В прошлом номере газеты «Латгалес Лайкс» мы рассказали о ситуации, когда журналист Латгальской студии Латвийского радио Тенис Быковский был изгнан с заседания рабочей группы Резекненской городской думы, которая обсуждала модель дальнейшей деятельности местных культурных учреждений. И как оказалось, независимые СМИ уже не первый раз сталкиваются с негативным отношением в данном самоуправлении. И, на мой взгляд, это тоже вопрос безопасности страны.
Свою историю работы с Резекненской городской думой в период правления мэра Александра Барташевича нам рассказала главный редактор местной независимой газеты «Rēzeknes Vēstis» Марина Тетаренко.
- В последнее время Резекне преследует один скандал за другим. Особенно напряженным в этом случае выдался конец уже прошлого года. Сначала ситуация с концертным залом «GORS», теперь история с журналистом Тенисом Быковским. Действия Резекненской городской думы уже осудили и Латвийская Ассоциация журналистов, и многие политические деятели. Но на самом деле, и вам это хорошо известно, журналисты с таким негативным отношением в самоуправлении сталкиваются не в первый раз, и в частности, вы, как главный редактор газеты «Rēzeknes Vēstis».
- К сожалению, я вынуждена признать, что отношение с городской думой именно под руководством Александра Барташевича все годы у нас сложные. Началось, наверное, все с того, что была создана думская газета, которая выходила сначала раз в месяц, а потом и каждую субботу. Естественно, зачем резекненцам выписывать местную региональную газету, когда в почтовом ящике каждую субботу есть самоуправленческая газета, где сообщается о том, что происходит в муниципалитете: какие приняты решения, какие компенсации и так далее. Поэтому, я считаю, это послужило такой нездоровой, несправедливой конкуренции для тех, кто действительно делает качественную журналистику.
- Но ведь по факту самоуправленческая газета — это не реальные новости, а чистой воды реклама местной власти?
- Да, используя ресурс самоуправления за деньги налогоплательщиков, эта не газета, а издание, претендующее на статус газеты, начало работу. Не было места ни критике властей, ни реальной картины жизни в Латвии. Это была первая «палка в колесе». Но, конечно, были и другие причины. Не нравилось местной власти то, что мы, будучи независимой газетой, какой и остаемся на сегодняшний день, высказывали свое мнение и критически относились к тому, что, по нашему журналистскому мнению, было сделано неверно, несправедливо, как например, снятие руководителей под предлогом утраты доверия. Мы, как газета, осуждаем, что с должностей беспричинно под формулировкой «утратившая доверие» снимаются высокие специалисты нашего города из ключевых организаций и предприятий самоуправления. Так была снята руководитель «Rēzeknes namsaimnieks», которая по конкурсу возглавила это предприятие, обслуживающее жилой фонд города. Должна отметить, что она очень добросовестно с огромной отдачей взялась за эту работу, и мы, как газета, радовались, что нам регулярно приходили сообщения о том, что и какие работы выполнялись. Это очень важная и полезная информация для наших читателей. Такая же участь постигла руководителя Социальной службы, «Rēzeknes siltumtīlki», а теперь и концертного зала «GORS». То есть это не единичный случай. И это дает основание делать вывод о том, что это целенаправленная политика руководства думы, которая заключается в том, чтобы убрать всех иных, не принадлежащих партии людей. И на эти должности исключительно ставятся свои партийные люди, либо люди, лояльные партии. Я же считаю, что такие предприятия должны возглавлять специалисты, высокие профессионалы в своей сфере. Поэтому наши критические статьи тоже вызвали негативный резонанс. После некоторых наших статей на официальной интернет-страничке Резекненской городской думы была опубликована в их понятии разгромная статья на Марину Тетаренко, то есть на меня, которая якобы это перевернула, это исказила. Однако моя статья основывалась только на конкретных документах, они у меня есть на руках, и на аудиозаписях, которые также у меня есть на руках.
В этом случае используется ресурс самоуправления, ведь этот пасквиль писал работник самоуправления, который получает зарплату из средств налогоплательщиков. Кроме того, ставится на официальный сайт муниципалитета какие-то распри и нападки на журналиста. Причем это искаженная информация. В ответ я написала мэру города письмо о том, что я считаю это сведением счетов, нападкой на журналиста, и если это продолжится, то я намерена обратиться в суд, чтобы защитить наши журналистские права. После этого нападки через сайт думы на нашу газету завершились. При этом я хочу отметить, что все эти годы работникам самоуправления было запрещено нам давать информацию. Это я говорю из собственного опыта, потому что когда приходишь к тому или иному работнику думы, то он прикладывает руку к сердцу и говорит: «Извините, со всем уважением, но если я вам сейчас что-то начну говорить, я лишусь работы».
