„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2025. gada 13. janvāris
Pirmdiena
Aira, Ārijs, Āris, Harijs
-6.3 °C
daļēji mākoņains

Наломали дров...

Резкое и неуправляемое повышение цен на энергоносители, в том числе газ, нефть и, как следствие, топливо, мгновенно отразилось на стоимости угля и дров. Хотя, казалось бы, уж чего-чего, а лесов в нашей Латгалии хватает с избытком – куда ни глянь, тем не менее, машина дров объемом в 5 кубов стоит нынче под 350 евро, что далеко не каждому владельцу жилья с печным отоплением по карману.

Была альтернатива


Проблема подорожания дров возникла еще в конце прошлого года, когда стоимость древесины для отопления выросла до 27 евро за так называемый плотный, то есть уложенный кубометр дров. Но уже в первом квартале этого года цена подскочила до 45-50 евро (ольха или смешанные дрова) за куб, а березы аж до 70 евро за этот же объем. В основном это произошло из-за высокой стоимости электроэнергии. А ту еще неожиданно грянул энергетический кризис, связанный с происходящими в мире событиями, в том числе военного характера.

Кроме того, высокая цена на дрова спровоцирована значительно возросшим спросом на древесину, используемую на производство древесной щепы, из которой изготовляются гранулы, брикеты и тому подобное.

Для справки. По состоянию на начало этой недели в газете «Reklāma» из объявлений следовало, что 5 кубов колотой ольхи стоили 250 евро, березы – 350 евро, смешанных – 290 евро.

И ведь речь всегда идет о продаже якобы 5 кубов – отсюда и цена. Но если насыпанные в кузов автомобиля дрова сложить в поленницу и замерить, то у вас получится в лучшем случае 4 кубометра, а то и меньше. Знаю из личного горького опыта.


Несколькими годами ранее, кому было не по карману купить машину полноценных березовых, ольховых или смешанных дров объемом в те же 5 кубов, могли воспользоваться услугами деревообрабатывающих фирм, которые по небольшой цене продавали побочную от своего основного товара продукцию - обрезки, горбыль, рейки и прочие отходы. Такие фирмы находились, например, в районе Северного городка на улице Вальню - «Яунгрива» и «Коя». Кстати, автор этих строк, в свое время проживавший в крепости в квартире с печным отоплением, тоже не раз покупал в них вышеперечисленное дровяное топливо. Если машина полноценных дров, например, стоила 100 - 120 евро, то обрезки, причем, довольно качественные, можно было купить всего за 40 – 45 евро – значительная экономия, а в «Кое» отходы стоили вообще копейки. По тепловой энергоемкости такой товар, конечно, уступал полноценным дровам, однако зимой никто не замерзал. Но этих фирм сейчас нет, поэтому заказчики остались без возможности приобрести альтернативное топливо.


Ситуации разные


У некоторых жителей села есть свой лес, поэтому проблемы с дровами у них отсутствуют, не считая расходов, связанных с заготовкой. А, например, жительница поселка Фальтопи Анна Корженевская подчищает территорию хутора от сорной древесины и использует ее в качестве дров. Пенсионерка сообщила, что по соседству она в любое время может купить машину чурок из ольхи – 5 кубов за 180 евро, но такой нужды у нее нет.


Жительница Крепости 88-летняя Мария Кокина живет в 2-х комнатной квартире с печным отоплением в доме на улице Константина. Пенсионерка ввиду скудности своей пенсии тоже старалась найти альтернативные варианты приобретения дешевых дров, покупая их в вышеупомянутых или иных деревоперерабатывающих фирмах.


Управление социальных дел Даугавпилса на днях выделило женщине 300 евро, за которые она может приобрести дрова в Лигинишках, что престарелая женщина и собирается сделать: «Спасибо, конечно, за помощь, но на эти деньги хороших дров и в должном объеме не купишь. Хватит разве что на одну машину, но мне этого на зиму мало. К счастью, я успела за свои собранные с трудом наличные — 170 евро купить 3 куба у частников. С учетом соцпомощи, надеюсь, что на предстоящую зиму хватит. Разве я могла подумать, что наступят такие времена?».


