„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2024. gada 23. novembris
Sestdiena
Zigfrīda, Zigrīda, Zigrīds
-2.5 °C
daži mākoņi

Озолмуйжа - 6 километров от Резекне

Valentīns Lukaševičs

Про Озолмуйжу и одноименные окрестности (поместья, храмы, волость) можно написать научно популярную книгу, сделать интересный фильм. Материала предостаточно!

Озолмуйжа – это что-то похожее на Адамову, оба недалеко от Резекне, оба в свое время были современными, стильными, разрекламированными.

Адамово и Лоборжи - это центры русской интеллигенции, а Озолмуйжа – польской. Неудивительно, что уже в первых латгальских газетах достаточно много статей об Озолмуйже.

В 1909 году в "Drywā" описано, как в Паулини у одного хозяина конь заболел - сквозняком протянуло. "Какой-то умник сказал, что нужно растопить баню и коня хорошенько пропарить. Сразу будет здоров. Так и сделали. Известно, жару подали гораздо больше, чем полагается для человека. Держали коня в запертой бане довольно продолжительное время. Когда хозяин пришел в баню, чтобы увидеть уже здорового коня, он был сильно удивлен: конь лежал ногами кверху. Через пару дней он совсем скончался".1 Может показаться что эта статья написана для юмора. Коня жалко… Однако тогда это не было столь большой глупостью, как нам сейчас кажется.

В 1927 году один публицист (со взглядом жителя соседнего края со стороны) писал о латгальцах: "Здесь еще сильны заговоры и знахарство. Лечатся заговорами, шепотками и всяческими самодельными лекарствами, и раны лечат коровьем и овечьим пометом, но главным образом топорами каменного века – громовыми пулями. Все недуги облегчает сильно натопленная баня, будь то человек или лошадь."2

Если человек простужался, топили не только баню, но и засовывали его в печь для выпечки хлеба, так было быстрее и экономичнее. Растапливали, выметали нагар и угли, плеснули внутрь воды, забрасывали лекарственные листочки или веточки, затем больного клали на доски и заталкивали внутрь ногами вперед. Снаружи из заслонки торчала только голова. Да, жизнь заставляла крестьян всякое выдумывать, чтобы не тратить зря время и ресурсы.

Последним помещиком в этом красивом/старинном месте был поляк Михал Бениславский. Он в Озолмуйже (в родовом гнезде) и родился (5 ноября 1860 года, в других источниках - в 1857 году), его мать Ядвига была из рода Шадурских. У Михала было 8 братьев и сестер, половина из них умерли совсем маленькими. Женился помещик на Амалии из рода Сволынских, у них была дочь Ядвига (1890-1923) и сыновья Михал (1884-1971) и Юлиян (1885-1972).

Михал Бениславский больше времени проводил в Санкт-Петербурге и в крупнейших портах мира. Был генеральным консулом Дании в Санкт-Петербурге, до самой смерти занимался судоходным менеджментом на глобальном уровне. После основания Латвийского государства больше жил в Польше, 1 февраля 1933 года там и умер, похоронен в Варшаве на самом старом и престижном Повонзском кладбище в городе.

Михал был видным и образованным господином с современным мышлением, обширными и элитными связями. Окончил Рижский политехнический вуз, в 1907 году был избран депутатом Второй государственной думы Российской империи. Из латгальцев в эту думу был избран только Эдуард Казрич, который тоже учился (1888-1898) и окончил как агроном Рижский политехнический вуз и в гламурном доме которого на берегу реки Резекне Бениславский гостил не раз. Они помогали друг другу стать депутатами - выборы были в несколько этапов, с квотами и электорами, очень запутанные.

Большая и влиятельная семья Казрич (в других местах пишется Казрадж) имеет тесную связь с поместьем Озолмуйжа. "Около 1860 года - еще до отмены крепостного права - зажиточный хозяин и известный деятель Андрей Казрадзис женился на дочери помещика Озолмуйжи Мурзича - Людвиге. В их семье было 3 детей. Старший сын Антон позже стал генералом и известным деятелем культуры. Дочь Хелена родилась в 1865 году, а младший сын был Эдуард".3 Этот Эдуард и стал депутатом.

