„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2024. gada 29. marts
Piektdiena
Agija, Aldonis
+10.2 °C
apmācies

Горох

У поэтов есть свой топ образности, с древних времен вполне интернациональный и примерно одинаковый. Звезды на небе, восход или закат, распустившиеся почки, пылающие языки пламени, следы на песке, глаза человека, морские волны — миллионы раз это используется в эпитетах и сравнениях, метафорах и символах.

А горох? Не розы или сирень? Пьянящий плющ или элегическая рябина? Не красиво? Слишком меркантильно? Да, есть реалии, которые художники редко используют для показа красоты, для изображения чувств, для стимуляции воображения.

Лучшее, что нашел в текстах латгальских писателей о горохе - это описание Антона Кукойса Плейкшниских холмов на окраине Резекне! «Если забраться на них и оглянуться, то весь город в долине похож на миску с дымящимся горохом».1
Это гастрономическое сравнение Антона Койса чрезвычайно емкое - здесь есть ощущение единения, этнографическая глубина.

Естественно. Просто. Сытно.

Горох часто используется как художественный образ в текстах Антона Кукойса. Например, в мини-поэме «Dzeive un molds», посвященной Никодему Ранцану, как кульминация сопоставлений, призывающих плодородие, а именно, говоря современным языком, развитие и рост:

"Lai vōrpa te kotra kai sprygula vōle,

Ogūrcs salīkts kai saimneicys skručs,

Lai zērneits ōbeļa lelumā rīstūs."2

Когда школьник начинает изучать геометрию, он очень быстро знакомится с аксиомами этой науки, что такое теоремы и как они их доказывают.3 Основная теорема классической или евклидовой геометрии - так называемая теорема Пифагора. Это самая известная в мире теорема, тезис которой известен многим, хоть они и давно закончили школу: в прямоугольном треугольнике квадрат длины гипотенузы равен сумме длины квадратов катетеров.

Однако не все знают, что Пифагор (около 570 г. до н.э. - около 495 г. до н.э.) был философом,4 что у него была своя школа и последователи, называемые пифагорейцами.

Пифагор разработал правила, которым следовал сам и его единомышленники.

Когда снимаешь котелок с огня, не оставляйте следов в золе, а перемешай это место. Не поднимай то, что упало. Не ходи по большим дорогам. Не трогай белого петуха. Не срывай листья с венка и др. Первым и самым важным из этих правил был следующий запрет: не есть бобовые!

На протяжении веков исследователи спорят о том, должны ли эти так называемые правила Пифагора пониматься буквально или иметь только символическое значение.

На мой взгляд, они как проекции, как параллелизмы - прямой смысл, понятный всем, немного важен, но гораздо важнее символический, я бы даже сказал универсальный смысл, закодированный в этих якобы примитивных предложениях.

В нашем доме всегда сажали горох. Ничего великого обычно не вырастало, но самим хватало.
Где-то в начале лета наступал момент, когда взрослые решили, что наш горох достиг такого возраста, что уже не может сам вытягиваться вверх и им нужен помощник.

- Сходи нарежь прутьев.

Я брал пилку и шел к... Напротив нашего дома были поля, где росли пшеница, рожь, чаще всего овес. Края поля интенсивно зарастали кустарником. Там обычно я срезал добротную ветку - толщиной в полпальца, высотой с мой велосипед. Нужны были ветки, богатые боковыми веточками. Затем боковые ветки обрезали примерно на 5 см от основной ветки, а крупную ветку заостряли внизу.


Эти ветки втыкали в землю рядом с городом. На всех не хватало, часто два-три стебля гороха вились вокруг одной ветки.

В моей юности Венгрия ассоциировалась с тремя вещами - токаем, икарусами и зеленым горошком. Баночки «Глобус» с маринованными помидорами и консервированным горошком не были супердефицитом, но этот продукт был редкостью на прилавках магазинов и если и был, то раскупали моментом.

Консервированный зеленый горошек ассоциируется с праздниками. Так называемый мясной салат редко готовили в будни, на то должна была быть веская причина. Свадьбы или похороны, крестины, дни поминовения усопших, дни рождения, приезд давно не видевшихся родственников, выход на пенсию, повышение по службе, канун Нового года и т.д. - на столе всегда был мясной салат! Нарезали кубиками вареную колбасу и охлажденный картофель, добавляли консервированный горошек. Две трети кубиков, одна треть шариков!

С горохом ничего особенно нельзя было сделать, поэтому кусочки колбасы и картошки пришлось нарезать до размера горошины, чтобы они выглядели примерно одинаково. Да, в этом случае колбаса и картошка подчинялись горошку!

