Папа Римский Франциск объявил 2024 год годом молитвы. У него есть три основные цели: первая цель – помочь нам всем лучше подготовиться к 2025 – Юбилейному – году. Вторая – вместе молиться за мир во всем мире, потому что война несет разрушения, нищету и смерть и способствует культуре безразличия и отчуждения, которая подавляет стремление к миру и солидарности. Каждая война вытесняет Бога из личной и общественной жизни человека. Третья цель состоит в том, чтобы снова открыть большую ценность молитвы и абсолютную потребность человека в ежедневном общении с Богом; осознать суть христианской молитвы и, главное, как в наше время цифровой культуры воспитывать и обучать современного человека, чтобы его молитва была эффективной и плодотворной.
Этот посвященной молитве год является своего рода «школой молитвы», в которой нас призывают ежедневно повторять молитву учеников к Иисусу: «Господи, научи нас молиться!». Для того, чтобы мы заново открыли для себя истинную ценность и суть молитвы, мы должны понять, что молитва не отдаляет от реальности, а погружает в нее все глубже и глубже и в целом шире открывает на нее глаза. Давайте обратим внимание на пять качеств истинной молитвы.
Первое качество состоит в том, что молитва является жизненно важной необходимостью. Есть такая старая латинская поговорка о человеке: «Человек не человек, если он не молится» (Homo non est homo nisi orans). Молитва принадлежит к нашему жизненному призванию, и, пренебрегая ею, мы проходим мимо нашего предназначения и призвания на земле. Одним словом, человек является человеком тогда, когда он молится. Таков принцип духовной жизни – чем больше в нас Бога, тем больше человечности. Чем больше мы отдаём себя Богу, тем лучшим человеком становимся!
В своем «Дневнике» сестра Фаустина писала о благодати, которую мы получаем, благодаря молитве: «В каком бы состоянии ни находилась душа, она обязана молиться. Молиться должна чистая и прекрасная душа, поскольку иначе она утратила бы свою прелесть; молиться должна душа, стремящаяся к этой чистоте, поскольку иначе она ее не достигнет; молиться должна только что обратившаяся душа, потому что иначе она вновь падет; молиться должна грешная душа, погрязшая во грехах, чтобы суметь подняться. И нет души, которая бы не была обязана молиться, потому что любая благодать нисходит через молитву». (Дневник, 146) В свою очередь, святой Альфонсо Мариа де Лигуори сказал: «Кто не молится, определенно, обрекает себя на осуждение», потому что без молитвы нет благодати, а без благодати нет спасения.
Второе качество – молитва, как и любовь, требует времени, потому что Бог действует во времени. Многие христиане говорят: «Бог – самое важное в моей жизни!» Но если вы спросите их, сколько времени они проводят с Богом, то они должны признать, что совсем немного. Свое пренебрежение молитвой мы чаще всего оправдываем нехваткой времени. Многие считают, что на самом деле у современного человека гораздо больше времени, чем у предыдущих поколений, ведь достижения медицины увеличили продолжительность жизни человека. Но действительно ли у нас сегодня больше времени? Кардинал Йозеф Ратцингер метко заметил: «Похоже, что это не у человека есть больше времени, а скорее у времени больше человека. У большинства людей меньше всего времени для Бога. Они считают, что им самим нужно это время. Но в действительности есть ли у нас время для себя? Думаю, именно этого времени нам не хватает больше всего. Жизнь течет как бы параллельно нам. Может быть, наше истинное время – это именно то время, которое мы посвящаем Богу?» Кардинал также часто повторял, что мы должны управлять временем, а не время нами. Наше время в руках Бога, но мы встречаемся с Ним не в прошлом или будущем, а в настоящем.
Молитва – это жизнь, а не приложение к ней, и через молитву мы освящаемся и преображаемся во времени. В Катехизисе для молодежи мы читаем: «Молитва не отнимает времени, а скорее удваивает время, проведенное в ней, и наполняет его истинным смыслом» (Youcat, 509). Итак, если мы будем каждый день уделять молитве несколько минут, то увидим, что у нас не только получится всё делать быстрее и лучше, но и жизнь устроится совершенно по-другому.
Мы не молимся не потому, что у нас нет времени, а потому, что не умеем организовать это время и расставить приоритеты. Если что-то действительно важно для нас, то время на это всегда найдется. Если кого-то больше всего в жизни интересуют сериалы, компьютерные игры, спорт, развлечения, значит, эти вещи важнее семьи, отношений, обязанностей и даже Бога.
