Когда был маленьким, резекненские кинотеатры мне казались дворцами мечты, внутри которых происходит нечто волшебное и мне еще недозволенное. Это было что-то вроде ритуала инициации - посвящение в настоящую подростковую жизнь! На сеансы для взрослых не пускали, сигареты и алкоголь не давали, но можешь с друзьями или одноклассниками слушать, как шумит проектор, рядом щелкают "семушки", а на экране движутся красивые, необычные, интересные люди!
В моей юности в Резекне было 2 настоящих1 кинотеатра - "Rēzekne" и "Zvaigzne". Рядом с первым было летнее кафе, а напротив - автобусная остановка. Не знаю почему, но "Zvaigzne" ("Звезда") мне нравился больше.
Кинотеатр "Zvaigzne" построили в 1956 году, как сейчас пишут, в стиле неоклассицизма. В том году, когда весной был осужден культ личности Сталина, а осенью в Венгрии было подавлено восстание.
Кинотеатр "Rēzekne" построили на пустом месте2 5-ю годами позже - в 1961. Новый кинотеатр3 считался главным и более гламурным кинотеатром4 в городе. Во всех объявлениях он был первый, "Zvaigzne" обычно был на втором месте.
Название "Zvaigzne" было не новым, кинотеатры с таким названием были во многих местах Латвии. В резекненском "Zvaigzne" был зрительский зал на 550 мест, концертный зал, фойе и помещения для ожидания.5
Ах, это красивое слово фойе, так часто используемое в те времена! Каково было мое разочарование, когда понял, что это вовсе не роскошный зал и даже не ультрамодное кафе!
Какое-то время в "Zvaigzne" находился филиал Резекненской библиотеки - можно было прийти на фильм, а уйти домой с книгой!
В моей юности поход в кинотеатр было целым событием. Обычно ребята шли в компании парней, а девушки - в девчачьей. Если в кино шла парочка, то это уже серьезно - все смотрят и понимают, что их не трогать.6
Любители кино тоже были разными - одни старались купить билеты ближе к экрану, другие наоборот хотели сидеть в последнем ряду.7 Там можно было смеяться, громко комментировать фильм и присутствующих. Можно было тискаться и целоваться. Некоторые позволяли себе "на камчатке" закурить или "дернуть беленькой".
Настоящими хитами во времена моей юности были индийские фильмы. В них много пели и танцевали, не было недостатка в эффектных драках и добро всегда побеждало зло. Все мальчишки знали, кто такой Амитабх Баччан, Джай и Виджай, Танцор диско и др.
Из увиденных в кинотеатре "Zvaigzne" фильмов мне запомнилось кино про американских дальнобойщиков с музыкантом кантри Крисом Кристоферсоном в главной роли, а также фильмы с Гойко Митичем или Адриано Челентано.
Итальянцы в то время были в тренде, итальянская музыка тоже была на особом счету. На ТВ/радио Алдис Эрманбрикс и Арвидс Мурниекс регулярно рассказывали новости итальянской эстрадной музыки, а на дискотеках в Резекне и окрестностях не обходилось без Тото Кутуньо, Al Bano & Romina Power, Пупо, Matia Bazar, Ricchi e Poveri и др. По-моему, итальянская культура дважды основательно входила в Латгалию - в 18-м веке итальянскими архитекторами и стилем строительства, а в 80-х годах 20-го века - песнями легкого жанра.
В те времена, когда не было ксерокса и принтера, на ватмане, картоне или фанере делали наглядные агитации, декорации, оповещения и т. п. Если на какой-нибудь улице можно было установить куб с силуэтами и емкой фразой и он мог там стоять годами, то возле стен кинотеатров рекламы о фильмах менялись даже дважды в неделю.
В те времена художник-оформитель была востребованная профессия, работы было хоть отбавляй - от настенных газет в коридорах заводов до транспарантов на крыши многоэтажных домов. Если обычные художники-оформители вырезали трафареты и изображали колосья пшеницы, строителей с кельмами или профили классиков марксизма ленинизма, то оформители кинотеатров рисовали ковбоев и красоток с декольте. Знаю пару представителей этой профессии, один как раз из Резекне. Это были такие свободные и творческие люди, богемными душой и телом.
Тому резекненскому "маляру" пару раз помогал рисовать рекламные стенды к фильмам. Не буду рассказывать о технологиях и трюках, сейчас это будет звучать смешно, не больше.
Около 1985 года в Резекне появились первые видеомагнитофоны и по рекомендации "конкретных" людей можно было побывать на подпольных киносеансах. Как и аудиозаписи, так и просмотр фильмов был платный. "Лямпортный" видеомагнитофон стоил целое состояние - в газетах были объявления, что меняют видеомагнитофон на жигули.
Началась эра видеосалонов, они появлялись везде, как грибы после дождя. Как-то приходилось с этим конкурировать большим кинотеатрам, потому что на видеокассетах репертуар был дешевле и разнообразнее доступного на кинолентах и в кинозалах. Летом 1990 года в резекненской газете можно прочесть, что "видеосалон кинотеатра "Zvaigzne" приглашает посмотреть экранизацию романа Маргарет Митчелл "Унесенные ветром".8
Затем все потихоньку приобрели домашние видеомагнитофоны, появились прокаты видеокассет. Казалось бы - кто сейчас пойдет в кинотеатр, если можно купить или взять у друга, в "прокате" фильмы и смотреть дома! И боевики, и "порнушки", и видеоклипы без конца и края. Пригласить компанию, накрыть стол, почувствовать себя свободным и богатым.
