Дабы поддержать своих жителей, испытывающих финансовые трудности, или тех, чья жизнь повернулась так, что без поддержки не обойтись, самоуправления уже на протяжении многих лет в своих бюджетах выделяют значительные суммы на социальную помощь. С распространением "Covid-19" важность социальной службы только возросла. Чтобы подробнее узнать, как работает социальная служба в Резекне, "Латгалес Лайкс" побеседовала с ее руководителем Гунаром Арбидансом.
Что входит в обязанности Резекненской социальной службы?
- Управление "Социальная служба" - это институция, созданная Резекненской думой, отвечающая за разработку социальной политики и ее выполнение на административной территории города. Сейчас в данной структуре работает более 200 человек.
Миссия социальной службы - содействовать улучшению качества жизни горожан, предоставляя социальную помощь и социальные услуги - социальную опеку, опеку на дому и услуги психолога, а также социальную помощь лицам, зарегистрированное место жительства которых находится в Резекне.
В управлении есть отдел услуг, отдел помощи и отдел поддержки. Отдел услуг предоставляет услуги разным целевым группам населения, начиная от детей с функциональными нарушениями и заканчивая сениорами и людьми с инвалидностью.
Отдел помощи занимается оформлением материальной помощи, оформлением статуса нуждающегося и малообеспеченного лица. Отдел поддержки работает с семьями риска, а Бюро дама опеки оказывает услуги сениорам и людям с инвалидностью.
Управлению подчиняются структуры - Центр социальных услуг для пенсионеров, Центр социальных слуг для детей, Бюро дома опеки и Приют, предоставляющий пристанище на ночь и услуги вытрезвителя.
Практически все лица с функциональными нарушениями, люди, имеющие недостаточно средств на проживание, являются клиентами социальной службы. Служба оказывает услуги ассистента людям с инвалидностью. На данный момент в городе более 400 таких ассистентов.
Бюджет управления вместе с государственными дотациями и долевым участием самоуправления превышает 5 млн евро и составляет около 10% от общего бюджета самоуправления.
Как распространение "Covid-19" повлияло на работу учреждения?
- Как социальная служба, мы не прерывали свою работу. Прямые контакты с людьми свели к минимуму. В какой-то момент дополнительной нагрузкой для работников службы была выдача пакетов с продуктами.
Также дополнительной нагрузкой стала необходимость более осторожно работать самим и с клиентами. На начальном этапе много внимания уделялось разъяснительной работе. Работу службы серьезно облегчили изменения в законодательстве, позволившие предоставлять статус удаленно, продлевать статусы нуждающихся и малообеспеченных лиц.
Какие мероприятия безопасности ввели, чтобы защитить работников и клиентов?
- Использовались и используются индивидуальные средства защиты и дезинфекции. Сначала это все приходилось приобретать везде, где это возможно, даже в магазинах строительных товаров, поскольку был момент, когда необходимых товаров не хватало. В основном эти приобретения были в рамках имевшегося бюджета, вносили в него изменения. Дополнительное финансирование выделило Министерство охраны среды и регионального развития и Министерство благосостояния.
В отделе поддержки были проблемы с семьями риска. В дополнение к привычным услугам им пришлось помогать организовывать процесс удаленного обучения. Работники этого отдела не прерывали свою работу в прямом контакте.
Соблюдая на меры против распространения коронавируса, социальной службе пока удается вкладываться в бюджет. Накоплен небольшой резерв индивидуальных средств защиты и дезинфекции, но надолго его не хватит, поэтому о поддержке социальных служб в борьбе с "Covid-19" нужно думать на государственном уровне.
Какова ситуация в работе с проблемными семьями?
- Ситуация с семьями с детьми сложная. Количество таких семей увеличивается, в ведении каждого ответственного работника службы более 30 таких семей.
Немного легче стало, когда самоуправление нашло возможность поддержать услугу семейного ассистента. Таким образом был увеличен штат сотрудников, которые выполняют роль посредников между соцработником и семьей, они чаще контактируют с этими семьями, присматривают за ними и обучают их навыкам самообслуживания.
Многие проблемы в таких семьях обычно начинаются из-за родителей. Если у родителей есть проблемы, то, вероятно, они будут и у детей. Именно из таких семей и получаются семьи группы риска, попадающие в поле зрения социальной службы. При том это может продолжаться из поколения в поколение.
