„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā,
„Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils valstspilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2026. gada 17. janvāris
Sestdiena
Dravis, Tenis
-11.3 °C
daļēji mākoņains

И это все о лошадях

2026 год по восточному календарю признан Годом Красной Огненной Лошади, символизирующей энергию, свободу и стремительное движение. Но мы сегодня поговорим об обычных лошадках. Вне всякого сомнения, они из сотен и тысяч самых разных животных, обитающих на нашей Земле — одни из старейших и надежных друзей и помощников человека. Без преувеличения, нашей цивилизации на протяжении долгого пути ее развития без гривастых было бы не обойтись: на лошадях воевали, отправлялись в дальние странствия и путешествия, обрабатывали землю, ставили рекорды, словом, нет той сферы нашей жизни, где бы мы не использовали этих благородных, грациозных и очень красивых животных.

Это интересно

Всего в мире насчитывается около 430 пород лошадей — это почти 58 миллионов особей. Так, в США 2,41 млн лошадей и пони обитают на более 63 тыс. фермах, а в ЕС насчитывается около 7 млн лошадей. В Монголии лошадь является частью повседневной жизни людей, поэтому там их — 3,4 млн. И это всего на 3,3 млн жителей.

Отдавая дань этим животным, утвержден даже Всемирный день лошади — 11 июля, что служит возможностью для активизации усилий по защите этого животного, который вносит свой посильный вклад в социально-экономическое развитие нашей планеты.

Тем не менее, во всем мире численность лошадей и объем конной отрасли сокращается из-за изменения нашего образа жизни и климата, а также давления на отрасль в силу экономических колебаний, экологических и прочих факторов.

Не избежала этой негативной тенденции также Латвия, Латгалия и Аугшдаугавский край. Если в прежние годы можно было увидеть пасущихся на полях и работающих на крестьянских подворьях коней, то теперь это большая редкость. А уж лошадь с жеребенком — и вовсе из области фантазии.


Наш регион исторически славился рысаками, которых завозили из Америки и России. Большей частью они бегали на ипподромах. Племенная работа в коневодства началась в Латвии в 1920 году, а латвийская порода окончательно была выведена в 1937 году, преимущественно, из местных лошадей. До Первой мировой их привозили, в основном, из Бельгии.


Выведенную свою породу лошадок назвали латвийской теплокровной, которая делится на две группы — упряжных и спортивных. В местечке Окти под Талси был организован государственный конезавод. В 1925 году в Светциемсе появилось второе государственное конехозяйство. Там выращивали лошадей для кавалерии и спорта. В свое время в Латвии насчитывалось до 400 тысяч лошадей — трудно даже представить, в 1990-х годах прошлого века — около 16 тысяч, по данным 2016 года — уже немногим более 10 тысяч, в том числе около 6 тысяч беспородных и пони, а сейчас и того меньше.


Но по мнению специалистов этой отрасли, хоронить латвийское коневодство преждевременно: «У него есть перспективы. Для этого надо разводить хороших и качественных лошадей». Но это лишь слова.


Увидим в зоопарке?

Лошадка уступила место железным коням и механизмам, на которых можно обрабатывать не маленькие земельные наделы, а сотни и тысячи гектаров земли. С одной стороны, хорошо, что гривастых не эксплуатируют нещадно, подстегивая кнутом и понуканьем, с другой — жалко, что лошадки своим присутствием редко теперь радуют наш глаз и греют душу, а, значит, возможностью общения с этими прекрасными животными.

Общий табун лошадей в Латвии нынче, вроде как, и немалый, но если поголовье этих животных будет столь стремительными темпами сокращаться и дальше, то, вполне вероятное, что конями мы скоро будем любоваться лишь в Рижском зоопарке или в частных структурах. По некоторым данным, годы назад в латгальских хозяйствах насчитывалось около 1000 лошадей, а в Рижском регионе — порядка 800. Сейчас таких доступных данных нет.

Помнится, а это лет так с полсотни назад, в каждой колхозной бригаде имелась конюшня с парой десятков животных, которые всегда были на подхвате. Они трудились в самом хозяйстве, а также использовались в частных подворьях.


Мы, мальчишки, летом, чтобы заработать себе на школьные принадлежности или велосипеды и мопеды, работали в колхозе - на лошадях, грабили сено и клевер, возили с полей лен и прочую сельхозпродукцию. Представить в то время отсутствие этих животных было просто невозможно.


С распадом колхозов, а потом и паевых обществ, некоторые крестьяне выкупили лошадок за паи и до поры до времени держали их в своих хозяйствах. Но позже, по мере активного внедрения в нашу жизнь техники, кони начали сдавать свои позиции, то есть их стали использовать на работах все меньше.


Дорогое удовольствие


Некоторые крестьяне за ненадобностью сразу от лошадей избавились, другие, несмотря на то, что содержание обходится в круглую сумму, как, например, мой одноклассник, проживающий в поселке Салиена, до последнего времени продолжали иметь коня исключительно для души. Но когда расходы стали не по карману, хозяин со слезами на глазах был вынужден расстаться со своим любимцем.


Мои соседи по хутору «Грантскални» Вецсалиенской волости Аугшдаугавского края после того, как паевое общество приказало долго жить, за паи приобрели коня по кличке Маэстро.

