС, где более 20 тысяч особей – целая армия опасных зубастых зверей. И это лишь учтенных. Ежегодно они уничтожают в ЕС около 65 тысяч голов скота – овец и коз. Причем, число волков стремительно растет, если в 2012 году их было «только» 11193, то теперь почти в 2 раза больше.

Не удивительно, что, по информации СМИ, у самой председателя Еврокомиссии фрау Урсулы фон дер Ляйен волк в 2022 году загрыз ее любимую пони Долли.

Но если фермеры в целом поддерживают планы ЕС по решению проблемы регулирования популяции волков, то природоохранные организации и многие ученые выступают против.

Но зачем было изобретать велосипед? Многие опытные и уже престарелые охотники, отошедшие от этих дел, рассказывали, что после Второй Мировой войны и в советские времена никакого лимита на отстрел волков вообще не существовало. Серые хулиганы не только не исчезли, а расплодились еще больше.

Не видит разницы

Охотник с солидным стажем добычи разного зверя, житель поселка Червонка Вецсалиенской волости Аугшдаугавского края Андрей Ленчевский, который за свой полувековой охотничий стаж не подстрелил ни одного волка, а лишь участвовал в загонах, твердо убежден: «Никаких ежегодных лимитов на отстрел волка не должно быть! Что дает увеличение лимита на 20 волков, если их тысячи? И потом я не понимаю, в чем смысл изменения статуса? Если он «особо охраняемый», то заносите в Красную книгу, а если «охраняемый», то что? У Евросоюза, видимо, свои стандарты охоты, понятные только ему. У нас ситуация другая, мы исходим не из теории, а из практики охоты, нашего многолетнего опыта и реальности проблемы».

Сдержанно относится к решению ЕС об изменении статуса также многолетний председатель охотколлектива «Амбели» опытный охотник, на счету которого 5 добытых волков, Эгилс Рутиньш: «Как все будет – неизвестно. Но, главное, что проблема хотя бы сдвинулась с мертвой точки. В Латвии большой лимит на добычу волков. Их развелось столько, сколько было в послевоенные годы и во времена советской власти. Тогда за добытого волка платили премию, а сейчас у охотников стимула нет, ибо это очень трудоемкое занятие».

Эгилс предполагает, что лимит на добычу хищников будет выполнен уже до Нового года, что свидетельствует о беспрецедентном заселении наших краев опасными хищниками: «Но охотники никогда не говорят о полном уничтожении волка. Они хотят лишь упорядочить процесс добычи и регулировку численности этого зверя в нашем крае».

Нынешний лимит мал?

Информации об уничтоженных волками домашних животных по Латвии и Латгалии за этот год пока нет. Но по данным Государственной службы леса (ГСЛ), например, в прошлом году было зафиксированы 120 случаев нападений волков на домашний скот, в результате чего пострадали почти 600 животных.

Учитывая ущерб, наносимый хозяевам волками, допустимый отстрел был увеличен с 280 до 300 волков. Он разрешается на территориях краев, из которых в службу поступила проверенная информация об ущербе, причиненном волками скоту в текущем охотничьем сезоне.

Таким образом, охота на данный момент разрешена в 18 краях Латвии, в том числе Аугшдаугавском. Однако очень сомнительно, что увеличение квоты на добычу всего на 20 голов волчьих голов сможет радикально изменить проблему, если учесть, что численность этого зверя в ЕС на данный момент десятки тысяч.

Например, председатель правления Латвийской ассоциации охотников Харальд Барвикс еще в прошлом году говорил, что для нормализации ситуации с волками, каковой она была 10 лет назад, нынешний лимит на отстрел должен был бы составлять 500 – 600 волков в год, но никак не в 2 раза меньше.

По оценке Латвийской ГСЛ в нашей стране насчитывается около 1400 волков, а медведей, порядка, 150 особей. Но на косолапых охота запрещена, посему их число растет и будет дальше лишь увеличиваться. Хотя в соседней Эстонии отстрел топтыгиных разрешен и лимитирован.

Представитель Латгальского общества охотников и рыболовов председатель Межабральского охотничьего клуба Виктор Реблис считает, что численность волков в Латвии резко возросла, а их учет неточен: «Лимит охоты на волков не покрывает прирост популяции. Она все время увеличивается».

Возникает вопрос, способен ли человек существовать рядом не только с волками, но и другими зверями? На него отвечает исследователь Латвийского государственного института лесоведения «Силава» Янис Озолиньш: «Настоящее существование человека с хищниками станет только тогда возможным, когда научатся уживаться люди с различными интересами».

Они никуда не уйдут

«В реальности, быстрого эффекта от понижения статуса волка пока не будет. Это лишь политическое решение Евросоюза», - считает бессменный (18 лет) председатель правления Даугавпилсского общества охотников и рыболовов Виктор Фрилиньш, - «Оно должно пройти ряд многих инстанций, прежде всего на уровне Бернской Конвенции по охране дикой флоры и фауны и природных средств обитания в Европе от 1976 года, и прочих институций, пока не появится у нас в Латвии в виде Закона, регулирующего правила охоты на волка. Тогда и посмотрим, насколько важное и полезное для охотников и обычных людей решение о статусе волка принял ЕС. И будет ли от него толк».

По словам В. Фрилиньша, на данный момент главной задачей для охотников Латвии и Латгалии является выполнение лимита по добыче волка. По последним данным, из 300 волков на данный момент отстреляно почти 240: «Нет сомнений, что до Нового года квота будет выполнена».

… Не без иронии, существует надежда, что волки сами покинут наши края, благо есть куда, и тогда их тема разрешится сама собой. Глядя на то, в каких немыслимых масштабах и с какой поразительной скоростью у нас в Латвии выпиливаются леса – от горизонта до горизонта – только щепки летят да опилки сыплются, нетрудно предположить, что не только серым хищникам, без которых сегодня трудно представить наш отечественный ареал обитания, негде будет жить, но и остальным животным дикой природы – тоже.

Но Виктор Фрилиньш уверен, что лес тут ни при чем: «Пока для волков в наших краях имеется пищевая база, а она есть, никуда эти хищники не уйдут».

Komentāri

Lai pievienotu rakstam savu komentāru, nav jāsniedz personiska rakstura informācija. IP adrese, no kuras rakstīts komentārs, ir zināma tikai LL redakcijai un tā netiek izsniegta trešajām personām.

Redakcija izdzēsīs neētiskus un rupjus komentārus, kuri aizskar cilvēka cieņu un godu vai veicina rasu un nāciju naidu.