Именно поэтому резекненцев ничуть не удивило известие о том, что кинотеатра "Zvaigzne" больше не будет,9 а в его помещениях сделают казино с рулеткой и крупье, карточными столами, позже - ночной клуб с рестораном и танц-площадкой. Все вроде как логично, подобный путь прошли почти все латгальские кинотеатры.
В 1990 году резекненская группа русских актеров вместе с режиссером Игорем Михайловым основала театр-студию "Бедный Йорик". Здесь собирались, экспериментировали, учили молодежь и детей, дозволенностью и независимостью. Всю городскую молодежь того времени можно было разделить на 2 группы - "гопники" и "хипари". Последние концентрировались вокруг искусства, "йорика", музыки, коммерции, бродили по кладбищам, железной дороге, берегам реки и озер, "тусовались" в своих местах.10
Вдохновленная Атмодой и Уильямом Шекспиром11 театральная жизнь (обсуждения, репетиции, спектакли) проходила в Каминном зале в подвале Резекненского Дома культуры (на ул. Братьев Скринда, 3), затем в кинотеатре "Rēzekne"12 (на ул. Латгалес, 54). Когда этот кинотеатр сносили - это тоже по большому счету было театрализованное представление.
С течением времени изменилось название, статус, актеры и художественные руководители созданного в 1990 году театра.13 Когда в ведение городского самоуправления вернулся бывший кинотеатр "Zvaigzne", сюда переехал и театр "Йорик" - эти помещения были обещаны театру еще в 1991 году.14
7 апреля 2018 года здесь посмотрел спектакль латышской труппы резекненского театра «Йорик» по мотивам произведений Анны Бригадере «Бог. Природа. Труд» (реж. Эдгар Никласонс), а 16 февраля 2020 года премьеру молодежной студии театра «Йорик» по роману братьев Стругацких «Трудно быть Богом» (реж. Эдвин Климанов).
Театр "Йорик" в 2020 году поставил спектакль "Saturna vuordā" ("Во имя Сатурна") (реж. Эдгар Никласонс). "Спектакль на 3-х языках - латгальском, латышском и русском",15 - доминирующие в Латгалии. Этот спектакль (где на сцене курят и звучит нецензурная лексика) по жанру - жизненная история, прототипом которой послужил реальный католический священник из Северной Латгалии, а название постановки адресует к картине Франциско Гойи "Сатурн, пожирающий своих детей". Музыку к спектаклю (как заявлено в афише - "столкновениям правды в одном действии") написал Эрик Зепс,16 а выучить латгальский язык актерам помогла Кристине Пократниеце.
Бывшая "Звезда" ("Zvaigzne") с 2014 года называется Резекненский дом культуры национальных обществ. Здесь работают и представляют себя местные общества, здесь выступают с гастролями (в Большом и малом зале) приезжие артисты. Например, 18 мая 2019 года здесь выступал рэпер из США Wordsmith, а 31 октября 2020 года состоялся юбилейный концерт солиста групп "Patrioti.lg" и "Dvinskas muzikanti"17 Юриса Островскиса.
1. Фильмы показывали и в Доме культуры Резекненского молочно-консервного комбината, в Клубе железнодорожников, в Большом зале ПМК и др. В Вилянах был кинттетр «Dzirkstele», а в Малте «Iskra».
2. Kinoteātris «Rēzekne» // «Ausma», 20.10.1961.
3. Он был заниженным и длинным, похож на морской лайнер, а "Zvaigzne" - стройная, чем-то напоминала храм.
4. Широкоэкранный кинотеатр «Резекне» построили по типовому проекту, разработанному в Москве, его зрительный зал был рассчитан на 600 мест. Главным архитектором города Резекне с 1956 по 1970 год был Роберт Лавиньш.
5. Jauns kinoteātris Rēzeknē // „Cīņa", 26.07.1956.
6. Был негласный закон - такие парочки не трогать. Его соблюдали как отъявленные драчуны, так и милиция.
7. Обычно от очереди зависела и цена - дешевле, дороже, еще дороже. От времени начала сеанса также зависела стоимость билета.
8. Videosalonu jaunums // „Darba Karogs", 30.06.1990.
9. Я последний раз кино здесь смотрел в августе 1992 года. В Резекне тогда состоялся первый слет латгальцев со всего мира, в его рамках пару вечеров в кинотеатре «Звезда» показали «Cylvka bārns» Яниса Стрейча.
10. Известное место встречи "хипарей" был дом на ул. В. Сейле, где в свое время жила сама Валерия Сейле.
11. Йорик - это придворный шут, на могиле которого, держа череп в руке, Гамлет произносит один из важнейших монологов этой пьесы.
12. Позже здесь работали Резекненские национальные культурные общества и др.
13. Kaļva-Miņina I. Rēzeknes teātrim „Joriks" – 31. sezona un jauns mākslinieciskais vadītājs // „Vietējā Latgales Avīze", 04.09.2020.
14. Pikets pie pilsētas valdes ēkas // „Darba Karogs”, 24.10.1991.
15. Kaļva-Miņina I. „Saturna vuordā" – Rēzeknes teātra „Joriks" pirmā izrāde, kurā skan latgaliešu valoda // „Vietējā Latgales Avīze", 16.10.2020.
16. Он также является одним из актеров в этом спектакле.
17. Jura Ostrovska jubilejas koncerts // „Rēzeknes Vēstnesis", 24.10.2020.