„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā,
„Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils valstspilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2025. gada 21. oktobris
Otrdiena
Severīns, Urzula
+6.5 °C
apmācies

Приграничье – сильные люди Латгалии

Марина Тетаренко

«Rēzeknes Vēstis» вместе с газетой «Diena» и рядом региональных СМИ участвуют в проекте «Приграничье – сильные люди Латгалии». В этот раз расскажем о Резекне и Резекненском крае.

Резекненский край находится в самом центре Латгалии, и это не только место на карте. Это наш дом, наши корни, наша сила. И Латгалия, Латвия живут в нас до тех пор, пока мы ее охраняем, бережем и интегрируем в повседневные дела.

Сегодня мы живем в то время, когда у всех нас вне зависимости от должности или места жительства одна общая ответственность — укреплять Латвию. И с работой, и с сердцем.

У нас есть свой концертный зал, один из лучших в Латвии, сцену которого полюбили звезды мирового масштаба. Это место, где люди собираются, чтобы черпать вдохновение, напоминать себе, кто мы такие, и чувствовать силу общности. Каждый концерт, каждый спектакль и мероприятие - как мост между поколениями. Культура не роскошь – это необходимость.

Мы гордимся нашими крестьянами, фермерами. Их работа – это не только хлеб на столе – это и вера в свою страну. Работа фермера тяжелая, но без его работы нет полей, нет Латвии. Каждый посев – это вера в завтрашний день.

И только все вместе мы создаем эту страну.


«Gors» – больше, чем концертный зал


Беседа с руководителем посольства Латгалии «Gors» Дианой Зирниней.

Посольство Латгалии «Gors» с момента открытия в 2013 году стало одним из важнейших культурных мест Латвии. Это не только концертный зал с выдающейся акустикой, но и творческое пространство, где Латгалия встречается с миром, сохраняя свою идентичность и одновременно открываясь новым идеям.

Диана Зирниня – руководитель посольства Латгалии и ООО «Austrumlatvijas koncertzāle» («Концертный зал Восточной Латвии») в Резекне – харизматичная, общительная и энергичная, она одинаково легко находит общий язык как со звездами мирового масштаба, так и с жителями своего родного города. Истинный патриот Резекне и Латгалии, Диана с гордостью несет латгальскую культуру в мир, делая «Gors» символом творческой жизни региона.

Уже много лет именно под ее руководством концертный зал «Gors» стал настоящим культурным посольством Латгалии - здесь проходят концерты, фестивали, семинары и выставки, привлекающие посетителей со всей Латвии. Диана по своей природе трудоголик: всегда в движении, всегда с новыми идеями и проектами. В ее биографии есть танцевальные шаги в ансамбле народного танца «Dziga», где она научилась любить традиции и работать в команде.

Творческая, вдохновленная и открытая для нового, она умеет превращать каждое мероприятие в событие, а каждую встречу - в источник вдохновения. Именно поэтому мы решили поговорить с Дианой о том, чем сегодня живет «Gors», какие проекты вдохновляют ее и что значит быть послом латгальской культуры в современном мире.

О пути, вызовах и мечтах «Gors» рассказывает его руководитель Диана Зирниня.

Проект «Gors» как культурная инновация

- Вы с самого начала возглавляете первый в Латвии региональный концертный зал, который стал центром культуры высокого уровня с отличной акустикой. Как появился «Gors»? Как все начиналось? Как вы оказались в управлении этой грандиозной структуры?

– У каждого, кто причастен, есть своя история о том, как появился концертный зал «Gors», так как в его создании было несколько этапов, начиная от политического лобби, продолжая разработкой идеи и претворением проекта в жизнь. Во всем этом была важна решимость государства способствовать доступности профессионального искусства в регионах, поддерживая строительство многофункциональных концертных залов в Резекне, Цесисе и Лиепае.

