„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā,
„Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils valstspilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2025. gada 28. oktobris
Otrdiena
Antoņina, Ņina, Ninona, Oksana
+3.8 °C
apmācies

Новая реформа. Как бы пациенту не умереть

Латвийские больницы вновь ожидают перемены, о которых сегодня публично Министерство здравоохранение и другие эксперты стараются не обсуждать. Обсуждение будущего государственных и муниципальных медицинских учреждений идет за закрытыми дверьми. Правда, участниками этого круглого стола являются и руководители, так называемых региональных и краевых больниц.

Приемные отделения будут доступны только в Даугавпилсе и Резекне

В Латвии 41 больница, которые разделены на пять уровней. В Латгалии на сегодняшний день работают две региональные больницы (Даугавпилс, Резекне) и несколько больниц 3 уровня. В их число входит и Прейльская больница, которая на протяжение многих лет сохраняла этот статус, выполняя все нормативы Минздрава. Но предстоящие структурные изменения, которые, по словам руководителя этого медицинского учреждения Скайдрите Жуковой, начнут внедряться с 1 июня 2026 года, больше не позволят этой краевой больнице сохранить за собой 3 уровень.

«Ну, во-первых, в Латвии больше не будет такой классификации медучреждений. – рассказывает Скайдрите Жукова. - Впоследствии больницы будут делиться на республиканские (находятся только в Риге – прим. автора). Это самый высокий уровень. Второй уровень – это региональные стационары (Даугавпилс, Резекне, Валмиера, Лиепая и, возможно, Елгава). Обратите внимание, в этом списке Екабпилсской региональной больницы нет. Ну и, в категорию больниц первого уровня (пункты срочной медицинской помощи) в Латгалии пока попадают Прейльская, Краславская, Балвская, Гулбенская, Лузенская, Ливанская больницы. Соответственно, чем выше уровень, тем больше финансирования, возможность оказания полноценного спектра медицинских услуг и, конечно, совершенно иные перспективы развития.

Все это нас, конечно, не радует, но даже при такой перспективе, у Прейльской больницы будущее неплохое. Но опять-таки, если нас не обманут и выделят нам обещанные порядка 50% от той суммы, которую мы получаем сегодня на организацию работы Приемного отделения.»

Для справки. Государство ежегодно выделяет 100 миллионов евро из 700 млн. на содержание приемных отделений 36-ти больницам. Это фиксированная выплата, не зависящая от количества пациентов. И именно в приемных отделениях больниц Государственный совет видит наибольшие возможности для оптимизации.

Родильное отделение в Прейли придется закрыть

Какие функции будут возложены на медучреждения первого уровня и что они потеряют с началом реализации структурной реформы.

«Во всех этих медучреждениях больше не будет Приемного отделения – отмечает Скайдрите Жукова. - То есть бригады неотложной медицинской помощи к нам пациентов доставлять не будут. Исключения составят лишь редкие случаи. Это будут терапевтические пациенты, и то не все.

Вы должны понять, что впоследствии с 8:00 до 20:00 в больнице будет дежурить только доктор-интернист. Допускается, что дежурным врачом может быть и хирург. А с 20:00 до 8:00 службу будет нести дежурный доктор, который работает в нашем терапевтическом отделении, оно сохранит свою работу.»

Ну что же, это ранее Министерство здравоохранения стремилось укрепить отделения неотложной помощи в регионах, чтобы «неотложка» была доступна по месту жительства людей. Сегодня ситуация иная.

«Наши потери будут большими, - с горечью отмечает г-жа Жукова. - . Если у нас сейчас в Приемном отделении работают пять специалистов в режиме 24/7, то в будущем срочный пациент может рассчитывать на помощь так называемого одного терапевта.

Еще одна наша боль – это родильное отделение. Увы, его придется закрыть, поскольку выдвигаемые критерии не реальны для исполнения такими больницами как наша.

Знаете, интересная получается ситуация. С одной стороны, министерство нам не запрещает делать то, что мы хотим. Но с другой, выставляет нереальные качественные и количественные критерии. Первый – это число родов в год. Минздрав определил его в цифру 500. Но даже не это главное. Дело в том, что мы не сможем выполнить качественные критерии. В частности, одним из требований к родильным отделениям будет наличие не менее 5-ти неонатологов. В Латгалии такого количества, навряд ли есть. Кроме этого, наше больница после реформы не сможет обеспечить работу более качественной Интенсивной терапии. И да, министерство не запрещает Прейльской больнице иметь родильное отделение. Но в тоже время, если мы не выполним выдвинутые ими критерии, они не будут нас финансировать. Вот такая ситуация. И скорее всего, решение будет для нас болезненным. У нас просто нет денег, чтобы самим финансировать работу родильного отделения.»

Есть план увеличить число мест в терапии Прейльской больницы (врезка)

Но не все новости плохие. Есть и хорошие. Одна из них это увеличение койка-мест в терапевтическом отделении Прейльской больницы с 30-ти до 60-ти. Министерство против этого ничего не имеет.

«Это сделать проще, чем найти неонатологов в Латгалии, - подчеркивает Скайдрите Жукова. - . В рамках грядущей реформы мы сможем расширить и медицинские услуги, предоставляемые Дневным стационаром. Это малоинвазивные хирургические, гинекологические, травматологические операции. Сегодня мы также рассматриваем такое направление, как урология. И, если государство сдержит свое слово по финансированию, то число квот на проведение операций увеличится. А сейчас - мы оказываем только платные услуги, хотя и специалисты, и оборудование есть. Нет только квот» .

Прейльская больница – это хороший пример того, что необходимо было сделать ранее, чтобы не остаться у разбитого корыта сегодня.

«Мы последние три года развивали Дневной стационар, начиная с европейского проекта по модернизации инфраструктуры. – рассказывает Скайдрите Жукова. - Не следует забывать и о реабилитационном отделении. Эта еще одна наша стратегическая цель. Нам нужно модернизировать инфраструктуру отделения (доступность), чтобы быть более конкурентоспособными. И в этом случае, мы можем рассчитывать только на свои деньги».

И снова о реформе...

В целом, в результате предполагаемых структурных изменений пострадают все маленькие больницы. В выигрыше останутся крупные игроки. А вот смогут ли они обеспечить помощью (здесь и сейчас) весь поток пациентов – большой вопрос. Уже сегодня большие больницы не могут решить проблему очередей, а когда добавиться еще поток и маленьких больниц, то рассчитывать на то, что вам окажут помощь незамедлительно, опрометчиво.

Так доступна ли сегодня медицина для жителей небольших городков, деревень, хуторов?

«Мы каждый день выслушиваем от пациентов жалобы, почему нужно так долго ждать своей очереди к амбулаторному специалисту? – говорит С. Жукова. - Люди не понимают, почему за деньги на прием можно попасть уже на следующий день, а на бесплатную консультацию - нет. Все упирается в квоты, которых очень ограниченное количество. Это печально, но такова действительность.»

Что касается фельдшерских пунктов в деревнях, то под новую реформу их работа не попадает. Но это не значит, что Минздрав о них не думает. Скорее всего, их тоже ждет реформирование. Вопрос лишь времени, когда это произойдет.

 

Komentāri

Lai pievienotu rakstam savu komentāru, nav jāsniedz personiska rakstura informācija. IP adrese, no kuras rakstīts komentārs, ir zināma tikai LL redakcijai un tā netiek izsniegta trešajām personām.

Redakcija izdzēsīs neētiskus un rupjus komentārus, kuri aizskar cilvēka cieņu un godu vai veicina rasu un nāciju naidu.