В последнее время мы все чаще получаем шокирующую информацию. Вот уже скоро будет два года, как Россия вторглась на территорию независимой Украины, развязав на ее землях войну, в результате чего уже погибли десятки тысяч человек, а многие города и населенные пункты стоят безжизненными и разрушенными. 7 октября пришло еще одно шокирующее все мировое сообщество сообщение. Палестинская военизированная группировка ХАМАС начала внезапное наступление из сектора Газа, выпустив несколько тысяч ракет и проникнув в несколько пунктов на израильской территории.
Только за два первых дня в Израиле, на Святой земле, были убиты около тысячи мирных жителей, более 200 попали в плен, судьба которых в настоящее время неизвестна. Для тех, кто не в курсе и предполагает, что ХАМАС — это мирные палестинцы, сообщаем, что ХАМАС является аббревиатурой от арабского имени организации: «Харакат аль-Мукавама аль-Исламия» («Движение исламского сопротивления»). Она существует уже не одно десятилетие. В 1988 году организация опубликовала свою первую хартию, призвавшую к уничтожению Израиля и созданию исламского государства на территории «исторической Палестины». Сегодня сектор Газа, где проживает порядка 2 миллионов жителей, полностью находится под контролем ХАМАС.
Что произошло в Израиле 7 октября? И какова ситуация сегодня? На эти вопрос нам ответила посол Израиля в Латвии Шарон Раппапорт-Палги.
- В последнее время мне кажется, что наш мир сошел с ума. Вокруг одно насилие и разруха. Сначала Украина, а теперь и Израиль. Что произошло в вашей стране 7 октября этого года? И как разворачиваются события сегодня?
- 7 октября Израиль проснулся от страшной террористической атаки. Около 1500 террористов пересекли границу и проникли на территорию страны. Часть из них попала на военные посты, но большинство - к мирным жителям, живущим вдоль границы. Таких населенных пунктов было около 20. Когда террористы попадали в них, они просто убивали всех, кто там находился. Они заходили в дома, расстреливали людей, бросали гранаты и сжигали строения, чтобы люди не могли в них спрятаться. Мы слышали свидетельства родственников и мирных жителей о пытках. Людей находили без конечностей: рук, ног, даже глаз. Это действительно серьезные признаки пыток. И, конечно, похищения. 240 человек были похищены и увезены в сектор Газа. Самый младший из них - 9-месячный младенец, а самый старший - 85-летний житель.
Это неприемлемая реальность, с которой мы не можем жить. То, что мы пережили, - это самая настоящая резня и массовое истребление. Кадры, которые мы видим сегодня с камер террористов и камер наблюдения в этих поселениях, ужасают. Это то, что мы не привыкли видеть. То, что мы не привыкли видеть - обезглавливания, сожжение людей заживо, изнасилования и пытки перед убийством.
Цель этих действий понятна - запугать, но также дать понять, что Израиль не должен существовать. В речах лидеров ХАМАС звучат слова: "Мы хотим уничтожить Израиль, на этой земле не должно быть евреев". В более поздних речах встречаются и такие фразы, как "вообще, не должно быть ни христиан, ни евреев. Не только в Израиле, но и вообще".
Это поистине ужасающая реальность. Речь идет не о территориальном конфликте, а о существовании Израиля как государства, на которое, по их мнению, он не имеет права.
- Около тысячи человек погибли, но многие оказались в плену. Вы что-то знаете об из судьбе?
К сожалению, нам ничего не известно. ХАМАС препятствует доступу Красного Креста к ним. Мы продолжаем просить, чтобы Красный Крест хотя бы посетил их, чтобы узнать, в каком состоянии они находятся, какова медицинская ситуация и живы ли они. Мы не знаем, сколько из них живы, и это пугающий аспект реальности для их семей. Они не знают, где находятся их близкие, живы ли они и что они переживают.
Одна из тех, кто попал в плен, - трехлетняя девочка по имени Абигейль. Ее родители были убиты у нее на глазах. Ее брат и сестра 14 часов прятались в шкафу и выжили, девочку же увезли в сектор Газа. У меня четверо детей, и я не могу перестать думать: "Что делать в такой ситуации? Что делать с ребенком? Кто позаботится о 3-летнем ребенке в условиях терроризма?". И это только один пример, на деле их много - подростки, старики, мужчины. Из 35 захваченных детей 10 - в возрасте до 5 лет.
Это немыслимо. Мы хотим, чтобы они были немедленно освобождены. ХАМАС может четко заявить: "Мы освобождаем пленных и прекращаем боевые действия". Но они этого не говорят. Они говорят, что хотят прекращения огня, но что оно будет использовано для перевооружения. Чтобы каждый сантиметр территории, как минное поле, был напичкан всевозможными бомбами и т.д. Мы не хотим предоставлять им такой возможности. Мы хотим вернуть наших пленных. И важно, чтобы международное сообщество также четко сказало: "Освободите пленных! Немедленно!".
