Почти три года назад для контроля за охотколлективами Южно -Латгальского Главного лесничества Латвии была назначена молодая женщина – отнюдь не добытчик зверя, которая по складу души и характера даже стрелять в него не может, а уж тем более, разделывать. Сегодня Карина Лаздане не только признанный авторитет среди охотников, но и по итогам минувшего года признана лучшей в своей профессии в вышеупомянутом лесничестве, за что награждена призом «Человек года».
Завоевала авторитет
Мы встречались с Кариной сразу после назначения ее на упомянутую должность. Помнится, она тогда высказывала некоторую осторожность и сомнения – сможет ли успешно утвердиться в новом для нее качестве и стать знающим свое дело специалистом. Но больше всего Карину волновал вопрос: как научиться умело сотрудничать с десятками охотников – старых и опытных, и молодых, амбициозных и, порой, импульсивных.
Сегодня вопрос так не стоит. И Карина уже не та робкая девушка, а охотники видят в ней авторитетного, требовательного и знающего свои обязанности специалиста. А на ее рабочем столе находится приз «Человек года», который она получила по итогам 2021 года, что является лучшим доказательством высокого профессионализма.
Особую ценность этой награде придает и то, что Карине ее0 присудили не «сверху» из Риги – из чиновничьих кабинетов, а выдвинули свои же коллеги по работе, в том числе начальство. В Латвии такой награды удостоились всего 11 человек – по числу Главных лесничеств (10) и главной администрации.
На самом деле должность Карины называется очень скромно и в ней нет слова «начальник», или «директор», а всего лишь - инженер по вопросам охоты – в обиходе – главный охотник, но зато «вес» занимаемой должности очень высок потому, что вопросов, которые приходится решать и курировать – не счесть, а сам стиль работы нестандартен - от кабинетно-бумажного, до непосредственных поездок в лес, так сказать, на местность.
Для контроля за процессом охоты Карина убывает не только в рамках служебных обязанностей, но еще и с большим удовольствием: «Я проверяю наличие удостоверений на право использования оружия, другие нормативные документы и попутно решаю многие вопросы, связанные с добычей зверя. Но самое главное для меня – это возможность побывать на природе и окунуться в будничную жизнь охотников. Одно дело общаться с ними по телефону или принимать в кабинете и совсем другое – видеть в деле. Именно в таких ситуациях я как нельзя лучше совершенствую знания и накапливаю опыт».
Сгладить конфликт
Нынче у Карины есть не только единомышленники, которые поддерживают и помогают ей, но даже и те, кто заступаются, если вдруг возникают конфликтные ситуации.
Охотники, как и все люди, тоже бывают разными. Одни, видя в Карине прежде всего женщину и собеседника, рассказывают разные охотничьи истории, другие хотят просто отвести душу - поговорить о жизни, есть и такие, кто с места в карьер – настроены на выяснение служебных отношений и предъявление Карине претензий. То есть заведомо настроены на конфликт. Но им не удается его реализовать по той причине, что инженер умеет сгладить спорную ситуацию и в результате обе стороны находят компромисс и расходятся мирно.
Всего Карине приходится сотрудничать со 171 охотничьим коллективом, ведущих свою деятельность на территории Ливан, Прейли, Краславы, Дагды и Даугавпилса и прилежащего к нему региона.
Помимо этого, Карина является председателем экзаменационной комиссии как по теории, так и по практическому применению оружия при приеме в охотники новых членов: «Среди них есть перспективные молодые люди, которые могут себя полностью реализовать и, таким образом, принести пользу охотколлективу. Некоторые сдают экзамен с первого раза, а иным, особенно по стрельбе, приходится делать по 5-6 попыток, прежде чем они получат зачет. Формализма здесь быть не может – это дело серьезное и ответственное. Оружие все-таки!».
Уметь договариваться
Лимиты отстрела диких животных, как принято думать, берутся не с потолка и не «спускаются» из столичных кабинетов. Этому предшествует большая работа по согласованию цифр не только непосредственно с самими охотниками, но и с другими структурами, имеющими отношение к данному вопросу, то есть с заинтересованными сторонами. Например, с Обществом собственников леса, фермерами и крестьянами, на землях которых будут отстреливаться животные, и представителями охотников. Получается эдакий Совет «старейшин».
