„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2024. gada 20. aprīlis
Sestdiena
Mirta, Ziedīte
-0.5 °C
nedaudz mākoņains

Инара Островская: «Я научилась прощать и двигаться дальше»

Сегодня Латгальский индустриальный техникум, некогда Строительный техникум — одно из самых динамично развивающихся учебных учреждений Латвии. Здесь реализуются различные масштабные проекты. И все это осуществляется под чутким и грамотным руководством многолетнего директора Инары Островской. И в этот раз она стала гостем нашей редакции. Во время беседы Инара Петровна рассказала о себе, своей семье, любимом техникуме и, конечно же, поделилась с нами планами на будущее.



- Инара Петровна, наш разговор я хотела бы начать уже с традиционного вопроса. Каким было ваше детство?

- Мое детство было замечательным: солнечным, светлым. Меня окружали любимые люди, прежде всего мои родители. Я росла в любви. И вы знаете, в это время я играла в различные профессии, и все они на самом деле потом реализовались в моей жизни. Я всегда с любовью вспоминаю свой родной город, в котором родилась — это Лудза. Мы жили в своем доме на берегу озера. Напротив жила моя подруга, которая сейчас тоже живет в Даугавпилсе. Она закончила здесь педагогический университет и работала учителем. Мы по-прежнему поддерживает дружеские отношения. Она свою жизнь решила посвятить православной церкви.

- А вы легко определились со своей будущей профессией?

- Еще учась в школе, я решила, что хочу быть художником. Я сама приняла решение уехать из родной Лудзы, поступила в Резекненскую художественную среднюю школу, сдала все экзамены. Часто оставалась у своей двоюродной сестрой, а моя мама переживала, где же пропала ее дочь, почему не едет. Мы, к сожалению, с юном возрасте мало думаем о родителях и их переживаниях. Уже тогда, за четыре года учебы в этом учреждении, можно было получить не только среднее образование, но и профессию. Я обучилась специальности декоратора. Обучалась у великолепных преподавателей, например, у Яниса Унды. Но, конечно, огромное влияние на меня оказал учитель Алексис Османис, который также работал реставратором. Османис участвовал в организации первых выставок по реставрации произведений искусства в Латвии и составил каталоги. Он учил нас работать на высшем уровне. Наши работы, выполненные вручную, должны были выглядеть так, слово их подготовили в типографии. Сегодня многие предпочитают компьютер, но ведь это всего лишь инструмент, который убивает творчество и индивидуальность.

- А как вы проводили свободное время?

- О, мы любили слушать музыку, в особенности зарубежную. Музыка вообще играла очень большую роль в моей жизни. Я просто восторгалась творчеством группы «Pink Floyd». Сегодняшняя молодежь в большинстве своем не знает этот коллектив. Я как-то спросила у одного своего студента, знает ли он «Pink Floyd». Тот сказал, что нет. Я ему ответила, что это музыка моей молодости. Мы в 70-е годы с удовольствием слушали эту действительно качественную музыку. Среди фаворитов были также Элтон Джон, «Queen», другие группы. Только в 80-е годы к нам пришла диско-музыка.

- Чем вам еще запомнилось это время?

- Я бесконечно долго могу говорить о своей учебе. И вы знаете, что меня действительно удивило, так то, что моя дипломная работа по-прежнему жива. Я об этом узнала совершенно случайно. Я нужно было оформить торцевую стену длиной в 16 метров построенного зала Резекненской музыкальной средней школы. Руководителем моей дипломной работы был Освальд Звейсалниекс. Моя работа получила высочайшую оценку. Я выбрала спектральные цвета. Получилось красиво. И вот однажды мне в руки попала визитная карточка одного из сотрудников этого учреждения. Я увидела знакомые фрагменты, стала спрашивать, откуда. А мне ответили, что это часть стены их зала. Я тут же сообщила, что это моя дипломная работа. Я, к сожалению, из-за своей занятости никак не могу лично съездить и посмотреть, но у меня есть фотографии, которые мне прислали. Вы представляете, прошло более сорока лет, а моя работа жива. Для меня это стало настоящим сюрпризом.

- А чем вы занимались после окончания школы?

