95-летняя жительница Северного городка Клавдия Мартьянова, несмотря на столь преклонный возраст, молода душой и общительна, она активно участвует в общественной жизни нашего города. Долгожителей в ее роду не было, поэтому секретом долголетия пенсионерка называет всего лишь одно обстоятельство — с детства и до сих пор она очень много передвигается пешком.
Круг общения мал
Во время нашей встречи Клавдия Ивановна, только что пришедшая из города, куда отправлялась, чтобы заплатить за коммунальные услуги, была очень недовольна собой: «Это надо же! — забыла, удостоверяющий личность документ! Без него у меня деньги не приняли. Завтра еще раз сбегаю».
В данный момент живет Клавдия Мартьянова одна, мало того, в Даугавпилсе у нее нет ни единой родственной души или просто близкого человека, кроме невестки своего младшего, ушедшего из жизни сына Юрия, Веры, которая, надо отдать должное, не забывает свою свекровь, готовая всегда прийти на помощь.
Помимо этого каждый день, ровно в 5 часов вечера, долгожительница включает компьютер, чтобы пообщаться со своим старшим сыном Валерием, проживающем с семьей в России - в городе Ступино Московской области.
В малый круг общения Клавдии Ивановны входит также серый кот Митька, который при попытке кормилицы приласкать, царапает ее когтями: «Неблагодарный! А ведь я его выхаживала с самого рождения! Тогда умещался на ладошку, а теперь и добра не помнит».
Родилась Клавдия в Хворостянском районе тогдашней Самарской области в 1930 году, можно сказать, в многодетной семье. Кроме нее у супругов Анны и Ивана Дроновых было еще трое сыновей: старший Михаил — 1926 года рождения, средний Александр, который появился на свет в 1932 году, и младший Владимир, родившийся в 1937 году. Все они ушли в мир иной.
«С началом войны 1941 года папу на фронт не отправили — ему, как работнику торговли, он работал заведующим магазином, выдали «бронь», но чуть позже он сам ушел воевать добровольцем и сразу же в 1942 году погиб под Воронежем. Других подробностей об отце я не знаю. Маме в тех очень трудных условиях пришлось одной растить и воспитывать четверых детей. И как только справлялась?». — рассказывает Клавдия Ивановна. Ужасов войны она не помнит, так как сражения до их краев не докатились.
Решила стать учителем
Позже из Хворостянского района семья переехала в село Печерское Шигонского района этой же области, но к этому моменту уже переименованную в Куйбышевскую, а в 1990 году вновь ставшую Самарской областью: «Детство у нас проходило, как у всех отроков того времени. Росли не избалованными, мама строго за нами следила и, как могла, обеспечивала всем необходимым. Учились хорошо, лишь Александр не любил сидеть за книгами и тетрадками - шалопаем был».
Позже Михаил и Владимир, закончив ВУЗы в Сызрани, стали инженерами, а Клавдия после четырехгодичного педучилища в этом же городе выучилась на преподавателя начальных классов, и лишь Александр никак не мог определиться в жизни, пока однажды, заехавшие в село то ли газовики, то ли нефтяники, по просьбе мамы не забрали его с собой и не трудоустроили, по поводу чего Клавдия Мартьянова шутит: «Вот тебе и шалопай! Обскакал всех нас! Работая сварщиком, получал очень приличные деньги, но дело, конечно, не в них, а в том, что все четверо мы нашли свое место в тогдашней трудной жизни и не пропали».
Клавдия Мартьянова вспоминает, какой ценой ей давалась учеба в училище, которое находилось в 40 км от местожительства: «На выходные дни до дома приходилось добираться как придется: иногда подбирали попутки, но, в основном, пешком — 18 км. Бывало, иду вдоль Волги по скалистому берегу в темное время и дрожу от страха, как бы хищного зверя или недоброго человека не встретить. И так 4 года!».
Встретила свою судьбу
После педучилища Клавдия трудоустроилась учительницей начальных классов в селе Печерское. В этой школе было всего 7 учеников. Она находились в 10 километрах от дома, где жила девушка, транспорт не курсировал, поэтому ей также приходилось добираться до места работы пешком, накручивая в день по 20 км.
Клавдия Мартьянова: «Однажды иду по деревне и вижу, что впереди меня бодро шагает молодой человек в шинели. Им оказался Владимир Мартьянов, которого я хорошо знала, так как мы жили в одной деревне и вместе учились в школе. Я спросила - куда он направляется, на что тот ответил, что идет за колышками, мол, отец попросил нарубить. Как впоследствии оказалось, я встретилась со своей будущей любовью и судьбой. Владимир был на год старше меня».