Карине необходимо со всеми договориться: «Собирается один орган, представляющий всю Латгалию, на котором мы решаем главный и очень важный вопрос. Что делать с популяцией животных? Увеличивать поголовье отстрела, оставлять на прежнем уровне или его снизить? Далее определяем процент отстрела и количество животных, ему подлежащих. Эту цифру распределяем на все охотколлективы. Данный вопрос решить очень непросто, порой возникают горячие споры и дискуссии, но все же мы приходим к согласию».
Но, по словам Карины, даже не это самое сложное, так как спорам и, как следствие, цифрам и прочим обсуждаемым вопросам необходимо придать юридическую силу, то есть заключить договоры. Они оформлены еще с 2000 года, но поскольку все в жизни меняется, то это же касается крестьянских хозяйств и земель – они покупаются, продаются, переоформляются, расширяются и так далее. Охотколлективы тоже не «замороженные», и в них происходит динамика – появляются новые, исчезают старые… Соответственно, договоры подлежат переоформлению: «Это очень объемная и ответственная работа, требующая знания законов, скрупулезности и высокой юридической квалификации. Мне, как конечной инстанции, необходимо все организовать, согласовать и оформить. Это, так называемая, текучка, не последнее место в которой занимают разбирательства по разным конфликтным ситуациям и спорам, которых достаточно».
План есть план
Вся территория, на которой осуществляется отстрел животных, поделена на квадраты площадью 10 на 10 квадратных километров. В каждом таком участке фиксируется количество диких животных и их размножение. Эту работу выполняют охотники и лесничие, после чего собранную информацию передают Карине вместе с вышеуказанным советом и делят по охотколлективам, которым предстоит выполнить план по отстрелу.
Охотничий сезон, как известно, начинается 1 апреля, а заканчивается 31 марта.
На данный момент при запланированных для отстрела 280 волков – по всей Латвии, охотниками на момент написания этого материала было добыто 246. Время еще есть – до 31 марта или до использования выделенного лимита. Охота на рысь в этом сезоне запрещена.
Сезон охоты на лосей закончился 31 декабря прошлого года с продолжением срока. Лимит по Латгалии - 1255, его пока не выполнили, олень – 631, добыто 123, косули – 7486, отстреляно 2027, кабан, на которого можно охотиться круглый год, по плану - 3293, добыто 1484. Бобр не лимитирован.
Цифры эти постоянно меняются, для чего Карине приходится строго согласовывать данные об отстреле непосредственно с охотниками и информировать о выполнении лимита вышестоящее руководство.
Большую обеспокоенность и сочувствие у К. Лаздане вызывает гибель зверей, попавших в пограничные проволочные заграждения, что неизбежно. По каждому случаю проводится расследование. Таких фактов в минувшем году было более 10.
Всего ей хватает
Героиня этого материала замужем. Ее спутника жизни зовут Дайнис, он работает преподавателем в Даугавпилсском университете и имеет ученую степень магистра защиты среды. Любопытно, что Дайнис никакого интереса к охоте не проявляет. У него другие жизненные приоритеты и увлечения. По мнению Карины Лаздане, главное то, что в семье есть взаимопонимание и уважение друг к другу: «Дайнис очень хороший и любящий муж и отец. Он умный, разносторонне развитый человек. Если он не изъявляет желания держать в руках оружие – это отнюдь не минус, а, наоборот, демонстрирует его доброту по отношению к людям, животным и природе. Дайнис именно такой».
Сама Карина под стать своей второй половинке. Она тоже магистр, но планирования окружающей среды. В свое время закончила Даугавпилсский университет по этой профессии. Сейчас получает третье высшее образование – очно учится в Латвийском сельхозуниверситете по специальности, связанной с лесом. В настоящее время она пишет диссертацию для защиты еще одной степени магистра.
У супружеской пары двое детей - сын Кристапс учится в 3-м классе, а дочери Эмилии 7 лет, она первоклассница.
Карина Лаздане всем в этой жизни довольна: у нее крепкая семья, любящий муж, прекрасные дети, успешно сложившаяся карьера, которая предполагает неограниченную перспективу дальнейшего служебного роста, и уважение со стороны руководства и коллег. Больше ей, по признанию самой Карины, считающей вышеперечисленное самыми главными общечеловеческими ценностями, ничего не надо.