На самом деле о концертном зале первой заговорила Лиепая, и у тогдашнего министра культуры Хелены Демаковой появилось предложение не думать об одном регионе (как это иногда бывает), а подобно Эстонии и скандинавским странам - заботиться об обеспечении культурного предложения, соответствующего современным требованиям, во всех краях Латвии. Не менее важно то, что концертные залы в Латвии строились еще и потому, что для воспроизведения академической музыки не хватало акустически соответствующих помещений, в которых могли бы выступать коллективы разной величины и состава. Последовательно столь же важной была готовность конкретных самоуправлений построить концертные залы и заботиться об их деятельности, предусмотрев также финансирование. Город Резекне в поезд концертных залов «запрыгнул» последним, но свою работу выполнил первым, и теперь мы можем гордиться действительно выдающейся инфраструктурой, которая до сих пор существенно отличается и в некоторых аспектах остается непревзойденной.

Однако процесс не заканчивается постройкой здания и установкой оборудования. Это здание нужно наполнить культурными мероприятиями, событиями, конференциями, собрать людей, чтобы его полноценно можно было назвать «Gors». Когда-нибудь наверняка об этом можно было бы написать книгу. Возможно, нужно подождать еще несколько лет, потому что путь к концертному залу был непростым и эмоциональным. И тут я говорю не только о себе, а о вовлеченных в создание концертного зала, и особенно о риске для руководства города. Возможно, некоторый риск заключался в том, чтобы доверить руководство концертным залом мне, казалось бы, неопытной в этой сфере. Об этом в одной из местных газет даже была большая статья, написанная, видимо, кем-то, кто в объявленном думой конкурсе не победил. Читал и думал: «Ну и куда мне ставить свои дипломы бакалавра и магистра по экономике, руководству, маркетингу, моему опыту обучения за рубежом? Как и опыт работы в СМИ, проведения мероприятий, общественных отношений и управления проектами?» Мой 13-летний опыт работы в на тот момент 30 лет тоже никого не интересовал. Но, видя, что мы сделали в Резекне, возникает очень хорошее ощущение.

- Как вы сегодня, спустя 12 лет после открытия концертного зала, формулируете миссию посольства Латгалии «Gors»? Как с тех пор изменилось восприятие?

- Мы придерживаемся первоначальных основ - создавать и поддерживать разнообразную, высококачественную культурную среду, обеспечивая доступ к профессиональному искусству и способствуя творческому развитию региона. Основа не меняется - мы несем латгальский код. По-прежнему хотим способствовать и латгальскому самосознанию и хотим, чтобы все мы смогли оценить то, что имеем.

- Как «Gors» сохраняет и развивает идентичность Латгалии, не ограничиваясь только региональным форматом и не превращаясь в музейный экспонат?

- Латгальскую идентичность мы уже несем в нашем названии, выбрав название «Gors», что в латышском литературном языке означает «дух». Отсылки к латгальскому языку, например, использование буквы Y, тоже можно увидеть в наших визуальных оформлениях. Перед концертом гостям говорить: «Васали!» - это обыденное дело. Мы поддерживаем латгальскую идентичность, интегрируя ее в современные программы, создавая новые проекты, привлекая профессионалов музыки и молодежь.

Культура в ее различных проявлениях - бесценное средство массовой информации, рассказываем о латгальском в музыке, изобразительном искусстве, визуальном искусстве, сценическом искусстве. Мы стараемся действовать как открытая культурная платформа, где Латгалия - не музейный экспонат, а активный культурный игрок. В то же время предстоит еще многое сделать. И тут надо говорить о сотрудничестве, доступности ресурсов и потенциале творческих и стратегических умов в регионе. По сути, уже на примере «Gors» ярко видно, как наши латгальские культурные ценности приобретают гораздо более широкое, вне региона звучание. Хотя бы, например, если посмотреть на концертный спектакль «Латгальское кольцо» или фолк-пассию Лауры Екабсоне «Францис Трасунс».


Путь и персоналия

– У вас есть образование в экономике, правоведении, коммуникации и культуре. Как этот опыт и сочетание направлений влияют на ваш стиль управления?

