„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2024. gada 25. aprīlis
Ceturtdiena
Bārbala, Līksma
+6.8 °C
apmācies

Николай Романенко: от легкой атлетики до баскетбола

Николай Николаевич Романенко, я не побоюсь этого слова, является легендарным в Латвии тренером по баскетболу. Своему любимому виду спорта он уделял и продолжает уделять все свое свободное время. Он воспитал не одного игрока сборной Латвии и продолжает этим заниматься вместе со своей второй половинкой, знаменитым тренером Ириной Романенко. Не смотря на свою колоссальную загруженность, Николай Николаевич нашел время, чтобы посетить нашу редакцию и ответить на мои вопросы.

 

- Николай Николаевич, где и как прошло ваше детство?

- Я родился в Белоруссии, в небольшом поселке городского типа под названием Ореховск, там первая Белорусская ГЭС была построена. По-настоящему я родился 3 декабря 1951 года, однако когда меня регистрировали, да в общем-то и во всей деревне, кто родился в декабре, всех записали 1 января 1952 года. Так что я всегда смеюсь, что меня нужно поздравлять и дарить подарки в течение всего декабря месяца. На самом деле все это делалось с определенной целью, время было такое, тогда еще жив был Сталин. Боялись, что в армию надо, оттягивали этот момент, как могли. В этом, конечно, выиграли, но на пенсию я на год старше пошел, получается (смеется).

- Там же вы пошли в школу?

- Да, в первый класс, я помню, как отец завел меня, мне не сильно хотелось в школу, но выхода не было. И вот до четвертого класса я там учился. Каждый день по три километра по железной дороге топал в школу, а потом обратно. Я уже тогда заинтересовался спортом. Мой брат двоюродный стрельбой занимался, утюг каждое утро одной рукой поднимал, а мне больше спортивные игры нравились. А потом моего отца, как военнослужащего, он служил в военизированной пожарной части, дослужился до звания подполковник, перевели в Новополоцк. Мама работала у него связистом, тоже дослужилась до звания сержанта, только не помню уже, младшего или старшего. Там я продолжил получать образование во 2-й Новополоцкой школе. Нужно сказать, что я в детстве очень болезненным был, а вот когда в Новополоцке начал заниматься спортом, полегче стало.

- Каким спортом тогда начали заниматься?

- Начал я с легкой атлетики. Довольно сильный в школе тренер был, он, кстати, потом стал заслуженным тренером Белоруссии — Русских Владимир Федорович. Я прыгал в высоту. Результаты, если честно, были неважными, но тренер как-то ставил на меня. Однако мне индивидуальные виды не легли на душу, я всегда был командным игроком. В итоге я ушел в хоккей. Играли на площадке при тех погодных обстоятельствах, которые были. Это сейчас там искусственный лед, а тогда у нас такой возможности не было. А рядом был спортзал Нефтеперерабатывающего завода. Честно, надоело на танцплощадке шайбу возить. И в этот момент подвернулся тренер, приехал из Витебска. Я пришел на баскетбол, увидел игру. И когда тренер меня прямо с хоккейной площадки позвал, мол, чего ты длинный на коньках катаешься, ай-да в баскетбол. Какое-то время я и тем, и тем занимался, искал свое место в спорте. Но все же отдал предпочтение баскетболу. Мне с детства тренер поставил нормальный бросок. И даже сейчас в семьдесят лет я могу дать фору некоторым молодым игрокам по точности броска от штрафной линии. У меня даже кличка была такая в Белоруссии - «Коля-золотая ручка».

- А после окончания школы?

- Я поступил в Новополоцкий технологический институт, сейчас это Полоцкий политехнический институт. Очень сильная команда баскетбольная была у нас там, почти сборная Витебской волости. Тогда проводился чемпионат Советского Союза среди политехнических институтов, и мы чемпионами стали. Проводился и чемпионат Белоруссии. Команды были сильные, участвовала группа советских войск Германии, они почему-то приписаны были к Белоруссии, это те, которые в ЦСКА играли, зубры баскетбола. Они тоже играли в этом чемпионате. И вот во время совместной игры мною заинтересовались. Должен сказать, что институт я бросил, не мое это было, обучался профессии «Машины и аппараты химических производств». Единственное, что мне нравилось, это то, что молоко на талоны бесплатно давали (смеется). И мне тренер сборной Белоруссии предложил поступать в институт физкультуры, и я по новой поступил. У нас была очень приличная группа. Мы играли в первенстве СССР. Но я не особо стремился на тот момент стать профессиональным баскетболистом, мне нравилась тренерская работа. Мы тогда выиграли Кубок Белоруссии, и нужно было Кубок СССР играть в Пярну. Игры как раз приходились на выпускные экзамены. В общем, я решил сделать ставку на учебу.

