„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā,
„Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils valstspilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2025. gada 6. augusts
Trešdiena
Aisma, Askolds
+15.3 °C
apmācies

Приграничье – сильные люди Латгалии

Руслана Жоржа – вдохновляющий молодежный лидер

Руслана Жоржа – вдохновляющий лидер – молодежный работник Зилупского детско-юношеского центра Лудзенского края, руководитель Зилупской молодежной инициативной группы, активный член консультативного совета жителей Зилупе и недавно закончила обучение и получила степень бакалавра по программе художественного менеджмента в Даугавпилсском университете. Руслана также является руководителем танцевального коллектива и сама увлеченно танцует народные танцы, своим примером вдохновляя молодежь на участие в культурной и общественной жизни. О ее вкладе в содействие активности молодежи и общественную деятельность свидетельствует награда - в 2021 году она получила «Награду года молодежи Лудзенского края» в номинации «Молодежь года».

- Вы очень социально ответственная и активная – нарисуйте свои будни.

- Я молодежный работник в детско-юношеском центре Лудзенского края здесь, в Зилупе. Здесь у детей не так много внешкольных занятий и кружков, есть только Зилупская музыкальная и художественная школа, детские и молодежные коллективы народного танца. Здесь я также руковожу и являюсь лидером Зилупской молодежной инициативной группы, здесь у нас активная команда, с которой мы вместе работаем, организуем для местной молодежи различные мероприятия, мастер-классы, творческие мастерские, в моем ведении работает танцевальная группа «Adrenalīns», и эти ребята также добровольно помогают и участвуют в наших инициативах и мероприятиях, которые мы проводим для молодежи.

- В 2021 году вы получили номинацию «Молодежь года» – что для вас значит эта номинация и как она повлияла на ваш дальнейший путь?

– В том году мы очень много работали, и я была очень рада, что меня увидели и оценили, для меня было большой радостью и честью получить эту награду. В этом году один из наших ребят получил эту награду, и на самом деле я была еще больше рада этому, чем когда сама ее получила, потому что я помогала этому молодому человеку быть активным и замеченным в Зилупе и Лудзе. Такой успех мотивирует меня и побуждает работать еще больше.

- Какие еще есть потребности или вызовы, с которыми сталкиваются молодые люди в приграничной зоне?

– Возможно, то, что мы очень далеки от ближайшего государственного города и вообще от всех крупных городов. Например, для школы возить детей на дальние экскурсии финансово затруднительно. Нашей инициативной группе финансово помогает Центр образовательных инициатив в Екабпилсе, у них есть проект «Деятельные общины», именно с их помощью мы можем организовать наше самое большое ежегодное мероприятие под названием «Творчество в зелени». Все остальные мероприятия мы организуем и проводим сами, делаем все своими силами, используем свои деньги. Но допускаю, что эти проблемы есть везде, не только в приграничной зоне.

- Вы также работаете в Консультативном совете жителей Зилупе - насколько активны местные жители?

– Мы только весной начали работать и начали очень активно. На самом деле было очень тяжело, потому что я параллельно заканчивала учебу в Даугавпилсском университете, а у нас сложилась очень хорошая команда, отличный председатель и заместитель – Михаил Мартынов и Анатолий Лапик. Мы действительно очень стараемся работать активно, но проблема в том, что мы знаем, чего мы хотим, но толком не знаем, чего хотят жители Зилупе. У нас есть почтовый ящик в магазине, куда люди могут опускать свои предложения, желания, потребности, но до сих пор там нет ни одного сообщения. У нас были и открытые заседания совета, но и они не имеют отклика у населения. Это страх или, может быть, мысль, что в этом нет смысла, я не знаю. Между тем мы сами еще учимся и пытаемся понять, что мы можем делать, потому что не все в нашей компетенции.

- Многие предпочитают уезжать из приграничья и Латгалии. Почему и как мотивировать их остаться здесь жить?

- На самом деле у меня нет ответа на этот вопрос, потому что я сама хочу продолжить учебу в Риге и я не знаю, вернусь ли. Здесь нет рабочих мест, и это самый большой камень преткновения. Я слышала, что у нас здесь появится новый отель, где обязательно появятся новые рабочие места для местных жителей, и это хорошо. Но как мотивировать молодежь здесь остаться, я действительно не знаю, потому что я сама уже не так мотивирована здесь оставаться, мой папа тоже живет и работает в Англии.

Священник Виталий Филипенок с талантом исследователя и плотника

Настоятель католических приходов Зилупе, Пасиене, Бригю, Истры и Лаудеры Виталий Филипенок не только служит как священник, но и осуществляет различные проекты, организует хозяйственные работы с целью изучения и восстановления сакрального наследия, а именно храмов, часовен, придорожных крестов... Он также изучает историю храмов и истории жизни священников. В разговоре он подчеркнул, что все это делается для Славы Божьей.

Вернулся в родной Зилупский приход

«Я родился здесь, в окрестностях Зилупе, и местный католический приход – это мой родной. Жили и в Зилупе, и в бабушкином доме в деревне под Пасиене, семья была верующей, поэтому ходили в Зилупский и Пасиенский костелы. Когда я учился в Зилупской средней школе, стал прислуживать министрантом в костеле, в это время в Зилупе ксендзом костела служил Айгар Бернан. Ходил на мессу каждый день, а по воскресеньям ездил со священником и в костелы других приходов.

Именно тогда я осознанно включился в жизнь прихода, стал читать Священное Писание, посещал реколлекции, понял, что мне нравится строить отношения с Богом. Думая о поиске смысла жизни, я хотел, чтобы у меня было что-то непреходящее, непреходящее, и так постепенно заинтересовался призванием священника.

