„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2025. gada 15. janvāris
Trešdiena
Felicita, Fēlikss
+2.0 °C
apmācies

Скайдрите Жукова: "Если это поможет сохранить Прейльскую больницу, пусть увольняют..."

Сегодня все внимание приковано к коронавирусу. И на первый взгляд может показаться, что кроме вопросов, связанных с «Covid-19», в повестке дня Министерства здравоохранения больше нет. Но это мнение ошибочное. Решение текущих вопросов никто не отменял. И одним из них является вопрос о реорганизации латвийских больниц. Как реформа отразится на краевых стационарах, которые пока еще работают в небольших самоуправлениях, таких как Краслава и Прейли. От кого зависит их будущее? Есть ли варианты сохранения этих медучреждений в их сегодняшнем статусе, который позволяет оказывать населению полный спектр медицинских услуг? И какова роль краевых самоуправлений в этом процессе?

Вопрос о дальнейшей судьбе краевого стационара возникал периодически, однако поскольку повторение судьбы бывшей Ливанской больницы, которая сегодня по сути является всего лишь фельдшерским пунктом, никого не устраивало, то и предпринимаемые краевой думой действия были соответствующими. «Сегодня ситуация изменилась, и если ничего не предпринять, то через 2 года Прейльская больница станет медицинским учреждением первого уровня, - говорит Скайдрите Жукова, председатель правления SIA «Preiļu slimnīca». – А это значит, что мы не будем иметь права оказывать медицинские услуги в том объеме, в каком мы работаем сегодня».

С. Жукова: - Если мы говорим о реформе, то, начиная с 2023 года, в Латвии больше не будет больниц второго уровня. Поскольку сегодня мы являемся медучреждением именно второго уровня, то уже сейчас следует определиться, по какому пути будет развиваться наш краевой стационар. Станем ли мы больницей первого (низшего) уровня или третьего. А быть может мы продолжим свое развитие в рамках договора с Даугавпилсской региональной больницей. И, забегая наперед, скажу, что последний вариант для меня, как руководителя медучреждения, является наиболее оптимальным, поскольку в этом партнерстве мы сможем сохранить Прейльскую больницу и продолжить оказывать медицинскую помощь в полном объеме.

- Давайте рассмотрим все возможные варианты развития ситуации. Больница первого уровня…, что Вас в этом не устраивает?

С. Жукова: - Да, все! Я не считаю опыт Ливанского края для нас приемлемым. Что такое больница первого уровня? По большому счету, это и больницей уже не назовешь. Своего рода некий «пансионат», на базе которого будет создано отделение по уходу за поступившими сюда клиентами. И его главной функцией станет поддерживающая терапия. А о полноценном стационарном лечении не может быть и речи.

Допускаю, что кто-то скажет, что в больницах первого уровня продолжат работать Приемные отделения. Это правда. Только сейчас у нас круглосуточное дежурство несут 6 специалистов – это дежурный врач-интернист, хирург, гинеколог, анестезиолог, педиатр и ассистент радиолога. Благодаря этому мы сегодня можем оперативно оказывать помощь поступившим к нам пациентам. И это все соответствует присвоенному нам второму уровню, и мы его обеспечиваем полностью. В больницах первого уровня в Приемном отделении работает только один дежурный врач. Разница все же есть.

- Сегодня в стране работают четыре больницы второго уровня – в Алуксне, Тукумсе, Прейли и Краславе. Согласно планам Минздрава, с 2023 года Прейльской и Краславской больнице пророчат переход на первый уровень, двум остальным перевод на третий. Что сегодня мешает Прейльской больнице пойти по пути Алуксне и Тукумса?

С. Жукова: - На первый взгляд аргумент простой. Больница третьего уровня должна обеспечивать хирургическое лечение, то есть должно быть наличие хирургического отделения. Честно скажу, что мы еще в 2020 году готовы были это сделать. И возможности для этого у нас тоже были. Но тогда еще министр здравоохранения г-жа Винкеле нам сказала, зачем вам это надо, развивайтесь в тех направлениях, которые у вас есть и сегодня на базе нашей больницы успешно работают Приемное, терапевтическое отделения, один из лучших на сегодняшний день роддомов Латвии и отделение хирургической гинекологии, Дневной стационар. Потерять все это было бы огромной ошибкой. И это еще мягко сказано.

- Но если, что называется, «прижмет»?

С. Жукова: - Если «прижмет», то хирургические услуги мы обеспечим.

- Если посмотрим на опыт Даугавпилсской региональной больницы, то, когда для этого медучреждения начались сложные времена (период правления экс-министра здравоохранения Белевича), в защиту регионального стационара выступило самоуправление Даугавпилса. Обсуждение было вынесено на парламентский уровень. И Белевичу пришлось отвечать на неудобные вопросы парламентариям. В итоге финансирование больницы отстояли и еще долг перед ДРБ Министерство здравоохранения погасило. А какова позиция Прейльской краевой думы?

С. Жукова: - Мы находимся между трех региональных больниц - Резекненской, Екабпилсской и Даугавпилсской. Учитывая тот факт, что Краславская больница объединится с ДРБ в рамках соглашения о территориальном содружестве, и, таким образом, они сохранят за собой весь объем оказываемых ими медуслуг, Прейльская больница с ее третьим уровнем никому кроме нас и жителей Прейльского края не нужна. Поэтому я, как председатель правления SIA «Preiļu slimnīca», считаю, что мы должны заключить соглашение о территориальном содружестве с Даугавпилсской региональной больницей и Краславской больницей. В этом случае Прейльской больнице не будет ничего угрожать и сможем продолжать работать в сегодняшнем формате.

- То есть в этом случае ни терапию, ни родильное отделение не закроют?

С. Жукова: - Именно так. Но чтобы это произошло, четкая позиция по данному вопросу должна быть не только у правления SIA «Preiļu slimnīca», но и у самого самоуправления Прейльского края, которое является главным учредителем этого предприятия (75 % долей капитала – прим. автора).

Пока было сказано так: "Вы правление, вот и думайте. Оцените риски и представьте нам свое видение стратегического развития больницы". Свое мнение я уже озвучила. Риски мы, конечно, оценим. Документы предоставим. Но драгоценное время уходит. Как бы не случилось так, что 2023 год придет, и мы останемся у разбитого корыта.

- Но у любого действия или бездействия есть фамилия. Понятно, что за то, что происходит на муниципальном предприятии ответственен его руководитель. Однако капиталодрежатель муниципальных предприятий, в том числе и SIA «Preiļu slimnīca», это еще одна ответственная персона. И в данном случае это исполнительный директор Прейльской краевой думы Айгарс Зимелис.

- С. Жукова: - Я только председатель правления SIA «Preiļu slimnīca» и я могут отвечать только за свои решения. А свое мнение я уже озвучила… Информационное письмо от Минздрава о том, что нас видят больницей первого уровня, я получила еще в декабре прошлого года. И уже 23-го числа я была на приеме у председателя и исполнительного директора Прейльской краевой думы. В итоге - тишина. За окном уже почти середина января.

- У нас получился весьма откровенный разговор. Скайдрите, Вы рискуете потерять работу…

С. Жукова: - Если это поможет сохранить Прейльскую больницу в ее сегодняшнем формате, то наверняка это того стоит.

ДЛЯ СПРАВКИ

- В 2021 году стационар Прейльской больницы обслужил 1 283 пациента.

- Услугами дневного стационара воспользовались 1 072 человека.

- В результате перехода Прейльской больницы на первый уровень, работу потеряют 46 специалистов.

- SIA «Preiļu slimnīca» не дополучит из госбюджета 1млн 700 тыс. евро.