У нашей Иреночки, так коллеги называют почетного и активного волонтера Даугавпилсского комитета Обновленного независимого Латвийского Красного Креста Ирену Макарову, приближается круглый юбилей. Увидев бойкую женщину в одном из помещений Латвийского Красного Креста в Даугавпилсе и узнав ее возраст, начинаешь сомневаться - не напутал ли источник информации что-то с цифрами. Проверив информацию еще раз, оказалось, что все верно. Ирена охотно согласилась на беседу с «Латгалес Лайкс».
Моя прекрасная семья детства
- Хоть лет и много, если оглянуться назад, кажется, что жизнь пролетела так быстро. Я родилась в селе Мазие мульки Краславского района, росла в своей прекрасной семье детства, в которой были отец, мать, дедушка и бабушка, училась в Силской основной школе.
Мои папа и дед были ремесленниками, делали деревянные бочки. На зиму заготавливали лесоматериалы, жила «среди опилок». Готовой продукцией ездили торговать в Краславу и Даугавпилс. В хозяйстве имелись и молотилки, и просеиватели для обработки зерна. Отец также разводил лошадей с паспортами. Помню, как он плакал, когда в 1949 году ему пришлось вступить в колхоз и отдать лошадей, иначе ему грозила депортация в Сибирь. В то время семье помогла выжить коровка.
Моя мама была прекрасной мамой и добросовестной хозяйкой. Она покупала на рынке в Краславе сливочное масло, перерабатывала его и отвозила в Даугавпилс на продажу, чтобы у детей была рыба, белый хлеб и баранки. Две мои сестры и я, одна младше, другая старше, были накормлены, одеты и могли позволить себе учиться в школе. В то время были семьи, которые не могли позволить себе отправить своих детей в школу.
К сожалению, мама рано ушла из жизни. По дороге к врачу попала в аварию - автобус перевернулся. Ее на самолете доставили на лечение в Ригу, к сожалению, врачам не удалось ее спасти. На тот момент ей было всего 44 года. В дальнейшей жизни нам с сестрами очень ее не хватало.
Папа очень тяжело переживал случившееся. Вскоре у него тоже начались проблемы со здоровьем. Позже отец привел мачеху. Сначала она была нам хорошим другом, но вскоре после того, как отец, будучи на смертном одре, переписал на нее дом, нас выгнали из дома.
Нужно было думать, как учиться и работать
- Потом начался следующий этап нашей жизни, мы должны были начать думать о том, как учиться, работать, зарабатывать деньги и создавать семьи. Так как нужны были деньги, еще будучи несовершеннолетней, я начала работать секретарем во Врачебной комиссии по экспертизе трудоспособности в Даугавпилсе. У меня был хороший почерк, и врач взял на себя ответственность за меня. В 18 лет я закончила вечернюю среднюю школу в Даугавпилсе.
Хотя мечтала о медицине, все же хотелось быть независимой. Поэтому, когда в 1961 году в Даугавпилсе началось строительство завода химического волокна, воспользовалась случаем и начала там работать. Мне поступило предложение о работе в электроцехе, где занимаюсь копировальной работой.
Когда на заводе начался производственный процесс, перешла работать на прядильных машинах для синтетического волокна. На вечернем отделении закончила техникум по специальности технологии химических волокон. Также принимала активное участие в общественной работе.
Через 20 лет работы, вскоре после рождения сына, мне поступило предложение стать старшиной смены. В этой должности проработала до закрытия завода.
Уход с работы был некрасивым. Меня отправили в командировку в Ригу, а когда вернулась домой, в моем кабинете уже сидела какая-то ставленница тогдашнего управляющего завода Рихарда Эйгима.
Попала в Красный Крест, чтобы заботиться о коллеге
- У нас на заводе работала хорошая, трудолюбивая девушка. Из-за ожога желудка она долго не могла стать матерью, поэтому решила усыновить ребенка из Науенского детского дома. Когда все формальности были улажены, оказалось, что у усыновленного мальчика есть еще брат в приюте. Сердце молодой женщины не выдержало, и она решила усыновить обоих братьев. Вскоре после этого начались времена смуты и нищета. Чтобы хоть как-то помочь новой семье, мы собрали деньги, обратились за помощью к самоуправлению. Но чем дальше, тем сложнее становилось. Обратилась за помощью в Красный Крест. Это был мой первый контакт с этой организацией.