- В то время было такое понятие, как распределение. Как мне кажется, это был позитивный момент. То есть молодые специалисты после окончания учебы распределялись на различные объекты, в разных городах и поселках, где должны были отработать три года. Мне предложили несколько мест, в том числе в Риге, но я захотела работать учителем. Наш преподаватель Янис Унда дал нам такую возможность, так как у нас были уроки педагогики. И вот, играя в спектакле «Латгальская свадьба» на латгальском языке, это, к слову, был латгальский театр в советское время, мы побывали в Ливанах. Честно, я на тот момент, а это был 1974-75 года, впервые оказалась в этом городе. Мне он так понравился, что я согласилась переехать в Ливаны, чтобы работать учителем. Я была молодым специалистом. И мне в связи с этим через пять лет дали квартиру. И в итоге в этом городе я проработала 16 лет. Школа была очень большая, в которой обучались более тысячи детей. Обучение велось на латышском языке. Я на тот момент была единственным специалистом в художественной сфере. Замечательное было время. С детьми быстро удавалось найти общий язык, мы с ними выигрывали множество различных конкурсов и олимпиад.

- Все время в школе?

- Полностью школе я отдала пять лет. Затем мне стало скучно. Понимаете, я когда начала работать, мне было лишь 20 лет. И спустя пять лет мне захотелось чего-то нового. Как раз в 1980 году началась большая реорганизация Ливанской фабрики стекла. Ее руководитель был заинтересован в новаторском подходе, все готовились к экспорту продукции. Изначально у нас была договоренность, что я буду работать и на фабрике, и в школе. Затем мне предложили руководить Музеем фабрики. И эту должность я занимала 10 лет. Кроме того, моими прямыми обязанностями был маркетинг, менеджмент, реклама. Мне было поручено принимать высокопоставленных гостей, в том числе космонавтов, политиков из Москвы. Мне тогда со многими удалось познакомиться.

- А что было в начале 90-х?

- В это время я переехала в Даугавпилс. Еще по приезду в Ливаны я на танцах познакомилась со своим мужем, через год мы поженились, а затем у нас родилась дочь. И лишь по прошествии 15 лет я оказалась в теперь уже родном для меня Даугавпилсе. Когда случился путч, я как раз была здесь, но на тот момент просто приехала в гости к подруге. Помню, как мы сидели у телевизора, смотрели и испытывали ужас. Мы знали, как все прошло в Грузии и Литве, когда погибло много людей. И когда коммунисты были свергнуты, в 1991 году меня пригласили на работу в Даугавпилс. Мне предложили возглавить Саулес школу, так как у меня был не только педагогический опыт, но и опыт в сфере маркетинга. Я еще в советское время директору фабрики говорила, что настанет время, когда главным будет не выполнение плана, а реклама, продажа. Он еще смеялся надо мной. Но как видите, я оказалась права.

- Ваш даугавпилсский этап затянулся…

- Да. Я сначала поработала в Саулес школе. Было тяжело. Нужно было найти общий язык с творческими личностями, показать, на что я способна. И мне это удалось. Впоследствии на какое-то время я ушла в политику. В 2012 году я была избрана в 8-й Сейм, а после четырехлетней работы в парламенте работала советницей министра образования и науки по вопросам профессионального образования. Удалось побывать и в кресле депутата Даугавпилсской городской думы. В самоуправлении я также занималась вопросами образования. А 20 декабря 2010 года возглавила Даугавпилсскую строительную среднюю школу.

- Я помню это время. Вам пришлось действительно тяжело…

- Да, я этого не скрываю. Нужно сказать, что ни один спортсмен, ни одна выдающаяся личность не сделала себя сама, на нас огромное влияние имеют окружающие люди. Сегодня мы в мире наблюдаем абсолютный нарцисцизм. На меня же лично влияние оказали многие люди. Подчас было больно, обидно, но все это я пережила и стала сильнее. Вы знаете, что было самым тяжелым? Научиться прощать и двигаться дальше. Я смогла это понять только после сорока лет. И сегодня я так живу. Нельзя таить обиду на людей. Каждый из них оказал на тебя влияние. И чтобы ни произошло, то должен его простить и двигаться дальше. Только так можно чего-то добиться, стать лучше, стать сильнее. Когда я пришла в Строительную школу, скажу честно, все было в довольно плачевном состоянии. У нас было около 650 учащихся. Педагоги не знали государственного языка. И что самое ужасное, дети для них не были главными. Сегодня ситуация существенно изменился. У меня принцип «Мы живем для детей». И все, что было сделано мною в этом учебном учреждении, все было для учащихся. Сейчас у нас современные здания, мастерские, у нас есть филиалы, в которых мы тоже реализуем масштабные проекты, в том числе и в сотрудничестве с Аугшдаугавской краевой думой. Эта тема, пожалуй, заслуживает отдельного разговора. Ученики довольны, педагоги тоже. И это здорово.

- А как вы проводите свое свободное время?

- Я люблю природу. Поэтому в свободное время я отдыхаю в саду, наслаждаясь природой. У меня прекрасная семья: муж, родная дочь и приемная дочь, которая для меня является родной и горячо любимой. И семья меня во всем поддерживает. Спасибо им за это.

- Спасибо за беседу!