- А чем вы занимались по окончании учебы?

- Я потом еще и армию отслужил. Нас всех баскетболистов собрали и в ПВО отправили по всей Белоруссии. Играл и там, меня отпускали на игры специально. Затем меня перевели в Минск, в спортроту. Еще в армии я уже был играющим тренером. Тогда я впервые оказался в Даугавпилсе. Нас уговорили сыграть в гандбол против ДВВАИУ. Конечно, местные ребята нас, баскетболистов, хорошо погромили, но и мы в долгу не остались. Когда эти гандболисты приехали к нам играть в баскетбол, уже мы им набросали полные штаны.

- А что было потом?

- Переехал в Новополоцк. Честно, хотел тренировать, но меня вызвали в отдел народного образования и сказали, что я буду директором спортивной школы. Виды спорта — водное поло, женский гандбол и мужской баскетбол. Я туда сразу своего первого тренера туда забрал. Как директор я много тренером работать не мог. А еще получилась такая история. В общем 1 мая должны были приехать какие-то «шишки» партийные. И мы должны были придумать презентацию школы. В общем, решили, что выйдут дети в трусиках и маечках с баскетбольными мячами, красиво выстроиться, чтобы боссы сверху были удовлетворены. А 1 мая выпал снег. Ну куда я детей выведу? Короче, мы не вышли. Скандал был. По идее, меня должны были убрать, но, видимо, была у меня защита хорошая. И в этот момент приехала команда из Ливан, они у себя хотели организовать хорошую команду. В общем, в конечном итоге, я переехал в Латвию, в Ливаны.

- И как вам Латвия?

- Я ни разу не пожалел о сделанном выборе, а сейчас тем более. Вы знаете, довольно быстро она для меня стала родной. Хотя с Новополоцка так просто не выпускали. Но я нашел достойную замену на свое место, в итоге смог уехать. А еще я быстро понял, что ни один ребенок в Латвии не пропадал. В Белоруссии давали играть избранным, а остальные вынуждены были просиживать штаны на лавке. Редко, когда происходило чудо. Здесь же все было иначе. Сначала я играл , но недолго, вскоре стал тренером. Правда, и тут не обошлось без забавной истории. Я хотел тренировать, но ставки тренера по баскетболу не было. В итоге группы у меня были, но официально я числился мастером по оружию в биатлоне при Прейльской спортивной школе, дело в том, что в то время Ливаны считались Прейльским районом. И так было до тех пор, пока к нам не приехал на тот момент главный тренер сборной Латвии, впоследствии премьер-министр Латвии Вилис Криштопанс. Мы с ним подружились. Так вот, он приехал, а у меня как раз тренировка была на стадионе. У него как рот раскрылся, так и не закрывался до окончания тренировки. Он сразу забрал одного моего воспитанника, Артиса Вейгурса. По приглашению Вилиса к нам приехал и отец детского баскетбола Латвии Таривалдис Петерсон. Тогда и отделение баскетбола открыли, и ставку дали. Очень много у меня хороших парней там было, например, Гунтис Эндзелс. А потом пришли девочки с ярым желанием тоже заниматься баскетболом. В общем мы и девочками, и мальчиками играли чемпионат Латвии, которые затем переросли во взрослые команды.

- А когда вы приехали в Даугавпилс?

- Это был 1993-94 года. Многие мои воспитанницы поступили на тот момент в Даугавпилсский педагогический институт, но хотели продолжать играть. А в Даугавпилсе традиционно много внимания уделялось волейболу. Сначала я попросил своего воспитанника, который на тот момент сам был студентом института заниматься с ними. На базе вуза была создана взрослая женская команда, которую через год, в 1994 году, приехал уже я тренировать. И вот так мы вместе с моей супругой Ириной уже почти 30 лет развиваем женский баскетбол в Даугавпилсе. Сначала мы занимались и мальчиками, но на всех просто не хватало времени. И сегодня я могу смело сказать, что у нас создана хорошая база, мы вырастили новых молодых тренеров. Наша команда играет в Высших лигах, в этом сезоне — в Балтийской лиге. Причем мы играет совсем еще девчонками, лет по 15-16 против взрослых опытных баскетболисток.

- А о чем вы мечтаете?

- Мечтаю? Да все довольно просто. Я хочу, чтобы развивался баскетбол, чтобы те усилия, время и нервы, которые мы с Ириной вложили, не оказались пущены по ветру. Хочу, чтобы у девочек наших все шло успешно, чтобы травм не было. И конечно, хочу, чтобы мои близкие: жена, дети, внуки были бы здоровыми и счастливыми.

- Спасибо за беседу.