– Моя первая степень магистра – в управлении, а культурное образование для меня – это такой бесконечный и длительный процесс. Именно сейчас есть мысль, что нужно высвободить время и снова отправиться учиться. Мне всегда это давало вдохновение, структуру и новые знания, способность видеть проникновенность и применимость научных дисциплин на практике. О своем стиле управления самой трудно говорить. Конечно, на это влияют полученные знания и опыт, но тут большую роль все же играют личные качества. От них никуда не денешься. Теперь уже модно задавать вопросы искусственному интеллекту. И о моем стиле управления он говорит, что обладает рвением и упорством, мультидисциплинарным опытом, целенаправленным видением и вдохновляющим руководством, а также гибкостью и вовлечением сообщества. Я бы сама сказала, что в повседневной жизни я либеральная и даю команде свободу работать самостоятельно, но при этом сохраняю жесткий контроль над результатами и, если работа не выполнена, я становлюсь очень требовательной и категоричной.

– Какой был самый неожиданный поворот в вашей карьере?

- Возможность не только руководить, но и создавать посольство Латгалии «Gors», которое является первым региональным концертным залом в Латвии.


Творчество и региональное культурное лидерство

- Как семья и рождение дочери повлияли на ваши приоритеты и работу?

- Положительно (улыбается). Еще одна грань, через которую можно смотреть на мир. Еще один шанс научиться балансировать семейную жизнь и работу, которую я тоже люблю. Шучу, что с рождением Агнессы я уже не 24/7 в «Gors». Но я через нее вижу, как переживание культуры влияет на детей. И это ценно.

- Что для вас главное - культурная миссия, управление огромным зданием или обеспечение качества?

- Одно без другого невозможно. В культуре мы все работаем с сознанием миссии. Качество и соучастие всегда будут важны. Ну а без хозяйственных и приземленных вещей, в том числе по содержанию инфраструктуры, тоже ничего не сможет произойти. Мне нравится эта в хорошем смысле странная ситуация, когда надо уметь держать все это вместе. Скучно не бывает. Интересно.

- Как «Gors» сохраняет и развивает идентичность Латгалии, не замыкаясь только в региональном формате?

- Это, наверное, надо спрашивать у всех, кто находится в латгальской культуре. Сами себе задаем этот вопрос и видим, что благодаря нашему побуждению и нашему вдохновению, происходит такое количество ценных событий, которые не смогут законсервировать латгальское в узкой региональной рамке, а, наоборот, несут через границы. Это промежуточные жанры, взаимодействия художников и творческих людей. Все даже не перечислить. Понятно, что организация и проведение ежегодной награды в области латгальской культуры «Бонюкс» является центральным событием. И именно в нем мы сталкиваемся с противоположными точками зрения самих латгальцев. Нередко мы видим, как эмоционально воспринимают кажущихся «пришедших» в латгальскую среду. Я не думаю, что мы должны создавать Латгальский заповедник. Иногда удивительно видеть, как кто-то пытается сортировать, кто имеет право и не имеет права прикасаться к латгальскому. А потом проходит время, утихают эмоции, и мы читаем, слушаем и оцениваем столько замечательных, непреходящих произведений. Латгальское не подлежит ограничению в географической принадлежности. Столько замечательных в Латвии людей внесли свой вклад, свой взгляд и интерпретацию в латгальское. Мы пережили и также участвовали в нескольких важных мероприятиях с широким звучанием, начиная с нашего концерта открытия под звуки латгальского языка, и до последних событий, например, фолк-пассии «Францис Трасунс», фестиваля Латвийского национального симфонического оркестра «Vasarnīca». Были и другие работы, выставки, концертные постановки.

- Какие проекты «Gors» вы считаете самыми значимыми и почему?

- Работаем 12 лет, но на этот вопрос никогда не будет ответа. У нас такое разнообразие событий в таких разных жанрах, с художественными личностями разного масштаба. И все они чрезвычайно ценны. Проще было бы перечислить те события, которые таковыми не являются, буднично и преходяще. Но моя задача - не судить, а пытаться самой учиться и строить.

– Если бы у «Gors» не было никаких бюджетных ограничений, что бы вы сделали в первую очередь?

– Не трачу время на такие нереальные мечты. Особенно в таких чувствительных финансовых и политических обстоятельствах. Мне нравится мечтать, но я лучше потрачу энергию с пользой. Понятно, что моими приоритетами были бы люди, программа, инфраструктура и участие.

– У вас есть «формула» преодоления кризисов?