Мерин вносил огромный вклад в развитие приусадебного хозяйства до тех пор, пока соседи не обзавелись техникой. Мы, все кто жили рядом с ними, тоже пользовались услугами Маэстро — без него в округе было как без рук. Но со временем гривастый оказался не у дел.


Потом у соседей появился конь Орлик — тоже неплохая и послушная командам животина и, наконец, последней стала кобыла Машка — упрямая и своенравная скотина — в прямом и переносном смысле, для которой пахать борозды - что вдоль, что поперек — было без разницы, ибо никаких команд она не слушалась и на вожжи не реагировала. За это Машку и продали.


Хозяин усадьбы «Сармас» упомянутой волости Сергей Таевский тоже очень долго держал кобылу Зорьку, пока она не заболела. Животное эксплуатировали на хуторе более 20 лет, все это время оно было надежным и верным помощником по хозяйству: «На ней мы обрабатывали огороды, возили детей в школу, ездили в магазин и по другим нуждам, словом, без Зорьки мы тогда пропали бы. Не вручную же все было делать! Позже купили трактор и механизмы и нужда в кобыле отпала, поэтому ее пришлось продать».


Но есть в наших краях, в частности в Науенской волости Аугшдаугавского края, смелые и даже отчаянные энтузиасты, которые держат и разводят не единицы, а целый табун лошадок. Это руководитель Даугавпилсского приюта для домашних животных ветврач Оксана Бондаре и ее супруг - это отдельная история.

По цене «Мерседеса»

Как ни странно, несмотря на лошадиный кризис, в Интернете на соответствующем сайте размещены десятки объявлений о купле-продаже лошадей и пони.

Например, крупный 5-летний мерин и 4-летняя кобыла из Тукумса станут вам аж по 7 тысяч евро за голову, 9-летняя кобыла из Науенской волости стоит 6 тысяч евро, 5-летний конь из пригорода Риги обойдется в 5 тысяч евро, молодая кобыла (4 года) продается за 5 тысяч евро, а - литовской тяжеловозной породы из Краславы — 2950 евро, и так далее по ниспадающей.


Но если такие суммы покупателю не по карману, то можно приобрести гривастых по более умеренным ценам: кобылу — 2,5 года из Резекне - за 800 евро, спокойная рабочая 13-летняя лошадка из Краславы для пенсионеров обойдется в 750 евро, а за 400 евро — 25-летнюю животину из Даугавпилса. За такую же сумму в предместье нашего города можно купить ольденбургскую кобылу. Правда, ей тоже четверть века, но неоспоримым достоинством этой «девочки» является то, что она спокойная и дружелюбная.


Например, 13-летняя испанская пони-кобыла стоит аж 8 тысяч евро, как добротный подержанный «Мерседес», а ей уже, между прочим, 13 лет.


Но и лошадиное потомство по ценам нынче тоже «золотое»: великовозрастный жеребенок из Талси (4,5 года) — 4,5 тысяч евро, за жеребят из Резекне, 2025 года рождения, вы заплатите по 600 евро за каждого.

Объезд — дело серьезное

Как правило, старые кони готовы к любой работе: в повозке, к верховой езде, обработке огородов и прочим операциям. В свое время их добротно объездили и они свое дело знают хорошо. Отсюда и цены формируются.

В Скрудалиенской волости в усадьбе «Талскати» живет фермер Николай Буторин, а в Лауцесском самоуправлении на хуторе с одноименным названием его родной брат, тоже сельский предприниматель, Анатолий. В свое время родственники прославились тем, что активно занимались объездом лошадей - делом насколько редким, нужным и ответственным, настолько рискованным и опасным для жизни. Ведь не известно, как может повести себя по сути дела дикая, не знающая упряжи, и не подчиняющаяся командам объездчика, лошадь — ведь это сила, мощь и неукротимость, что может запросто убить человека.


В свое время братья много рассказывали мне о специфике своего уникального ремесла, акцентируя внимание на том - сколько люди платили за объезд своего гривастого, от этого и зависело качество работы. Если выкладывали 250 — 300 - в то время латов, что были деньги не малые и не каждому по карману, то на такую сумму добросовестно и объезжали лошадь, а если платили по 50 или 100 латов, то и качество объезда было соответствующим, то есть низким: от такого животного стоило ожидать чего угодно, вплоть до получения серьезного увечья.

И вот результат. Несколько лет назад в поселке Тартак Вецсалиенской волости плохо объезженная лошадь неожиданно дернула телегу, на которой складывала сено пожилая женщина, в результате чего она грохнулась с высоты воза на землю и сломала себе ногу и руку. А сына этой женщины та же буйная кобыла, вышедшая из подчинения, на большой скорости едва не разбила вдребезги вместе с телегой — от трагедии спасло лишь чудо. Хозяевам пришлось от этой лошади - убийцы срочно избавляться.


Но животные тут ни при чем. Все зависит от человека — насколько он добросовестно, ответственно и со знанием дела относится к воспитанию и содержанию своего гривастого подопечного.


 

Komentāri

Lai pievienotu rakstam savu komentāru, nav jāsniedz personiska rakstura informācija. IP adrese, no kuras rakstīts komentārs, ir zināma tikai LL redakcijai un tā netiek izsniegta trešajām personām.

Redakcija izdzēsīs neētiskus un rupjus komentārus, kuri aizskar cilvēka cieņu un godu vai veicina rasu un nāciju naidu.