До этого он успел закончить Сызранское военное авиационное училище и стал офицером. Молодые люди сблизились, стали ходить на танцы, у них образовался общий кружок молодежи. В 1953 году, заключив брак, новоиспеченные молодожены связали свои отношения на всю жизнь. «Но еще до свадьбы Владимир со своими родителями пришли к нам свататься, он попросил моей руки и я без колебаний согласилась. Во-первых, он был военным, а к ним в то время относились очень уважительно, а, во-вторых, самое главное, - чувства не обманешь», - рассказывает Клавдия Ивановна.
В 1953 году у пары появился на свет сын Валерий. После училища Владимира по распределению направили в Даугавпилс, куда он повез свою молодую жену — поначалу незнакомый и чужой для нее город, но впоследствии ставший второй родиной, так как в нем Клавдия Ивановна живет уже 72 года: «Тут могилы моего мужа и сына, в этом месте я не один десяток лет проработала учителем, здесь мои друзья, знакомые и бывшие коллеги по учебным заведениям, словом, с этими краями я очень связана».
С мужем справлялась
По стечению обстоятельств я, как курсант Даугавпилсского авиационно-технического училища, в котором учился с 1975 по 1978 годы, хорошо знал подполковника Владимира Мартьянова, в то время начальника курса слушателей. Это был очень строгий и даже жесткий бескомпромиссный офицер, которого мы, курсанты, боялись как огня и старались не попадаться ему на глаза.
Поэтому, преодолевая некоторую бестактность, спрашиваю Клавдию Ивановну, а каков Владимир Егорович был в семейной жизни: «В основном, мне удавалось с ним справляться и даже ставить на место, а иногда - он меня. Но мы всегда находили компромисс. Ведь служба — это одно, а семейная жизнь — совсем другое. Например, президент Америки Авраам Линкольн панически боялся своей жены, но это не мешало ему быть хорошим руководителем страны».
Владимир Егорович рано ушел из жизни — всего в 64 года в 1993 году. Получается, что Клавдия Ивановна живет одна уже более 30 лет. По ее словам, она не из тех женщин, которые изменяют правилу: выйти замуж один раз и - на всю жизнь.
После выхода на пенсию с учительским стажем в 35 лет Клавдия Ивановна не погрузилась с головой в домашние заботы и примитивный быт, а через некоторое время вступила в общество военных пенсионеров, взвалив на себя очень хлопотный и ответственный пост председателя женсовета. В ее обязанности входила организация всех культурно-массовых мероприятий и прочие дела.
Сегодня она состоит в другом общества - «Серебряная яблоня»: «Я снова вернулась к полноценной и наполненной разными событиями жизни. А, главное, нашла здесь общение и взаимопонимание с бывшими педагогами, такими же по духу, как и я».
Случись что...
Еще до этих событий Клавдие Ивановне пришлось пережить второй удар судьбы — она похоронила своего младшего сына Юрия, родившегося в 1959 году, - тоже бывшего военного, капитана запаса. Наследников после себя он не оставил, а вот от сына Валерия, которому сейчас 72 года, есть две дочери: Елена и Ирина, у которой имеется сын — это уже правнук героини этого материала.
Сегодня Клавдия Ивановна живет воспоминаниями о своей долгой, интересной и насыщенной событиями жизни, но самое главное — о далекой и ставшей недосягаемой родине, расположенной на скалистом берегу Волги, ведь там погребены ее братья, многие родные и близкие, на могилки которых она по независящим от нее причинам никак не может съездить.
Именно по этому долгожительница иногда корит себя за то, что в свое время не решилась отправиться на родину: «Да, я люблю Латвию и Даугавпилс, но одним этим чувством сыт не будешь, зов крови и родных мест ничем не заменишь. Ведь здесь я совершенно одинока, что очень пугает, тем более нахожусь в очень преклонном возрасте, случись что, родных и близких рядом не будет, кроме невестки Веры».
Но, несмотря на жизненные невзгоды, Клавдия Ивановна не теряет присутствия духа и советует другим не опускать руки в любой даже очень сложной ситуации. Как и в далекой молодости, она продолжает много ходить пешком, наматывая по Северному городку многочисленные круги.
…Пенсионерка очень обрадовалась, когда в моем присутствии ей позвонили из общества «Серебряная яблоня» с предложением собраться вместе и отпраздновать приближением Рождества. А еще долгожительница готовится отметить 96-й год своего рождения - 6 января. Заранее от всей души поздравляем!








Komentāri