У некоторых родителей в таких семьях есть небольшие ментальные нарушения. Люди с ментальными нарушениями тоже создают семьи, и дети у них рождаются с подобными диагнозами и со всеми вытекающими из этого последствиями.
Какие услуги, отличные от услуг других подобных структур, предоставляет Резекненская социальная служба?
- Мы развиваем сотрудничество с негосударственными организациями и разными обществами. В бюджете службы для сотрудничества с этими организациями отведены значительные суммы. Предоставляем также услуги транспорта своим целевым группам для посещения разных мероприятий.
Уже прошло 10 лет с тех пор, как мы начали устраивать спортивные игры для людей с инвалидностью. В последние годы в них участвовало почти 300 человек. В этом году из-за распространения коронавируса спортивные игры устраивались по дисциплинам с небольшими группами людей.
Как обстоят дела с реализацией проекта деинституционализации?
- Много средств самоуправления и Евросоюза в рамках проекта деинституционализации сейчас вкладываются в упорядочивание инфраструктуры, чтобы развивать дневные центры, которые могли бы посещать люди из разных целевых групп. Планируется сделать специализированную мастерскую, групповые квартиры, дневной центр опеки для детей с функциональными нарушениями, а также другие работы.
Сейчас строится дневной центр для детей с функциональными нарушениями. Здесь будет установлен подъемник, чтобы его могли посещать люди с двигательными нарушениями, а также сделан небольшой бассейн для водных процедур.
Каковы самые большие достижения службы и проблемы?
- Если в городе не заметно социальное напряжение, если нет жалоб , ярко выраженных проблем, это значит, что социальная служба работает в правильном направлении. Людям из разных целевых групп стараемся предложить необходимые услуги.
Особенно радует то, что в городе снизилось количество детей-сирот или детей без родителей. Если в 2012 году, когда начал работать в службе, в приюте было 38-40 таких детей, то сейчас 4 в подростковом возрасте и 4 уже учатся в техникуме и в вузе.
Наибольшие проблемы сейчас в работе с проблемными семьями с детьми дошкольного возраста и при обмене информацией с Министерством здравоохранения. Система обмена информацией должна быть сделана так, что, как только в потенциально проблемной семье рождается ребенок, или такой родитель обращается к своему семейному врачу с тем, что ожидается пополнение семьи, информацию об этом должна получать и социальная служба.
Это нужно, чтобы семья с потенциальным риском по возможности скорее оказалась в поле зрения ответственных служб, и социальной службе не приходилось выполнять роль доктора, пытающегося вылечить запущенную болезнь. Растить ребенка нужно и до того, как он попадет в поле зрения социальной службы, в противном случае это будет уже борьба с последствиями.
На государственном уровне службе тоже нужна большая поддержка. Со следующего года планируется повысить уровень гарантированного минимального дохода и уровень доходов для присвоения статуса нуждающегося лица. Также на расходы социального бюджета повлияет повышение минимальной заработной платы. Все это создаст дополнительную нагрузку на бюджет службы. Возможности самоуправление увеличить бюджет социальных служб будут ограничены, поскольку у них снижена база доходов.
Проблемой для службы является нехватка кадров, одной из причин является низкая оплата труда социальных работников.
Что нужно сделать на государственном уровне, чтобы людей, нуждающихся в социальной помощи, со временем стало меньше?
- Здесь, по-моему, ключевое слово ответственность. Все должно начинаться с воспитания.
Я не сторонник пособий людям, которые могли бы работать, но не работают. В Резекне такие люди получают сравнительно большую поддержку, и они хорошо могут рассчитать, что иногда жить на пособия выгоднее, чем работать за минимальную зарплату.
Считаю, что сначала нужно предложить человеку возможность работать и самому зарабатывать на проживание, и лишь в случаях, когда это невозможно, платить пособия. Эти пособия тоже не должны быть вечными, а ограниченными, например, как пособие безработного.
На государственном уровне стоит подумать как снизить налоговое бремя для людей, желающих что-то начать, чтобы содействовать активности населения, чтобы их не пугали большие налоги и бюрократия и они не выбирали ничего не делать и жить на пособия.