После получила предложение о работе. Вначале писала справки местным жителям, чьи родственники, проживающие в Беларуси, России и Украине, хотели навестить своих близких, похороненных в Даугавпилсе и его окрестностях, или приехать на их похороны. Эти справки давали людям возможность получить бесплатную визу на несколько дней, а при необходимости это можно было сделать и в срочном порядке.
В то же время в определенные дни начали раздавать гуманитарную помощь – в основном одежду, обувь и постельное белье. В то время гуманитарная помощь в Даугавпилс поступала централизованно от Рижского Красного Креста.
Первую крупную партию гуманитарной помощи со стороны мы получили благодаря сотрудничеству с представителями Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в Даугавпилсе, или мормонов. Это была одежда и обувь, инвалидные коляски, ходунки и костыли, памперсы и многое другое. Позже мормоны помогли нам с покупкой манекенов для занятий по оказанию первой помощи.
В рамках сотрудничества с мормонами в школах демонстрировались фильмы о вреде курения, а также организовывались уроки английского языка. На всех этих занятиях волонтеры Красного Креста следили за тем, чтобы на этих мероприятиях не обсуждались религиозные вопросы.
Участвовали в организации обучения первой помощи
- Со временем мы также подключились к организации тренингов и соревнований по оказанию первой помощи. Однажды команда Даугавпилсской государственной гимназии выиграла соревнования по оказанию первой помощи, и в следующем году мы должны были организовать соревнования. Это был 2001 год, когда к нам приехали гости со всей Латвии. Всех надо было накормить, со всеми надо было пообщаться. Тогда в организации мероприятия нам помогало руководство Даугавпилсской региональной больницы, пожарные и многие другие.
Со временем Даугавпилсский комитет Красного Креста наладил хорошее сотрудничество как с Даугавпилсским техникумом, который долгое время выручал помещениями, так и со Строительным техникумом, студенты которого помогали с ремонтом помещений, а также с пограничниками, пожарными, полицией и земессаргами, которые помогали в организации различных мероприятий. За все 20 лет моей деятельности не было случая, чтобы кто-то отказался помочь Красному Кресту.
Когда у нас появилась возможность привлечь проектное финансирование, мы стали богаче и смогли сами оплачивать коммунальные услуги и телефонные счета. Когда Мария Муйжуле и Хелена Солдатенок взяли на себя руководство Красным Крестом, начались и различные благотворительные акции. Собирали средства для детей с инвалидностью. Помогали пожилым людям справиться с работами по дому. Также отряды Красного Креста регулярно дежурили на различных мероприятиях, в том числе на празднике в Аглоне. С 2009 года Красный Крест в Даугавпилсе также раздает продуктовые пакеты нуждающимся.
Когда я начала работать в Красном Кресте, в Даугавпилсе нас почти никто не знал. Сейчас об этой организации знают почти все, включая детей. Своей высшей наградой я считаю посвященное мне сочинение, написанное десять лет назад школьницей, участвовавшей в различных мероприятиях Красного Креста, которое я храню до сих пор. Каждый раз, когда его перечитываю, меня переполняет гордость, глаза наполняются слезами, и я понимаю, что, работая в Красном Кресте, добилась того, чего больше всего хотела, - признания детей.
За работу в Красном Кресте удостоена Знака признания
Коллектив Даугавпилсского комитета Латвийского Красного Креста благодарен своей Иреночке за ее тепло ее сердца и неиссякаемое желание работать на благо жителей города.
Председатель совета Даугавпилсского комитета Латвийского Красного Креста Хелена Солдатенок утверждает, что Ирену уважают и знают сотни людей, нуждающихся в поддержке или совете: «Ирена также является давним членом Совета Комитета, одним из тех, которые принимают решения, составляют и реализуют планы работы, организуют благотворительные акции и готовят новых членов к волонтерской работе. Мы гордимся тем, что Ирена является членом Латвийского Красного Креста».
Несколько лет назад многолетняя и самоотверженная волонтерская деятельность Ирены, а также ее вклад в развитие общества и в деятельность Даугавпилсского комитета были высоко оценены руководством Латвийского Красного Креста, присвоившим ей награду Третьей степени - Знак признания.
Komentāri