„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2024. gada 14. novembris
Ceturtdiena
Fricis, Vikentijs, Vincents
-1.9 °C
skaidrs laiks

Илона Багеле: из озорной девчонки в оперную диву

Foto no I.Bageles privātā arhīva

Имя Илоны Багеле известно, пожалуй, практически каждому жителю Латвии, даже тем, кто не сильно интересуется музыкой. Она известная в стране и за ее пределами звезда оперной сцены, а в жизни — абсолютно простой, с прекрасным чувством юмора, человек, для которого муж и дети всегда были и будут на первом месте. В свободное время она пришла к нам в редакцию, чтобы рассказать о себе, своем детстве, работе и увлечениях.

 

- Илона, расскажите о вашем детстве.

- Я родилась и выросла в Даугавпилсе. Я ходила в 24 детский сад, который затем посещали и мои сыновья. Моя бабушка была директором 1 средней школы Валда Войтовича. И когда я родилась, она ушла на пенсию, чтобы меня воспитывать. Дело в том, что мама меня родила очень рано, ей было 18 лет. Мама продолжала учиться в РТУ, а моим воспитанием занималась бабушка. В садике я была очень певучим ребенком, всегда была главной Снегурочкой, потому что я пела, танцевала, играла, а потом бабушка меня отправила в музыкальную школу, где также поразились моему голосу, громче всех пела тогда. И уже учась в третьем классе как музыкальной, так и общеобразовательной школы, меня пригласили в ансамбль «Daugaviņa», которым руководил Александр Константинович Рудзь. Этот ансамбль был очень популярен. Мы ездили по всему Советскому Союзу, «Артек» для нас был уже обыденностью, Москву я знала лучше, чем Ригу. Мы бывали на Центральном телевидении, у меня даже есть фотография с Юрием Николаевым. Нас не предупредили, что нужно будет рассказать о том, что мы поем. И вот он объявляет наш коллектив и спрашивает, какую песню мы поем. Все в школе стоят, а я вышла и сказала, что мы исполним такую-то песню. И вот в этот момент была сделана фотография. Сейчас я даже честно, не помню, какую мы песню тогда пели (смеется). Но могу сказать, что все песни у нас были оригинальные, их писал Александр Константинович. Было действительно интересное время, я уже стала довольно самостоятельной, начала привыкать к сцене. По окончании 1 средней школы, я пошла петь в оперу, не потому, что грезила ею, просто на тот момент не было эстрадного отделения. Училась в Музыкальной академии на классическом вокальном отделении.

Правда, я пропустила в этом рассказе один год. Этот год я отучилась в нынешнем Даугавпилсском университете на кафедре, в которой я сейчас работаю профессором. Дело в том, что тогда я не сдала немецкий язык. Честно, я особо учиться не любила, и после первой или второй сессии я вылетела. Я пробовала пересдавать этот экзамен, всякими путями пыталась, подходила к педагогу, профессору Аусеклису, но он ни в какую не хотел ставить мне зачет. А потом через годы я к нему подошла и поблагодарила его от всей души, ведь если бы он мне тогда поставил бы зачет, я бы никогда не стала бы оперной певицей. Я бы просто работала в школе, в этом, конечно, нет ничего страшного, я всегда любила детей, люблю работать с детьми. И вот тогда меня к себе в класс взяла Регина Петровна Петкевич, она преподавала в училище. У нее очень много известных учеников, например, Рихард Мачановсий, Арманд Силиньш, ведущий солист оперного театра. Учитывая, что на тот момент я уже закончила среднюю школу, у меня были только музыкальные предметы. Регина Петровна — умнейший человек, она меня в конце года поставила петь с девочкой из четвертого курса. К ним на экзамены приезжают из музыкальной академии. И она знала, что в дуэте с этой девочкой меня заметят. Так оно и произошло. Ко мне после выступления подошел заведующий вокальным отделением Григорий Антипов и сказал, что ждет меня в академии. Так я там и оказалась.

- И как давалась учеба?

- Я попала на курс Регины Фринберге. Она из Даугавпилса, была примой Латвийской академической оперы. И все четыре года я отучилась у нее. Мне всегда очень нравились вокальные предметы, познавать этот новый вокал, который для меня был совсем неизвестен. У меня от природы красивый голос, с которым хотели работать, кроме того я была весьма артистичной. В конце обучения у нас был экзамен по оперному искусству, и все четыре года я в принципе не ходила на этот предмет, мне как-то ставили оценки, но в конце обучения мы поставили спектакль. И я помню, что мне поставили самую высокую оценку. Зав. комиссией Имант Реснис сказал, что Багеле будет 10 баллов Уже потом, общаясь с ним, он мне признался, что сразу понял, на что я способна, мол, стоит выйти мне на сцену, остальные могут идти и отдыхать.

