«При осмотре Резекне, каждый турист должен взобраться на гору Масленникова, где раньше был замок первого старшины города, барона М. Корфа. Отсюда открываются красивые виды во все стороны»,1 такой призыв был опубликован в 1943 году.
Гору Масленникова раньше называли горой Корфа. На этой горе стоял замок старосты Резекне и здесь в 18-м веке жили фактические владельцы Резекне Фридрих и другие Корфы. Они были из тех Корфов, которым годами принадлежал Крустпилс.
На эту гору поднимались и наслаждались видами озера\города и раньше. Как много мог бы рассказать Флориан Свикша - пионер туристической отрасли в Латгалии!
Впервые обозначение гора Масленникова я услышал летом 1994 года от Анатолия Кукойса - был сильно удивлен, потому что раньше такого названия никогда не слышал. Подумал, что название образовалось от русского слова масло, потому что гора глинистая и скользкая. Только потом узнал, что это название связано с одним богатым и влиятельным родом резекненцев.2
Об этой горе в своих воспоминаниях пишет Антон Варславанс. Это были годы перед Первой мировой войной,3 когда маленький Антон вместе с другими босоногими мальчишками творили разные проделки - «нас там привлекали не столько яблоки, сколько другие факторы: было чрезвычайно увлекательно и романтично взбираться наверх по откосным склонам, броситься в атаку и занять замок врага».4
Гору мальчишки называли именем старика Лупанса. Ближе к озеру был его дом, а на вершине холма располагался его яблоневый сад. Со стороны озера спуск был в сплошных ямах, потому что горожане здесь рыли глину.
Илмарс Силканс в 2015 году показывал мне пару плодовых деревьев с южной стороны дорожки и сказал, что они остались со времен Лупанса.
Окрестности горы и перекрестка сильно пострадали с 26 июня до 3 июля 1941 года, когда гитлеровская авиация совершила налет на город.
В 1944 году на горе Масленикова располагалась немецкая зенитно-артиллерийская батарея. Об этом едва ли не на каждом застолье в Дни поминовения усопших рассказывал муж сестры моего отца Виктор Коваленис, который сам был там, смотрел пушки и разговаривал с солдатами. Когда Резекне подверглась массовым бомбардировкам советской авиации, среди главных целей были прожекторы, пулеметы и пушки, расположенные на этом холме, поэтому на вершине холма все еще можно увидеть заросшие, едва заметные ямы от взрывов.
Издатель Янис Элкснис очень старался организовать археологические раскопки на горе Масленникова. Археолог Юрис Уртанс уже начал исследования, но из-за каких-то технических и бюрократических препятствий эта идея не реализовалась.
Поднявшись на гору Масленникова, можно увидеть, что внизу есть полуостров, со стороны железной дороги виден небольшой полуостров, а на дальнем берегу озера Ковшу есть еще одна гора. Не такая большая, как та, с которой мы смотрим, но тоже на самом берегу, такая красивая, округлая и выразительная. Возможно, что в прошлом на том холме находилось древнее латгальское поселение или укрепление.
В царские времена гору на той стороне называли Нобелевкой. Не потому, что там побывал лауреат Нобелевской премии, а потому, что там стояли бочки, в которых с близлежащей железной дороги привозили нефть, керосин и мазут. Альфред Нобель не только учредил премию мирового уровня, не только активно изобретал (динамит и т. д.) и писал стихи/прозу в свободное время, но также был глобальным бизнесменом, владевшим шахтами, металлургическими заводами, нефтяными и нефтеперерабатывающими компаниями во многих странах мира.
Во второй половине 19 века и в начале 20 века в Российской империи нефть в основном добывалась в Каспийском море недалеко от Баку. Поскольку многие компании здесь принадлежали Альфреду Нобелю, хранилища нефти и ее продуктов, а также места сбыта называлось нобелевками.
Здесь, на дальнем берегу озера Ковшу, на холме, у которого толком нет своего названия, была, можно сказать, первая нефтебаза/заправочная станция в Резекне.
Когда в советские годы по обе стороны улицы Бривибас были части связи, эта воинская часть также формально владела складами на бывшей Нобелевской горе.
Ближайшие к Лиелие Гаранчи жители Ратиниеков были Винциши, Раквиши, Лембики. Господин Лембик был добрым, малоразговорчивым человеком. Какое-то время он охранял склад ГСМ5. Не помню, зачем, но пару раз по каким-то делам бывал у него на посту. Может, кто-то попросил меня что-то срочное ему передать, что-то отдать или забрать...Такие мои визиты наверняка не совсем соответствовали уставу, зато могу сказать - я был на вершине той специфической горы!
