Жителю Даугавпилсу Бернарду Белевичу 88 лет — возраст солидный, но на этом удивительном человеке он совсем не сказывается. Пенсионер энергичен и жизнерадостен, а его памяти остается лишь позавидовать. Вести беседу с ним можно на любую тему, причем безо всякой опаски, что тебя могут не понять. В свои почти 90 он водит автомобиль и с удовольствием трудится на даче. А еще Бернард талантлив во многих сферах жизни.
Четыре поколения
Читателям газеты «Латгалес Лайкс» Бернард известен тем, что принес в издание фотографии утки-альбиноса, которая недавно обитала на озере Губище, а автор этих строк написал об этом статью.
Родословная героя данного материала, начиная с прадедов, берет свое начало исключительно в Даугавпилсе. Получается, Бернард Язепович представитель своей династии уже в четвертом поколении.
Местом рождения самого Бернарда Язеповича, а также двух его родных братьев и сестры, является Грива. Досконально ветви своего генеалогического древа и истории жизни его представителей Бернард Белевич не знает, но, например, что касается прадеда, то его далекий предок погиб страшной смертью: «Он пас быков, привязав одного из них к своей руке, чтобы не убежал. Животное чего-то испугалось и понеслось, по земле волоча за собой пастуха. Освободиться от смертельной ловушки прадед при всем старании не смог или не успел, поэтому бык разорвал его на куски».
А дед Бернарда Михаил с бабушкой Юлией во время революции 1917 года эвакуировались в российский город Сызрань, затем, когда все успокоилось, бабушка возвратилась в Даугавпилс.
Бернард также помнит, как она рассказывала про горы арбузов в Сызрани, по которым лазали дети и несметное количество осетров в тамошних реках: «Но самое главное, когда она собралась плыть сюда на корабле, у нее умер ребенок и поэтому поездку пришлось отложить. Это ее и спасло потому, что по пути следования корабль был взорван, и все пассажиры погибли. Получилось, что ценой жизни ребенка бабушка спаслась. Когда она прибыла сюда, я уже был мальчишкой. Вскоре нас постигло горе. В 1955 году в 45-летнем возрасте умер папа Язеп и все заботы о нас легли на плечи мамы и мои: брат учился в техникуме и его решили не трогать, а меня пришлось оторвать от школы. Но мы справилась, все выросли достойными людьми. Кстати, наш папа был музыкантом и в составе самодеятельного вокально-музыкального ансамбля прекрасно играл на гитаре».
Токарь, слесарь, плотник...
После окончания средней школы Бернард трудоустроился в Даугавпилсское вагонное депо. По его словам, работа там была каторжной, так как ему, на тот момент 16-летнему мальчишке, приходилось целую смену таскать тяжести: «Все детали весили под 15 - 20 кг, подъемных механизмов не было, в цехе стоял холод, даже вода замерзала, а стены покрывались инеем, отдыхали рабочие лишь в воскресенье, а в отпуск уходили всего на 2 недели. За три года работы в депо я приобрел ревматизм сердца».
Но это было лишь началом жизненного пути нашего героя. Его трудовой стаж составляет почти полвека: он трудился на комбинате благоустройства в конторе по изготовлению надгробников, в похоронном бюро, где приходилось заниматься малоприятным , но нужным делом - погребением бездомных людей, на солидном тогда предприятии «Балттрансстрой» по сооружению всевозможных объектов и жилых домов, которые стоят до сих пор, напоминая Бернарду о временах его рабочей молодости. Успел он также отличиться слесарем на АК-7, здесь же получил права водителя, благодаря чему строил дорогу в Слободку: «Сейчас об этом страшно вспоминать. В земле мы находили горы костей и даже черепа, а также шинели с нашивками от формы польских солдат. К сожалению, никто тогда не занимался изучением и достойным погребением останков. Их находили и опять техникой зарывали. Так они там и покоятся. Также помню, в том месте стоял цыганский табор. Цыгане появлялись летом и жили, а зимой босые по снегу играли в футбол».
В передвижной лаборатории релейной службы Бернард тоже оставил трудовой след. Но, несмотря на большое число мест работы, он никогда не относился к людям, ищущим легкого пути, напротив, трудился простым рабочим на самых ответственных участках, выполняя очень нужные в этом месте операции, причем на высочайшем профессиональном уровне. В отсутствии токаря быстро освоил это ремесло, как и другие профессии. Даже когда Бернард в 1998 году ушел на пенсию, его просили оказать помощь, благо всех специальностей, которыми он владел, не перечесть, как не сосчитать число поданных им рационализаторских предложений, за что не раз был отмечен знаками трудовой доблести и прочими регалиями. Он также успел заочно закончить Вишкский сельхозтехникум.