- А как на счет студенческой жизни вне учебы?

- Конечно, были любимые места для посещения, но меня это не сильно интересовала, ведь учась в академии, я еще и работала певицей на кораблях. Был корабль «Рига-Стокгольм». И вот моя группа «Lardo», которая тогда была очень известная в Даугавпилсе, в которой был и мой муж, работала на этом корабле. Я заканчивала учебу, садилась на корабль и работала, а по возвращению вновь шла на учебу. И вот такая жизнь напряженная у меня по сей день.

- А что потом?

- Потом была магистратура, благодаря окончанию которой я смогла стать профессором ДУ. Тогда меня уже пригласили на первый курс, впервые открылось отделение актерского мастерства, на который поступил известный сегодня актер Эгил Вилюмс и другие ребята, которых мы хорошо знаем. Это вот первые мои студенты.

- И как?

- Ой, вы не представляете, какое волнение было в первый раз. Анита Гаранча уже работала как вокальный педагог во многих театрах, и она мне сказала, не волнуйся, я тебе все расскажу. Так и было. На первом уроке я прихожу и прошу, чтобы спели. И вот я помню среди них был Марис Сусейс, и вот он мне говорит: «А можно я спою песню «На после танки грохотали?». Замечательные ребята, у нас все сразу пошло, мы много чего вместе делали.

- Хотели быть эстрадной певицей, а стали оперной. Почему?

- На самом деле я могу петь и то, и другое. Я очень много работаю с маэстро Раймондом Паулсом. Он увидел меня в оперном театре. Наш покойный директор Андрейс Жагарс был богат на различные идеи. И вот одной его идеей и были новогодние концерты с маэстро. Я тогда только начала работать в оперном театре. И вот перед первым концертом маэстро всех участников концерта пригласил к себе. Я спела ему джазовую композицию. Он тогда отметил, что впервые видит, чтобы оперная певица пела такие произведения. Это сегодня уже такое встречается сплошь и рядом, а раньше — нет. Столько воспоминаний об этих концертах, как наряды искали и комбинировали, как выступали, как пели. Это было очень интересно. А потом уже маэстро пригласил меня на празднование своего 69-летия в театр Дайлес. Я пела свою программу с группой «Time after time», в которой сейчас поет Интарс Бусулис. И после этого выступления ко мне подошла известная актриса Лилита Озолиня. И она сказала, что услышала меня в первый раз и что она мню восхищается, что такой глубины исполнение она еще не слышала. А оперная карьера она тоже все время параллельно шла.

- А как работать с маэстро?

- Вы обратили внимание, что когда он играет, то с прищуром смотрит? Он каждого исполнителя так слушает. Он прислушивается к твоей интерпретации музыки. И он старается тебе помочь. Он очень душевный человек, теплый человек, искренний. Он всегда поддержит, всегда поможет. Мы должны гордиться тем, что у нас есть такой замечательный человек. 13 лет назад мы с ним приехали в Даугавпилс с концертом. Билеты все были раскуплены. Он очень любит наш город, всегда с добротой и теплом рассказывает о Латгалии и Даугавпилсе.

- А как вам удается находить время на все? Работа, семья, преподавание….

- Я вам могу показать то, без чего я не могла бы жить точно — мой ежедневник. Это железное планирование. Сейчас, к счастью, есть Whats app, Zoom, которые мне помогают. Человек может все, если действительно хочет этого.

- А как часто вас видит ваша семья?

- У меня два сына. Младший сын, ему девять лет, меня видит все время. Я не устаю благодарить своего мужа, который мне активно помогает, занимается воспитанием сына. Я стараюсь каждое утро везти сына в школу, вечером мы занимаемся с ним уроками, еще успеваем что-то лепить и делать Младший сын назван в честь маэстро, его зовут Раймонд. И когда Раймонды отмечают День имени, мы обязательно с созваниваемся с маэстро и передаем друг другу поздравления. Старший сын заканчивает Кембридж, завершает обучение в магистратуре. У меня между мальчиками большая разница в возрасте. И вот с младшим начинаешь понимать бабушек. Ощущения совсем иные, но при этом любишь ты всех одинаково. И младший всегда держит меня в тонусе: «Мама, пойдем на горку, пойдем купаться!». Вот если бы его не было, я бы наверное клецкой после концерта сидела бы дома на кровати, а так мы все время куда-то ездим, все время что-то делаем.

- Сейчас канун Рождества, скоро встретим Новый год. Что бы хотели пожелать нашим читателям?

- Я хочу пожелать каждой семье добра, здоровья всем и мира, что сейчас актуально, как никогда. Берегите друг друга!