Та Государственная дума проработала только 3,5 месяца, лишь на месяц дольше, чем Первая дума Российской империи, куда от латгальцев был избран священник Францис Трасунс.

Поскольку возле поместья Озолмуйжа располагались ремесленные поселки или слободки, в 1913 году было решено открыть здесь ремесленное училище. И какие современные словечки были в газетах того времени! "Правление Резекне начало думать о новых проектах, которые пойдут на пользу всему округу. (..) В Озолмуйже решено открыть школу кузнечного ремесла.4 Вместе с кузнечным ремеслом в школе будут преподавать столярное дело и другие ремесла".5

В 1919 году в Латгалии правили красные - правительство Стучки. Большие поместья были отняты у владельцев и когда в 1920 году в Латгалии де факто было основано Латвийское государство, многие бывшие помещики думали, что новая власть им все вернет обратно.

Но ничего подобного… Была проведена Земельная реформа, землю разделили между безземельными, малоземельными крестьянами и так называемыми "лачплешами", а бывшим помещикам оставили только 50 га, которые вовсе могли не охватывать центр поместья!И никаких компенсаций, ничего!

Им было досадно, но вместе с этим немного радостно - эти 50 га все же лучше, чем "кукиш" от красных.

У семьи Михала Бениславского в то время было немного недвижимости. Родовое поместье Бениславово (рядом с нынешней Лиепской основной школой) уже принадлежало Андрею Рачковскому, Озолмуйжу Бениславским не оставили, только фольварку Маримонт неподалеку от озера Кивку. Бениславский Маримонтом не занимался, и в 1929 году судебные исполнители Маримонт с 50 га земли, жилыми и хозяйственными постройками выставили на аукцион с начальной ценой 3500 латов.6

А Озолмуйжа? Начались связанные с Францисом Трасунсом скандалы! То ли ему предложили, то ли сам захотел, но в 1920-1923 годах газеты7 писали и местные много обсуждали, за что Францису Трасунсу выделили центр Озолмуйжи? Правда ли это, и если да, какие у него здесь планы? Потом были и другие скандалы - переименование Столерова в Трасуны, чем занимается и какую зарплату получает священник Францис Трасунс в совете Банка Латвии, основание своей политической партии, не разделил квартиру с епископом Езупсом Ранцаном, обет безбрачия и др.

Кто знает, что и как там было, но Францис отказался от Озолмуйжи. Возможно, у него был план разместить в Озолмуйже духовную семинарию… Одному Богу известно!

30 апреля 1923 года в Озолмуйжу приехал вице-министр образования - посмотреть, можно ли здесь сделать Институт учителей. В 1930 году у правления Резекненского округа была задумка открыть здесь сельскохозяйственную среднюю школу. Планы большой школы не осуществились, но уважаемые акционерные общества (переработка льна и др.) здесь сумели обосноваться. У них тоже дела шли по-разному, было полно разных скандалов.

Когда перед последней войной в Резекне строили лютеранский храм, очень много камней, кирпичей и других стройматериалов "вырвали" из помещичьей усадьбы Озолмуйжа и других зданий. Если ты в Резекне стоишь и смотришь на коричнево-красный, статный храм, можешь вообразить, что смотришь на Озолмуйжу!

Моя бабушка родом из расположенного рядом с Озолмуйжским парком местечка Папки - Эмилия Цилова. Мой дед Никодем Лукашевич пришел в этот дом как "примак". Моя бабушка была очень религиозной, рассказывала о поместье, храме, визите архиепископа летом 1914 года и др. О священниках Витсе Урбелисе и Константине Кангарсе, которых знала лично. И о том, как она была рядом с избитым священником, о том, что он ей рассказывал.

"9 июня 1949 года Озолмуйжский приход потрясла ужасная весть, которую принесли женщины, прибежав и проливая слезы: умер священник Кангарс… Избит, измучен… Как выяснилось, увезен в Озолайнский волостной дом (длинное здание еще сохранилось), где садистки подвергнут пыткам: вся голова разбита, зубы выбиты… Поблизости располагался дом сосланных хозяев Баркансов, где в погребе и держали священника".8