Например, житель хутора «Лазовка», расположенного в поселке Тартак Вецсалиенской волости Аугшдаугавского края, Николай Слабковский дрова все время покупает: «Раньше цена была для меня приемлемой, но это топливо с каждым годом становится все дороже, хотя кругом леса. Нынешний дровяной кризис шокирует. Цена взлетела настолько, что невозможно осмыслить – а что, собственно, произошло? Лес испарился, пилить и доставлять заказчикам дрова некому или есть иные причины проблемы?».


В прошлом году Николай покупал дрова в поселке Силене Скрудалиенской волости, за пару – тройку кубов заплатил, по его словам, около 120 евро – большие деньги, что у него отбило охоту снова воспользоваться услугами этой фирмы.

На нынешнюю зиму Николай заказал 5 машин – автомобили типа микроавтобусов небольшой вместимости – по два куба, что будет стоить 55 евро. Но это не высококачественная древесина, а сухостой, тем не менее, обогреться им вполне можно. К слову, эту сделку Николаю удалось «провернуть» благодаря своему родственнику.


К экономии дров вынуждены также прибегнуть жители усадьбы «Торфяница» Вецсалиенской волости Аугшдаугавского края Анатолий Николаенко, его супруга и сын. В прошлом году семья купила 2 машины дров по 160 евро каждая, что для семейного бюджета, из которых двое – инвалиды, оказалось очень накладно. Сколько заплатят за топливо в этом году – неизвестно, но знают, что за два авто - не менее полутысячи евро. Игорь говорит: «Теперь, топя баню, приходится экономить. Помывка стала роскошью».


Ничего нельзя прогнозировать

Деревообрабатывающее предприятие ООО «VELS - 2», расположенное в местечке Саландзейc Вецсалиенской волости Аугшдаугавского края, существует уже без малого 22 года. Все эти годы фирмой успешно руководит Людмила Луня. Основной выпускаемой продукцией являются поддоны, побочной – продажа дров. Многоопытная руководительница называет нынешние скачущие на них высокие цены даже не основной проблемой, главная же – это отсутствие самой древесины. Людмила пояснила, что значительная ее часть уходит из Латгалии на литовский рынок в город Обяляй, где расположен крупный деревоперерабатывающий комбинат, новые технологические мощности которого требуют потребления очень больших объемов древесины.

«В настоящее время очередь на дрова составлена на 4 недели вперед. Я не знаю, как обеспечить заказчиков, потому что цены скачут каждый день. Естественно, в сторону повышения. И не на 5 или 10 евро, а гораздо больше. Например, я заказала для фирмы деловую древесину по 61 евро за куб, не успели оглянуться, как она стала стоить уже 78 евро. Соответственно, растет цена на дрова. Но сколько бы они не стоили, это будут дешевле чем, если отапливаться гранулами, газом или углем. Альтернативы дровам пока нет», - сказала Людмила Луня, которая, кстати, сама живет в частном доме и использует дрова.


В настоящее время машина объемом в 6 кубов дров из ольхи стоит почти 220 евро. О березе речь вообще не идет, так как, по словам, Людмилы Луни, она не хочет шокировать заказчиков ценой – это обошлось бы им в 350 евро за 5 кубов – неподъемная для пенсионера или человека со средним доходом сумма. А если для отопления требуется 2 или 3 машины?

«Ситуация очень сложная, я не могу ничего прогнозировать и не знаю, что будет завтра. Это касается работы не только моей фирмы, но и обеспечения заказчиков дровами», - сказала Людмила.

Вот и получается, что в прямом и переносном смысле «наломали дров». Это при том, что земные недра пока еще полны углеводородов, рынок их сбыта переполнен, лесов в наших краях хватает, а простой человек лишен возможности протопить печь, чтобы элементарно обогреться и приготовить себе еду.