Слухи о том, что грядет смена правительства начались сразу после выборов президента, в конце мая. Сначала об этом говорили осторожно, а уже в июле стали обсуждать создание нового Кабинета министров уже в открытую. И вот, середина августа. Неделю назад, 11 августа, на тот момент еще действующий премьер-министр Кришьянис Кариньш во всеуслышание заявил о формировании нового правительства. И с этого началась «веселая жизнь».
2 октября прошлого года прошли выборы в Сейм 14 созыва. И если честно, то они преподнесли нам множество сюрпризов. После того, как стало понятно, кто прошел, а кто остался «за бортом», началось формирование нового правительства. Похоже, в Латвии стало уже традицией вести долгие переговоры, длительная дележка министерских портфелей. В этот раз с новым Кабинетом министров жители познакомились в декабре. Не смотря на все уговоры Кариньша о широкой коалиции, партнеры, речь идет об «Объединенном списке» и Национальном объединении, наотрез отказались принимать в свою компанию кого-то еще.
Именно тогда политологи впервые заговорили о том, что это правительство будет крайне нестабильным. И своего апогея эта борьба товарищей достигла в конце августа, когда должны были пройти выборы президента.
Изначально все вроде бы шло хорошо. Премьер заявлял, что готов поддержать кандидатуру Эгила Левитса. Однако затем стало известно, что «ОС» выставил своего кандидата — Улдиса Пиленса, который вполне мог получить большинство в парламенте. И это был первый удар по коалиции. Стало понятно, что Левитс вряд ли получит поддержку в Сейме. Кроме того, его нельзя назвать популярным президентом у народа. Рейтинги как раз показывали обратное. Пришлось Кариньшу срочно искать варианты решения проблемы. В итоге после непродолжительных дискуссий на пост президента «Новое Единство» выставило своего кандидата — популярного в народе, учитывая, что он набрал наибольшее количество плюсов на выборах в Сейм, дипломата, многолетнего министра иностранных дел Эдгара Ринкевича. И по слухам, тогда же начались переговоры с оппозиционными партиями о поддержке этого кандидата. Правда, официально эти слухи опровергались.
Для того, чтобы выбрать нового главу государства, понадобилось провести три тура. На пост претендовали трое, в том числе представитель «Прогрессивных» Элина Пинто, но ее кандидатуру, признаться, вряд ли кто-то рассматривал в всерьез. После двух туров результаты были одинаковыми: Эдгар Ринкевич получил поддержку 42 депутатов, за него голосовали свои и депутаты фракции Союза зеленых и крестьян. За Улдиса Пиленса проголосовали 25 депутатов, а за Элину Пинто — 10. Ожидаемо было, что «Стабильности!» не будет голосовать, лидер Росликов давно уже говорил о том, что не поддержит предлагаемых кандидатов. А вот действия Национального объединения многие восприняли, как предательство. По факту кандидату Ринкевичу как раз и не хватало 10 голосов. Из третьего тура, вполне прогнозируемо, выбыла представитель «Прогрессивных». И в итоге, ко всеобщему удивлению именно эта партия поддержала уже экс-министра иностранных дел. Таким образом, Эдгар Ринкевич стал президентом Латвии и 8 июля дал клятву верности своей стране и ее народу. И вы знаете, на сегодняшний день можно сказать, что он действительно стал народным президентом. Он, не зная отдыха, объезжает страну, чтобы узнать о жизни и проблемах каждого уголка Латвии. И в качестве своего первого регионального визита он выбрал самый сложный регион — Латгалию, заявляя, что его цель — объединить народ Латвии. Он нашел поддержку и у многих русскоговорящих жителей, заявив, что в случае необходимости будет говорить по-русски. Кроме того, он поднимает самые острые вопросы, пытается, на сколько есть возможности у президента в парламентской республике, решать проблемы. Взять те же высокие тарифы «Sadales tīkls». Он на следующий день после ужасной бури направился в самый пострадавший от разрушительной силы стихии край — Добельский, где не просиживал штаны в кабинете председателя самоуправления, а несколько часов общался с людьми на площади, выслушивая их истории. После этого разговора он потребовал от правительства быстрых действий и решений с выплатами компенсаций пострадавшим. Он не окружает себя огромным количеством охраны, он сам ведет свои социальные сети, он не стесняясь, общается с людьми, делает селфи и в ходе беседы узнает о наболевшем. Не знаю, как вам, а мне лично кажется, что так и должен действовать настоящий президент.
