Микрорайон Даугавпилса Нидеркуны в свое время славился тем, что на примыкающих к ним бескрайним лугам паслись коровы и овцы, люди косили сено. Сейчас всего этого и в помине нет, правда, огороды кое-кто из жителей держит. У героев этого материала мнение о инфраструктуре и бытовой обустроенности Нидеркун и здешней жизни диаметрально противоположное – эдакий уголок контрастов.
Собирается в Англию
У 54-летнего Эрика Марцинкевича жизнь сложилась не лучшим образом. До последнего времени, начиная с 2009-го года, мужчина снимал здесь жилье. Но хозяева решили продать дом, не предупредив об этом Эрика, и по сути дела вышвырнули его на улицу. Однако мир не без добрых людей. Соседка - пожилая женщина - приютила бездомного человека, мало того готовит ему пищу. Все бы ничего, но Эрик с трудом передвигается, как он выражается «на трех ногах» с помощью палочки.
К счастью, у него есть три дочери, одна из которых средняя - Евгения, живущая и работающая в Англии, к осени должна забрать отца к себе, а пока она оказывает ему материальную помощь: «Спасибо ей за это. Я оказался в безвыходном положении. С работой для меня там будут большие проблемы, разве что на компьютере смогу что-либо делать. Но таких специалистов в Англии и без меня полно». Еще две дочери Эрика старшая Ирина трудится в ЦГБ медсестрой, а младшая Юлия - продавцом. Все они подарили папе 5 внуков и внучку, что его очень радует.
Жена Эрика, мама его дочерей, Ольга умерла несколько лет тому назад в возрасте 39 лет, оставив его вдовцом.
Эрик тогда жил с ней в Крепости, в квартире с печным отоплением, площадью в 100 кв. метров: «Куда мне был этот сарай? Я продал жилье и подался в Ригу на работу, где познакомился и построил отношения с женщиной. Но ненадолго, в результате пришлось вернуться в Даугавпилс, а жилья-то нет, купить новое не смог, так как помогал детям».
В свое время Эрик закончил 5-ю среднюю школу, работал помощником машиниста. Но из-за аллергии на топливо и масла пришлось трудоустроиться на стройку. Срочную службу проходил в Афганистане в городах Герате, Шинданде и на перевале Саланг в качестве снайпера. По признанию Эрика, он уничтожил 46 духов, которых называли бородачами. Во взводе Эрика из 25 человек 6 погибли. За свои заслуги имеет награды.
Именно служба в Афгане и неудовлетворительные условия, в которых приходилось воевать и жить, стали причинами его многочисленных болезней. Эрик перенес 6 операций на ноге, сейчас употребляет медикаменты, но ничего не помогает.
Нидеркуны собеседнику нравятся: «Здесь тихо и хорошо, люди дружелюбные и приветливые. Не иначе рай. Дворники работают добросовестно, мусор убирается своевременно. Вот только лужи после дождя размером с озеро – ни пройти, ни проехать. Да асфальта нет».
Что тут хорошего?
Пенсионер Федор Павловский живет на Средней Погулянке, но родился он в Нидеркунах, в которых пребывал до 22-летнего возраста. В момент нашего разговора Федор приехал в родной сестре, у которой возникли серьезные проблемы со здоровьем.
В прошлом собеседник работал на ответственных и руководящих должностях, в том числе в Общестроительном тресте, был главным механиком спиртзавода.
Мужчина о микрорайоне крайне негативного мнения: «Что тут хорошего? Богом забытый, заброшенный вымирающий край! О жизни людей можно судить по их лицам – хмурым, озабоченным и растерянным. Я был в Германии и Франции. Люди там радуются своему бытию, они приветливые и доброжелательные, у них есть социальные гарантии и защита государства. Они уверены в завтрашнем дне и своем будущем. А тут?».
Но самое плохое – это то, что молодежь массово покидает страну, в том числе Даугавпилс. Редко в какой семье дети не подались за кордон в поисках лучшей доли. Однако Федор считает, что молодые люди правильно поступают, уезжая в европейские страны на заработки, мало того, пусть там остаются, ибо в Латвии и в нашем городе им точно делать нечего: «Это же я советую своим трем чадам, которые находятся в Англии и Германии. Пусть сюда не приезжают. У них там есть работа, средства и перспектива. Будь я моложе, сам рванул бы в Европу. А с нашими политиками и руководителями дойдешь до ручки. Это уже произошло. Дальше некуда! Можно делать вид, что это не так, но это правда!».
Особое неприятие Федора вызывает тот факт, что выборы власть имущих для простых людей ничего не дают. Поэтому он последние 5 лет не ходит на избирательные участки и ни за кого не голосует, уверенный, что смысла в этом нет. Все равно на ответственные должности, по мнению пенсионера, назначат нужных власти людей.
Кому бокс, а кому охота
В противоположность Федору Павловскому выпускник этого года 6-й средней школы Алексей Бейнарович в заморские страны пока уезжать не собирается и считает, что карьеру надо строить в родном государстве и городе. Молодой человек планирует поступать в Даугавпилсский университет, чтобы стать менеджером. А пока он всерьез занимается боксом, в 2020-м году в Елгаве даже завоевал титул чемпиона Латвии среди юниоров в тяжелом весе. В подтверждение своих слов Алексей посоветовал заглянуть в Интернет, что я и сделал. Все, сказанное им, правда. В этом же году он стал чемпионом города. Причем, в соревнованиях принимали участие 95 боксеров из Латвии, Литвы, Эстонии, России и Беларуси.
Через 10 лет боксерской карьеры юноша собирается заняться тренерской работой и стать профессиональным спортсменом. Сейчас совершенствует свое мастерство под руководством тренера Глеба Зуева, который, кстати, тоже живет в Нидеркунах.
Алексей с родителями, двумя братьями и сестрой приехал сюда из Резекне: «Здесь намного оживленнее и веселее. А Нидеркуны нам понравились потому что тут спокойно и тихо – эдакий полугород и одновременно полусело. Лучшего места не надо».
Бывший работник правоохранительных органов с 23-летним стажем, майор полиции в отставке, а в настоящее время социальный педагог 6-й средней школы Анатолий Байко находится в Нидеркунах уже 16 лет. Его мало волнует качество уличного покрытия, которое на самом деле оставляет желать лучшего, прочие недостатки и проблемы, а нравится удобность и комфортность проживания в этом месте: «Мою охотничью собаку очень удобно выгуливать. Отсюда можно быстро добраться до лесных массивов и охотничьих угодьев Калкунской волости, где мы в составе охотколлектива «Рандане» промышляем зверя и птицу».
Анатолия радует, что вплотную к Нидеркунам подходят олени и лоси, а косули обитают тут постоянно. Естественно, при этом в охотнике срабатывает не инстинкт добытчика, а радует красота и гармония животного мира с природой.
Анатолий шел по делам со своим 13-летним внуком Робертом, проживающим в Риге.
Есть в Нидеркунах старообрядческая красивая церковь из красного кирпича, которая словно перст Божий возвышается над частными постройками. По выражению одного из собеседников, все жители Нидеркун, среди которых очень много староверов, находятся под защитой Всевышнего и потому ничего не боятся.