Голуби — это любовь!
Эта тема стоит особняком в жизни Бернарда и потому для него очень памятна. Сизекрылых Бернард начал разводить в 8-летнем возрасте, когда семейство Белевичей жило на Гриве: «В те времена в Даугавпилсе голубятников было очень много - это было модно. Для начала я приобрел парочку домашних — обычной породы, которых мы покупали на «толкучке» - блошином рынке в районе Нового Строения».
Потом Бернард купил парочку почтовых голубей. Чтобы проверить, насколько хорошо они ориентируются на местности, хозяин специально отвозил их подальше от дома, например, в Резекне или другой город и выпускал: «Не успевал я возвратиться, как они уже ждали меня на Гриве. Позже я обзавелся николаевскими тучерезами, которые могли часами парить даже выше кучевых облаков, потому что у них особое оперение крыльев и хвоста. Я наблюдал за ними из собственноручно сооруженной подзорной трубы».
Еще в коллекции были голуби, которые кувыркались в воздухе. Иногда они настолько увлекались высшим пилотажем, что, увлекшись, даже врезались в землю. Всего в голубятне было около 40 голубей. Но наступило время, когда с пернатыми пришлось расставаться. На Гриве их можно было держать — условия позволяли, но Бернард получил квартиру: «С болью в сердце и тяжелой душой я их продал. Потом мама не раз звонила, мол, птицы опять вернулись на привычный им двор и просила, чтобы я возвратил их обратно. А они снова прилетали. Дело в том, что у голубей очень развито чувство дома, где они обитают. Кстати, это единственная в мире птица, которая после выведения птенцов, первые три дня кормит их молоком — оно вырабатывается в зобе». Помимо голубей Бернард также держал других птиц и животных: сову, ворон, хорька, ежей...
Ну и родословная!
Помимо Бернарда в семье супругов Белевичей было еще два сына — старший Язеп, сейчас ему 90 лет и он живет в Даугавпилсе, младший Станислав, которому 80 лет — он также даугавпилчанин и сестра Ирина 1946 года рождения — тоже пребывает в нашем городе. Это в своем роде уникальный случай, когда родные братья и сестры, появившиеся на свет в одном месте, дожив до преклонного возраста, здесь же в добром здравии продолжают свою полноценную жизнь, общаясь друг с другом, помогая и поддерживая. Если суммировать их возраст, то получится почти 350 лет. А их родных и близких вовсе не сосчитать.
Со своей супругой Яниной Бернард познакомился в далеком 1965 году на танцах в тогдашнем ДК — ныне Доме Единства: «Все было классически. Она мне сразу приглянулась, я назначил день свидания, некоторое время мы гуляли, а затем сказал, мол, что мы будем тянуть, давай узаконим наши отношения, что мы, сыграв свадьбу, и сделали».
В итоге вместе Янина и Бернард уже 60 лет — бриллиантовый юбилей, но мечтают дожить до железного — 65 и даже благодатного — 70, что при их активном образе жизни вполне возможно.
У Бернарда и Янины двое детей — сын Анатолий и дочь Элана. Анатолий закончил латвийскую медицинскую академию, работал и продолжает трудиться в разных медучреждениях, сейчас с семьей живет в Клайпеде, а Элана, которая замужем, находится в Англии и работает в знаменитой корпорации «Amazone». Наследники Янины и Бернарда тоже имеют детей и внуков.
Есть что вспомнить
Янина Стефановна всю жизнь трудилась учителем русского языка и литературы, латышского и немецких языков. В советское время ее, как лучшего преподавателя, даже отправили в Чехословакию учить тамошних учителей русскому языку.
Супруги часто перебирают свою жизнь. Например, как они на «Запорожце» - машине далеко не класса «люкс», которого за его внешнюю как бы сутулость называли «горбатый», исколесили всю европейскую часть Советского Союза: «Мы впереди, дети сзади, а наверху — в багажнике 2 канистры бензина и вещи. Ночевали в палатке, где придется. И мы были счастливы! А сколько впечатлений получали за время таких путешествий!».
В данный момент пенсионеры с нетерпением ждут весны, когда они смогут отправиться на свою дачу «Saulīte», которая находится в направлении Краславы, чтобы все лето и до глубокой осени находить там удовольствие в отдыхе на природе и работе на огородике.
Кроме всего Бернард умеет еще и фотографировать, поэтому в семье накопился огромный архив снимков, которые супруги иногда любят просматривать и обсуждать, благо есть что.








Komentāri