И сейчас он также активно действует в связи с в принципе уже рухнувшим правительством, заявляя, что нужно как можно быстрее формировать новое, ведь впереди работа над бюджетом.
11 августа стало известно о том, что премьер не пришел к договоренностям с партнерами по коалиции, в связи с чем будет формировать новое правительство. На встречу он планировал пригласить как действующих партнеров, так и новых союзников в лице Союза зеленых и крестьян, а также «Прогрессивных». При этом глава правительства отмечал, что свой пост он покидать не собирается. Но уже в понедельник после обеда, словно «гром с ясного неба», пришло известие о том, что Кариньш отказывается от должности премьер-министра Латвии, и более того, даже не будет выдвигать свою кандидатуру на повторные выборы. И тут началось «веселье», которое, если честно, напоминает детей в детском саду. Лидеры партий заявляют, с кем они готовы дружить, а с кем — нет. Так, Национальное объединение, оказывается, уже готово работать с СЗК, но категорически против «Прогрессивных», так как те «занимали позицию, противоречащую национальной безопасности». «Прогрессивные» не стали отмалчиваться, и следом заявили о нежелании работать с Нацобъединением, но при этом готовы идти навстречу «Объединенному списку», хотя его представители и «играли в политическую блокировку».
Не менее остро идет борьба между «ОС» и СЗК. Эдгарс Таварс («ОС») заявил, что тот факт, что «кто-то, рыбача на берегу озера Пузе, не может звонить и диктовать, как нужно себя вести как на заседаниях коалиции, так и в Кабинете министров». Таким образом, он намекнул на то, что на СЗК по-прежнему влияние имеет Айвар Лембергс. И в этой истории нужно отдать должное лидеру Союза Виктору Валайнису, который особо никаких «шпилек» в адрес своих конкурентов не кидал.
В среду, 16 августа, «Новое Единство» выдвинуло нового кандидата. Вполне возможно, что в ближайшее время пост премьер-министра снова займет женщина, на сей раз молодой и успешный политик Эвика Силиня. Ей 48 лет, она юрист по образованию, и на данный момент пока занимает пост министра благосостояния.
О том, что происходит в правительстве, рассказал известный политолог Ивар Иябс, который, как всегда, внимательно следит за всем, что происходит в латвийской политике.
- Как вы и прогнозировали, в августе происходит смена правительства. Как вам кажется, почему Объединенный список и Национальное объединение не поддержали предложение Кариньша о смене министерских портфелей? Или же это было сделано пока еще действующим премьером специально, чтобы дать ход новому процессу формирования правительства?
- Усилия Кариньша по включению Союза Зеленых и Крестьян и «Прогрессивных» в правительство являются платой за их заслуги, они проголосовали за возглавляемое им «Новое Единство» и их кандидата в президенты Ринкевича. Это обязательства Кариньша и его партии, за которые «Объединенный список» и Национальное объединение никогда не собирались платить.
- Почему в итоге и Кариньш подает в отставку? Неужели у него не было возможности сохранить свой пост?
- Потому что Кариньш не смог покрыть взятые обязательства перед Союзом зеленых и крестьян в существующим правительстве. Чтобы новые партии могли бы войти в состав коалиции, Кариньш должен был уйти в отставку. Скорее всего его решение больше не претендовать на пост премьера связан с желанием сохранить в составе коалиции «Объединенный список».
- Уход Кариньша с поста даст возможность сформировать более широкую коалицию?
- Коалиция в составе только «Нового Единства», Союза Зеленых и Крестьян и «Прогрессивных» в Сейме были бы представлены только 52 депутатами, что для стабильного большинства слишком мало. Уход Кариньша дает больше возможностей для маневра, создает возможность сформировать коалиции из четырех политических сил, включив в новую коалицию старого партнера - «Объединенный список».
- Как вам кажется, когда мы увидим новое правительство? И кто его возглавит?
- Новое правительство будет сформировано уже в сентябре, правительство возглавит представитель «Нового Единства». Изначально называли неофициально двух возможных кандидата - министра благосостояния Эвику Силиню и министра финансов Арвила Ашерадена. Однако, как мы знаем, «Новое Единство» выдвинуло именно Силиню.
- Спасибо за беседу.
Что ж, теперь мы все будем ожидать нового правительства. Пока сложно прогнозировать, кто войдет в коалицию и как они разделят имеющиеся портфели. Однако договориться нужно очень быстро, ведь скоро осень — время работать над новым бюджетом страны. А дело этот, как вы понимаете, нелегкое.