- А как вы сейчас получаете информацию?
- У нас есть два источника: первый — это думская страница, которая сейчас перекочевала в социальные сети, второй — депутаты от оппозиции. Кстати, за все полгода, которые прошли после выборов в самоуправление мэр не счел нужным провести ни одну пресс-конференцию, за исключением последнего рабочего дня в прошлом году, когда поднялась волна на счет концертного зала «GORS». А ведь раньше у нас такие мероприятия были хотя бы раз в месяц. Кроме того, работники думы, скажу своими словами, они настолько запуганы, они боятся рот открыть, чтобы что-то высказать. Некоторые работники думы рассказывали, чтобы дать, например, через нашу газету соболезнование в случае смерти сотрудника или их близких, это нужно было делать в обход, чтобы мэр не знал. За все 13 лет мэр города через газету ни разу не поздравил жителей с Новым годом или любым другим праздником. Единственным исключением был период, когда Барташевич был не у власти. Тогда он вдруг нашу газету полюбил. Он охотно приходил ко мне в редакцию, чтобы дать интервью по какому-то волнующему вопросу. Он воспользовался моментом, когда у нас в январе, еще до начала официальной предвыборной кампании, публиковалась на страницах газеты политическая дискуссия. Мы свои вопросы задавали лидерам партий и бесплатно им предоставляли газетную площадь, чтобы они могли высказать свою точку зрения. Сейчас, как только он вернулся в кресло мэра, я понимаю, что наша «дружба» снова закончилась. Дума с 1 июля приступила к работе. В сентябре я отправила в самоуправление предложение ответить на вопросы к рубрике о жизни без политики «Без галстука», чтобы познакомить с новым составом депутатского корпуса. Вопросы я отправила на русском и латышском языке с приглашением, но ни председатель думы, который изначально обещал ответить на них, но почему-то замолк, ни другие депутаты, которые вошли в коалицию, до сих пор не соизволили ответить на них. Я неоднократно об этом им напоминала.В настоящее время, когда я звоню мэру города, он просто не поднимает трубку и не отзванивает.
Сегодня, да и все эти годы, информацией с нами делятся депутаты от оппозиции. Они предоставляют нам ту информацию, которая им доступна. Но и они тоже не всю информацию могут получить. Поэтому я благодарна депутатам от оппозиции, которые активно задают вопросы на заседаниях комитетов и думы, и которые затем разъясняют принятые решения. У нас в газете есть рубрика «Слово политику»и «Мнение депутата», но депутаты из правящих в Резекне ни разу ничего не озвучили.
Наша газета вступила в Ассоциацию региональных СМИ, где мы нашли и поддержку, и единомышленников в лице коллег из других газет, с которыми мы можем обсудить, как они живут, какая у них практика общения с местной властью. Я также вступила в Ассоциацию журналистов Латвии для того, чтобы была юридическая помощь и поддержка в случае угроз от самоуправления.
- А в этом есть необходимость?
- После моей нашумевшей статьи, которую затем тиражировали все латвийские СМИ, как в период финансового кризиса сорок человек, работников предприятия «Rēzeknes siltumtīkli», летали в Чехию для сплочения коллектива, заплатив 26 тысяч за это. Это было во время правления временной администрации в 2024 году. После выхода этого материала своих должностей лишились оба члена правления предприятия и исполнительный директор, так как он был представителем держателей долей капитала «Rēzeknes siltumtīkli». После этого на меня последовали нападки. Бывший руководитель предприятия подал на меня заявление в полицию, чтобы возбудить против меня дело за уничижение чести и достоинства, меня вызывали следователи на допрос. Естественно, нервы мне потрепали. При этом когда я писала этот материал, я четко знала, в какой экскурсионной фирме приобреталась услуга, сколько за нее заплатили, сколько человек ехало. У меня были документы на все это. Конечно, это дело закрыто, но неприятный осадок оставило.
- А что сейчас?
- Сейчас наш мэр стал интернет-блогером. Каждый понедельник в 6 часов вечера он сидит у экрана компьютера и оттуда вещает «тиктоковцам» и пользователем Facebook о том, сколько много хорошего и доброго сделано, типа отвечает на вопросы. Но эти вопросы из аудитории Tik-Tok ему пишутся письменно. Это аудитория, которая его воспринимает на «ура». Люди с критическим мышлением и те, которые читают «Rēzeknes Vēstis», на эти «макароны на ушах» уже не ведутся.
Но при этом мы не сдаемся, а надеемся, что критика будет самоуправлением услышана, и каждый будет делать свою работу. Нам, журналистам, предоставиться возможность получать к информации и добросовестно выполнять свое журналистское дело.
- Спасибо за беседу.
Фото из архива «Rēzeknes Vēstis».







Komentāri