- А как ХАМАС связан с Ираном?
- ХАМАС является близким союзником Ирана. Иран в значительной степени финансирует ХАМАС, обучает боевиков и снабжает всем необходимым оружием. После теракта министр иностранных дел Ирана отправился в Ливан, где встретился с представителями ХАМАС и «Хезболлы». Конечно, он поздравил их с этим великим достижением, которое, по сути, является массовым убийством. Затем они стали координировать дальнейшие действия. Поэтому Иран также несет ответственность за происходящее, потому что он стоит за этой организацией. Международное сообщество должно очень четко заявить о роли Ирана в происходящих террористических актах. Иран развивает ядерный потенциал. Их лидеры заявляют: "Израиль - это раковая опухоль в сердце мира, и она должна быть уничтожена. Израиль не имеет права на существование". Такова идеология их лидеров. Они убивают собственное население: женщин, молодежь, которые нарушают их режим. И вот теперь - какая ирония судьбы - Иран стал председателем форума ООН по правам человека.
Иран поддерживает и координирует действия "Хезболлы" в Ливане, йеменских хуситов и иракских шиитских боевиков, которые постоянно угрожают вступить в войну. Надо сказать, что "Хезболла" и "Хути" уже обстреливают Израиль ракетами.
Это явная попытка Ирана и ряда других стран дестабилизировать привычный нам мировой порядок. Миропорядок с демократией и международными организациями.
К счастью, у нас есть очень хорошие союзники, в том числе Латвия. Мы получили поддержку от высших должностных лиц страны, от правительства, от парламента, а также от общественности, что очень ценно. Конечно, нельзя не упомянуть и о значительной поддержке со стороны Соединенных Штатов Америки. США разместили в регионе два авианосца и подводную лодку.
- Однако при этом некоторые СМИ обвиняют в жестокости Израиль, мол, вы постоянно обстреливаете сектор Газа, убивая мирных жителей. Это так?
- Прежде всего, необходимо понимать, что цифры, которые приводятся, - это цифры, сообщаемые ХАМАСом. В Газе нет министерства здравоохранения, есть только ХАМАС. Зная, что это исходит от террористической организации, люди должны реально понимать, что это тоже результат пропаганды, исходящей от террористической организации. Мы стремимся к тому, чтобы минимизировать количество жертв. Но это не всегда зависит от нас. Мы распространяем плакаты на арабском языке: этот район будет разбомблен, мы знаем, что здесь есть террористы, пожалуйста, эвакуируйтесь. Мы звоним людям домой на арабском языке и говорим, что ваше здание будет разбомблено, вы должны эвакуироваться. Мы делаем это для того, чтобы люди понимали, что они должны эвакуироваться, мы делаем все, чтобы минимизировать количество жертв". Однако ХАМАС использует их в качестве живого щита. Если есть жертвы среди мирного населения, если им это удобно, то они говорят: видите, израильская армия, что они делают…
ХАМАС выпускает ракеты из школы и мечетей, их основное убежище находится под больницей. Это сделано намеренно, потому что они надеются, что Израиль не будет атаковать больницы и они смогут продолжать действовать оттуда, они стреляют из детских садов и других учреждений. Поэтому мы предупреждаем: эвакуируйтесь!
ХАМАС не всегда позволяет им эвакуироваться. Например, 6 ноября израильские силы безопасности объявили, о создании безопасного коридора. Он был установлен с 13.00 до 16.00, чтобы дать людям возможность эвакуироваться. Однако ХАМАС открыл огонь по этому коридору. То есть мы делаем все, чтобы защитить гражданское население, а они делают все, чтобы гражданское население пострадало. Это результат их идеологии. Как с этим бороться, мы не знаем.
- Как вам кажется, когда на Святой земле снова воцарится мир?
- Я могу сказать, что мы все надеемся на мирную ситуацию на Святой Земле, но наша история очень болезненна, и до сих пор мы не нашли правильного решения. И, конечно, если существует такая крайняя идеология, которая говорит, что вы не должны существовать, то что мы должны делать, чтобы создать это мирное решение? Если они не хотят, чтобы там были евреи, то как можно достичь взаимопонимания? Это как с ИГИЛ. Соединенные Штаты не сели за стол переговоров с ИГИЛ и не сказали: "Хорошо, мы достигнем взаимопонимания". Это люди, с которыми невозможно достичь взаимопонимания. Это очень сложная задача для нас. Понятно, что мы должны уничтожить эту проблемную организацию, сделать так, чтобы у нее не было возможности совершать подобные террористические акты, и только после этого мы сможем начать говорить о том, что мы можем сделать в будущем. Сейчас мы очень сосредоточены на войне, но мы надеемся, что однажды наступит мир.
- Спасибо за беседу!