– Мне в какой-то степени нравятся кризисы, потому что для выхода из них нужно найти новые решения. Формулы нет. Конечно, ты пытаешься предсказать кризисы и то, как поступишь. Но потом приходит тот самый кризис, и ты узнаешь реальные обстоятельства. В такие моменты важны готовность и гибкость. Хотя, если честно, кризисы не всегда только укрепляют. Они могут истощить. И тут возникает вопрос, как быстро ты возвращаешь свой ресурс и помогаешь восстановиться другим.


Люди и вдохновение

- Вы сказали, что вдохновляетесь людьми. Есть ли какие-то конкретные примеры, когда встреча с кем-то изменила ваши взгляды?

- Мне действительно везло с людьми, которых встречала. Кто-то более громким словом, кто-то не таким громким, учили, вдохновляли, укрепляли. Мои учителя и педагоги, и работодатели, и коллеги. И, конечно, наши люди, которыми мы гордимся во всем мире. Я, правда, не изменила взглядов, скорее, увидела новые грани. Конечно, есть незабываемые моменты. Я благодарна за возможность обменяться несколькими словами, которые зачастую дают больше, чем долгие разговоры, с маэстро Раймондом Паулсом, режиссером Янисом Стрейчсом. Мне навсегда запомнится момент после концерта Иветы Апкалны, оркестра Баварского радио, когда ты садишься рядом с еще погруженным в чувства дирижером Марисом Янсонсом и понимаешь – ты на несколько сантиметров над землей. И ты не говоришь о мировых концертных залах, тебя спрашивают: «Как так получилось, что у вас в Резекне такой замечательный концертный зал образовался?» И таких моментов много. Просто надо их увидеть.

- Какой комплимент относительно «Gors» больше всего запомнился?

- Таких много. Я не смогу ответить. Мне нравится ощущение WOW, которое мы до сих пор часто видим как от посетителей, так и от артистов.

- Как вы отдыхаете от работы, если в жизни столько событий? Что дает вам силы?

- Я не могу жаловаться, что пережитые мной события тяжелые. Наоборот. Но менять повседневную рутину точно нужно. И это лучше всего делать, хотя бы на несколько дней куда-то уезжая. Либо это будет однодневная поездка вдоль границы в Виляку, либо концерт в Таллинне, либо поездка на поезде в Варшаву.

- Что о «Gors» напишет наша газета через десять лет?

- Они быстро пробегут. Возможно, то, что мы покупаем новое оборудование, открываем все больше звезд мирового масштаба, о том, что здесь проходят фестивали и поток людей не иссякает. Наш ресторан получил звезду «Mischelin». Дополнительно построен уютный кинозал. Ну и многие мероприятия государственного уровня проходят здесь, в том числе скорый поезд и скоростное шоссе помогают людям гораздо удобнее сюда попасть. А рядом работает небольшой аэропорт. И есть новый отель. Я ранее говорила, что не трачу энергию на нереальные мечты, но это не значит, что мечтать не надо. Надо! Только для этого нужно, наверное, больше 10 лет, и не только время, но и люди, которые способны.

– Да будет так!


Рассказ Дианы Зирнини доказывает, что культура – это не только мероприятия и здания – это вера, труд и увлеченность, способные изменить целый регион. «Gors» сегодня является визитной карточкой Латгалии и одновременно подтверждением того, что в регионах рождаются идеи с мировым звучанием.

После этого разговора хочется пожелать и Диане, и всей команде «Gors» сохранить пыл, смелость и способность вдохновлять других. Чтобы и впредь концертный зал был местом, где дух Латгалии встречается с миром и откуда каждый гость уходит домой с ощущением, что культура делает нас богаче и сильнее!


Фото из личного архива Д. Зирнини

 

Komentāri

Lai pievienotu rakstam savu komentāru, nav jāsniedz personiska rakstura informācija. IP adrese, no kuras rakstīts komentārs, ir zināma tikai LL redakcijai un tā netiek izsniegta trešajām personām.

Redakcija izdzēsīs neētiskus un rupjus komentārus, kuri aizskar cilvēka cieņu un godu vai veicina rasu un nāciju naidu.