Затем заливали и смешивали с майонезом, который в советские годы не всегда можно было купить.
Красный, белый, зеленый. Эту трехцветие затушевывали, объединяя единым желтоватым майонезом!

В то время мясной салат был популярным праздничным блюдом. Я не помню торты, но этот салат помню.

Его ели как самостоятельное блюдо и клали на тарелку рядом с картофелем и котлетой. Этот салат обычно был в большой миске, особый ритуал заключался в том, чтобы взять миску, передать ее тому, кто слева, затем салатница путешествовала вокруг стола и возвращалась - теперь той же ложкой можно положить себе!

Старые рецепты еды имеют добавленную ценность - там и старые единицы измерения, особая кухонная утварь, сырье и продукты, соответствующие тому времени. Если рецепт на латгальском языке, то можно в то же время изучать грамматику и орфографию.

Итак - гороховая каша, из журнала "Sauleite" 1930-х годов! „Izkausej kastrolī 1 karūti svīsta un sacapynoj tur 1 seipūlu. Tod īber 1 stūpu svaigu zērņu un izlej korstu yudini, lai zērni byutu mozlīt apjemti ar yudini. Uz lānas guns izsutynoj meikstus, yudini vairōk napīlejūt. Kod zērni izavōrējuši, tod sastompoj un izdzan caur sītu. Īgyutai masai pīmaisa 1 karūti svīsta, 2 karūts myltu, atškaida ar 2 glōzem soldona pīna un aizvōrej."5

Попробовал этот рецепт - хорошо, все получается!6 Что нужно запомнить? Одна стопка - это около 1,25 литра, эту единицу измерения в Латгалии ввели только в межвоенный период. В то время для жарки использовали масло или свиной жир. Льняное масло не подходит для жарки, оливковое или другие масла обычно покупали только самые состоятельные горожане.

В настоящее время таким специфическим блюдом Латгалии стали гороховые клецки. Это старинное блюдо, самым большим преимуществом которого было то, что вам не нужна ни тарелка, ни миска, ни вилка, ни ложка. Эти клецки можно было взять с собой зимой на рубку леса или поехав на рынок. Сейчас в поход или, например, смотреть на птиц с вышки.


В первой латгальской кулинарной книге7 Антонина Масилюне (1921-2019, урожденная Задвинска) предлагает такой рецепт гороховых клецек.

Нужно 400 г серого гороха, 200 г картофеля, 120 г шпика, 1 луковица и соль. «Mērceitus zērņus un nūmyzōtus kartupeļus vōrej atseviški meikstus, nūkōš un divas reizes samaļ. Masai pīlīk mozūs kubiceņūs sagrīztu un ar sasmolcynōtim seipulym apcaptu speki, sōli un sameica. Masu sadola apmāram 50–75 g smogūs gobolūs un saveļ pykōs».8
Некоторых удивляет, что разные авторы предлагают немного или совсем разные рецепты одного и того же блюда. Ничего ужасного в этом нет, наоборот.
Книга кулинарных рецептов, изданная в 1969 году, также содержит гороховые клецки.
Нужен 1 кг сушеного гороха, 200 г шпика, 1 луковица и соль по необходимости. «Горох промыть, замочить в соленой воде на несколько часов. Затем отварить в воде до мягкости гороха, процедить, обсушить, измельчить. Шпик нарезать небольшими кусочками, обжарить с нарезанным луком и смешать с горохом. Замесить и, пока пюре еще горячее, сформировать круглые шарики (клецки) величиной с куриное яйцо».9
Можно даже размером с гусиное или страусиное яйцо! Можно размером с теннисный или футбольный мяч. Может быть размером со снеговика или глобус. Можно организовать латгальский чемпионат гастрономов и кулинаров – кто приготовит самую большую гороховую клецку! А кто самую маленькую?

1. Kūkojs A. Septiņkalne // „Dzimtenes Balss", 08.08.1985.

2. Kūkojs A. Dzeive un molds // „Mōras Zeme”, 25.09.1989.

3. Чаще всего каждая теорема имеет несколько разных доказательств.

4. Ему также приписывают введение самого термина философия.

5. Zērņu bīzputra // „Sauleite", 1930., Nr. 9.

6. Каждый опубликованный мною рецепт я опробовал. Точнее - если в результате приготовления рецепт получился удачным и достойным, то я его публикую.

7. https://www.lakuga.lv/2021/01/13/par-pyrmu-i-vineigu-povuorgruomotu-latgaliski/ (skat. 21.01.2022)

8. Masiļūne A. Povōru grōmota – Rēzekne: P/s Rēzeknes panorāma, 1992., 51. lpp.

9. Gustava V., Jansone I. Aukstais galds – Rīga: Liesma, 1969., 199. lpp.