Третье качество состоит в том, что молитва должна быть смиренной и искренней. В Катехизисе говорится, что смирение есть основание молитвы: «Смирение – это готовность безвозмездно принять дар молитвы: человек – нищий пред Богом» (ККЦ, 2559). Если ты нищий, значит, тебе нечем заплатить за полученное. Получить этот дар можно только бесплатно. Все, что может быть в тебе, – это мольба о помощи. Тебе ничего не причитается, и в тебе нет ничего, кроме твоей бедности, чтобы получить этот дар. Молитва должна быть смиренной, потому что это дар от Бога. Живя в истине и через смирение, мы можем открыться дару молитвы.
Давайте спросим себя: «Каково мое внутреннее состояние, когда я молюсь? Обращаюсь ли я к Богу с высоты своей гордыни и своеволия или из глубины сердца смиренного и сокрушённого?» Ответ на эти вопросы помогает понять качество нашей молитвы.
Четвертое качество – молитва меняет нас, а не Бога. Бывают моменты, когда ответ Бога отличается от наших желаний и просьб. Но это не означает, что Бог не слышит наши молитвы. Почему бывают такие моменты, когда молитва остается без ответа? Возможно, потому, что задача молитвы состоит не в том, чтобы изменить Бога и Его замысел, а в том, чтобы изменить того, кто молится. Выдающийся английский писатель и христианский богослов Клайв Стейплз Льюис (1898-1963) дал замечательное свидетельство об опыте молитвы: «Я молюсь, потому что не могу сам себе помочь. Я молюсь, потому что я бессилен. Я молюсь, потому что эта потребность исходит от меня все время, бодрствуя и засыпая. Молитва не меняет Бога, она меняет меня». Молитва помогает нам разобраться в своих мыслях, чувствовать себя в безопасности, обрести мудрость сердца, думать о других и позволять Богу действовать в нас.
Иногда в молитве роли меняются: Бог становится тем, кто просит, а ты – тем, к кому обращаются. Это происходит, когда, например, в молитве мы просим Бога, чтобы Он избавил нас от какой-то проблемы, чтобы Он изменил мужа или жену, или чтобы освободил нас от обязанности, которая нам не нравится, но Бог просит нас принять именно этого конкретного человека или эту обязанность. Мы должны быть осторожны, чтобы не подвести Бога. Также и на горе Елеонской Иисус просил Отца отдалить чашу страданий, но Отец просил Иисуса принять эту чашу для спасения всего человечества людей. И Иисус сказал: «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк 22:42). Тогда явился Ему ангел с Небес и укреплял Его.
Если мы в молитве или поклонении Святым Дарам становимся перед Господом и все время только говорим и говорим, то не можем услышать Иисуса и не позволяем Ему говорить с нами. В молитве мы должны больше спрашивать и слушать Бога, чем говорить. Тогда она станет путем к обновлению нашей жизни. Поэтому сначала нам нужно помолиться, и только потом делать то, что мы поняли в молитве, и что это согласно воле Божией. Иисус молился, чтобы узнать, что Он должен делать, а не делал то, что Сам хотел.
Пятое качество состоит в том, что молитва неотделима от жизни. В Катехизисе для молодежи мы читаем следующую важную мысль: «Нескольких слов утром и нескольких слов вечером недостаточно для Бога. Наша жизнь должна стать молитвой, а наши молитвы должны стать жизнью. История жизни каждого христианина – это также история молитвы, это одна долгая попытка достичь всё более глубокого единения с Богом» (Youcat, 510). Христианская молитва и жизнь неразделимы, потому что обе они основаны на одной и той же любви.
Мы молимся так, как мы живем – потому что мы живем так, как мы молимся. Через молитву Бог входит в нашу жизнь и начинает преображать ее. Иначе это невозможно – если в нашей жизни ничего не происходит, то это потому, что в ней нет молитвы. Молитва во многом определяет действия Бога как в нашей жизни, так и в мире. Стоит задать себе эти вопросы, которые затрагивают суть молитвы: «Истинна ли моя ежедневная молитва? Какая это молитва? Какие плоды она приносит в моей жизни? Что изменилось?»
Довольно часто можно услышать или даже мы сами говорим: «Я хорошо помолился» или «Это был очень приятный молитвенный вечер!» – на каком основании можно дать такую оценку? Истинная молитва меняет нашу жизнь, потому что мы оставляем это изменение Богу. Молитва – это не то, что мы говорим, а то, что Бог воплощает в нас, когда мы позволяем Ему действовать.
Будем молиться Святому Духу, Который является учителем духовной жизни, чтобы Он научил нас молиться в Духе, то есть соединиться с Иисусом, Который молится за нас и в нас.