Каким бы невероятным это ни казалось сегодня, в прошлом именно эта дальняя сторона озера, ныне заболоченная и заросшая камышом, была главным пляжем озера Ковшу. У подножия горы Масленникова земля была частной, общественных пляжей не было. Если посмотреть на карты Резекне межвоенного периода, то можно увидеть, что место для купания, принятия солнечных ванн и прогулок на лодках находится рядом с Нобелевкой. Большой общественный пляж возле горы Масленикова был построен после Второй мировой войны, когда частные владельцы уже не имели права голоса.
В школьные годы, гуляя по улице Бривибас, я не мог не смотреть на гору Масленикова. Задолго до Нового года на нем устанавливалась большая ель, окруженная гирляндами электрических лампочек. Были такие ели и на площади за кинотеатром «Zvaigzne»6 и др.
Позже ель на этом холме не устанавливали, но на вершине остался электрический деревянный столб с толстым черным проводом. Многие недоумевали, что это такое, даже высказывали версии, что раньше здесь был дом и так далее.
Со стороны улицы Бривибас на горе Масленникова раньше было больше домов, чем сейчас. Примерно в 1980 году, проходя каждый день мимо в школу и обратно, я видел, как экскаватор грохотал железным шаром по стенам двухэтажного дома. В том старинном доме жил мой одноклассник Штейнберг, я тогда долго думал - как он себя чувствует? Где ему сейчас жить? Дом снесли, на его месте ничего не построили.
Совсем недавно видел, как сносят дома на улице Бривибас 13 и 13а. Когда бывал на горе Масленникова, можно было видеть, как кто-то смотрит на тебя в окно на верхнем этаже этого дома. Я был внутри в этих двух домах, видел, как там все выглядит. Это были очень интересные постройки!
Здесь рядом был ночник, и в 90-е годы 20-го века здесь можно было круглосуточно покупать алкоголь, сигареты, лимонады, консервы и т. д. В те времена не было охранной сигнализации, как сейчас, очень часто продавец или бармен также был ночным сторожем. Законодательство также позволяло многое - дешевые игровые автоматы почти на каждом шагу, алкоголь на месте и с собой круглосуточно, музыка играла всю ночь. Если кто-то хотел напиться дешево и быстро, можно было купить спирт «Royal» или пиво «Monarch» в магазинах и киосках - и айда!
В кустах за магазином, названным «Viktorija» были старые каменные стены, какие-то погреба. Весь склон горы Масленикова со стороны бывшей красивой улицы Вокзальной был с какими-то фундаментами и остатками стен, с недавно построенными деревянными сараями и огороженными различными способами цветниками или огородами. Нечто такое, чего больше никогда не будет!
Когда перед Вторым всемирным слетом латгальцев (2002) где могло бы быть в Резекне самое лучшее место для памятника Франциса Трасунса, от горожан поступило 3 предложения: «1) в Северном районе на месте не построенного «Ленина»; 2) на улице Атмодас возле проектируемого храма; 3) на горе возле озера».7 Последний вариант был самым интересным, хотя, наверное самый сложный с точки зрения ландшафта.8
1. Latgales sirds - Rēzekne. Pilsētas apskate notiks š. g. 29. augustā plkst. 13-os // "Rēzeknes Ziņas", 28.08.1943.
2. Масленникову принадлежала собственность вокруг этой горы, они были последними владельцами кинотеатра «Diana». Многие Масленниковы похоронены на Старом Резекненском кладбище, по другую сторону дороги, где с противоположной стороны покоятся близкие Вильгельма Пурвитиса.
3. В 1911 году семья Варславанов уехала из Резекне и перебралась жить в Санкт-Петербург.
4. Varslavāns A. Lupana pakalns // «Znamja Truda», 20.01.1979.
5. Горючие смазочные материалы.
6. Здесь, на углу аллеи Атбривошанас и улицы Никодема Ранцана в царские времена была каталажка - место кратковременного содержания.
7. Kur byut Trasuna pīminekļam? // «Rēzeknes Vēstis», 10.11.2001.
8. Памятник Францису Трасунсу установили возле Резекненской музыкальной средней школы имени Яниса Иванова.