После Зилупской средней школы поступил в Рижскую духовную семинарию. Там обучался шесть лет, затем, в завершении учебы, епископ Янис Булис в Резекненском костеле Сердца Иисуса посвятил меня в священники и сразу же назначил служить там же в соборе викарием, где мое служение продолжалось пять лет. Затем один год был викарием в Прейльском католическом приходе. Наконец епископ назначил меня деканом в родном Зилупском католическом приходе. Это было время пандемии Covid-19. Сначала я должен был служить в католических приходах Зилупе и Пасиене, затем епископ поручил также приходы в Бригю, Райполе, Рундене, Лаудере и Истре, и сейчас я служу в приходах в Зилупе, Пасиене, Бригю, Истре и Лаудере», - рассказал священник.

Восстанавливает сакральное наследие

Виталий Филипенок говорит, что где история и факты, там возникает связь с реставрацией, к тому же он любит работать руками, особенно плотницкие работы, или работу с деревом, которую он называет медитацией. В Пасиенском костеле возле алтаря Богородицы можно увидеть распятие, сделанное священнослужителем из дерева в знак благодарности Богу за призвание священника. У Виталия есть своя небольшая мастерская в котельной Зилупского костела с созданным им самим станком, работающим по принципу 3D-принтера только с деревом. Интересно, что Виталий Филипенок сделал уже десятки распятий, они украшают храмы, и обочины дорог в Латгалии.

Надо отметить, что перед этим разговором он восстановил деревянную скамью, которая будет находиться возле Пасиенского костела. «Это не стоило мне почти ничего – скамейка была сделана из спиленного дерева, привезенного на дрова, мне нужно было только купить винты и краску. Теперь старую скамью возле костела заменим на новую», - выразил радость священник.

Он и на реставрационные, и на восстановительные работы привлекает финансирование проектов, отмечая, что это дополнительная возможность сделать что-то еще лучше и еще больше, чтобы сохранить сакральное наследие для будущих поколений.

Мультикультурное Восточное приграничье

Служение священника на восточной границе отличается от служения в местах, ближе к Риге и крупным городам, указал Виталий Филипенок, подчеркнув, что приграничная зона - это в основном сельская территория, и здесь, как и в других местах сельской местности, люди хорошо знают друг друга. «Ты видишь их в повседневной жизни, и они видят тебя в повседневной жизни, встречаемся на крещениях, свадьбах, похоронах... со временем узнаем друг друга. Это невозможно в крупных городах, где живет во много раз больше людей. Здесь община более дружная, и это хорошо, но церковь одна, поэтому и при каких-то разногласиях люди должны идти и встречаться в том же костеле. Вопрос совести здесь гораздо более чувствителен, поэтому есть люди, которые по этой причине избегают ходить в храм.

Если посмотреть на приходы в Зилупе и Пасиене, здесь есть мультикультурная община в плане языков, национальностей и конфессий. Здесь много смешанных семей, и редки те семейства, где были бы только католики или только православные. Мы знаем, что и в каком приходе происходит – католическом, православном или старообрядческом , как крестят детей в той или иной конфессии, потому что все тесно связано», - рассказал Виталий Филипенок.

Для мультикультурной общины характерно много языков, поэтому и священник ведет мессы на нескольких языках - латгальском, латышском, русском и польском.

Насколько безопасно чувствуют себя люди в приграничье?

У священника есть свое наблюдение за безопасностью на восточной границе: «Я родился и жил в деревне, наш сельский дом находился в 200 м от нынешней границы с Россией. Очень хорошо помню (хотя и был еще ребенком), как восстанавливали независимость Латвийского государства и как закрывали государственную границу. Вдоль нашего дома протянулась дорога, приехал экскаватор и перекопал ее, там же установили колючую проволоку, чтобы никто туда больше не ездил, после чего на границе начали работать пограничники. Помню, моя бабушка парней, которые ходили вдоль границы в форме Латвийской армии, угощала молоком... Позже на границе расчистили полосы, она растянулась по нашей земле, поэтому выделили землю в качестве компенсации. Граница и пограничники были нашими буднями. Постепенно на этой стороне границы дома опустели, все заросло, сейчас здесь высокий металлический забор. Люди говорят, что если кто-то из России поедет через границу, то они не остановятся у нас, потому что отправятся в более крупные города; если пустят дроны, то они пролетят над нами. Некоторые выражают недоумение по поводу нового законопроекта «Закон о создании антимобильной инфраструктуры», который позволяет государству отчуждать частные земли для нужд армии, некоторые даже шутят - зачем ты обрабатываешь свои поля, если их все равно отнимут. Все это сейчас гораздо актуальнее того, насколько безопасно они чувствуют себя здесь, на восточной границе. Человеческий разум здесь больше занят практическими, бытовыми вопросами, в том числе тем, будет ли работа, какое будущее у моих детей и т.д.»

Виталий Филипенок считает, что приграничным самоуправлениям и жителям надо еще больше развивать туризм, потому что здесь есть что посмотреть - под небом стоят храмы разных конфессий, природная жемчужина между двумя озерами - холм Гребля, образовавший при таянии ледников, где есть редкие биотопы, бабочки, которые встречаются только там, здесь живут люди разных национальностей, интересны их язык и культура. «Призываю чаще посещать приграничную зону, потому что здесь есть что посмотреть», - призвал священник в конце интервью.

Komentāri

Lai pievienotu rakstam savu komentāru, nav jāsniedz personiska rakstura informācija. IP adrese, no kuras rakstīts komentārs, ir zināma tikai LL redakcijai un tā netiek izsniegta trešajām personām.

Redakcija izdzēsīs neētiskus un rupjus komentārus, kuri aizskar cilvēka cieņu un godu vai veicina rasu un nāciju naidu.