„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2025. gada 20. janvāris
Pirmdiena
Aļģirds, Aļģis, Oļģerts, Orests
+0.8 °C
daļēji mākoņains

История 2-ая: Адамова

Эта картина отличается от других - у нее 2 автора! Поэты и живописцы - большие индивидуалисты, чрезвычайно редко бывает, когда они вдвоем или втроем сочиняют хайку или пишут портрет.

Станислав Крейц и Витолд Свирский Даугавпилсскому краеведческому музею1 подарили совместно написанную картину "Латгале"2. Это случилось 17 июля 1959 года в рамках проходившего в Даугавпилсе Латгальского праздника песни. На картине изображен красивый пейзаж Адамова озера. Эта красота не на уровне их деревни, а такая, ухх, как говорится - общерегиональная!

В сентябре 1936 года в Резекне прошло грандиозное мероприятие - Второй Латвийский праздник урожая! Его посетили около 170 000 человек, построена огромная эстрада и павильоны, поставлены спектакли, организованы выставки и т. д. В рамках этого праздника Карлис Улманис и другие высокопоставленные лица посетили красивое место возле Резекне. "В Адамове была выставка осеннего урожая - из окрестных поселков и подворий на встречу с Вождем народа приехали сотни человек - все были в приподнятом настроении и нарядились в праздничные одежды, а у девочек в косички были вплетены красно-бело-красные ленты. Улманису в Адамове очень понравилось - сердечный прием, поездка на лодке на один из островов Адамова озера, посадка дуба на высоком берегу озера. Он был в восторге от красоты природных окрестностей, но никак не мог смириться, что у такого красивого места может быть такое невзрачное название - какая-то там Адамова! Президент предложил переложить название этого красивого места на латышский лад и предложил свой вариант - вскоре в прессе Адамову начали называть Калнэзерсом. Посаженный Улманисом дуб до сих пор растет и ветвится, а у его подножия можно увидеть камень с надписью: Земля и работа - это основа нашего благополучия (Карлис Улманис)".3

В послевоенные годы название Калнэзере утратило свои позиции, еще какое-то время сохраняло себя в названиях почты и школы, а советская власть вернулась к прежнему, поскольку усмотрела политический контекст в новом названии. Другие переименования того времени (напр. Робежниеки, Силмала, Межциемс, Эзерниеки) пережили советские времена и живы по сей день.

Есть большая вероятность, что Адамова - это топоним политического происхождения, образованный от имени собственного Адам. Возможно, этот встречаемый во многих местах Латгалии топоним каким-то образом связан с польским поэтом Адамом Мицкевичем (1798-1855), поскольку этот литературный деятель уже в 30-е годы 19-го века стал символом национального освобождения поляков. Его именем часто называли новорожденных детей, использовали при создании разных топонимов (названий поместий, полупоместий и др.) - таким образом проживавшие в Российской Империи поляки легально, но понятно для окружающих демонстрировали мечту восстановить Польское государство. Адам Мицкевич учился в Вильнюсе, работал в Каунасе, ездил в Санкт-Петербург мимо и через Инфлянтию, поэтому в географическом и культурном пространстве Латгалии его имя не является чужеродным или абстрактным.4

Таденавское (Тадеушхофское, Тадеушовское) полупоместье, где родился Янис Плиекшанс, названо именем главного героя поэмы Адама Мицкевича "Пан Тадеуш"5 или в честь польского национального героя Тадеуша Костюшко.6

Во время Латгальского праздника песни (1925) в Адамове побывал президент Янис Чаксте, частым гостем здесь был Народный министр благосостояния Владислав Рубульс и др. Целью поездок чаще всего было посещение детского приюта, открытого в здании бывшего поместья в 1919 году. В приюте-школе в 30-е годы 20-го века активно действовал 763-й Адамовский мазпулк, у них была своя библиотека, выставочный зал с картинами Петериса Смагунса7 и других художников. В школе часто проходили поэтические вечера, театральные постановки.

Здания Адамовского поместья, два из которых сохранились до наших дней, построены с 1847 до 1859 года. Когда в Латгалии отменили крепостное право и между крестьянами стали делить землю для выкупа, Адамова принадлежала Натхофтам.8 Последние владельцы поместья - семья Карауловых9 - похоронены в каплице возле православного храма в Резекне.

В неспокойное время, 1905 - 1907 годах, в Адамовском поместье размещался эскадрон Даниловских драгунов.

 


"Taj klòt pi Odumovas mujžas Daukstes ustobiņâ, kuram div jaunas mejtas, milòjòs ar aļtiņu Biksiniku pujši: Romuļans un vel kajdi divi. Bet tymâ pat dinâ Odumovas draguni beja saúduši, ka pi Daukstes tàva ir sòldons ols un vèl divi skajstas mejtas, obi divi krùdzinicas, un sanòk ar ols dzertu. Bet šim kompanija varbyut napatejk, tad pajem un nuper sajminiku ar vysim visim. Tajdâ nalajmê sajminica sauc Škeņovišus paligâ, ar nu ols golda. Bet šù rejzi draguni paròda vysu sovu tykumu: nupèruši ar Škenevišu pujšus, kuri tajsnibu sokùt jim nikò ļauna nadarija, izkrota jùs mokus un nu Lòcana atjem 50 rubļu naudas".10

 

5 ноября 1906 года (по старому стилю) 3 драгуна из Адамовского поместья везли в Резекне арестованного бунтаря,11 органиста Элеонорвильского прихода Яниса Гаевского (1886 - 1906), но на краю шоссе возле поселка Кривини "nu ceļa nusagrizia kryumiņûs. Tiuleņ pec tō nùrejbèja sòvini" ("с дороги свернул в кусты. Сразу после этого прогремели выстрелы").12 Сейчас в этом месте возле самого перекрестка Резекне-Карсава и объездной дороги находится мемориальный камень Янису Гаевскому.13

В начале 20-го века Адамова "было курортом с водами всемирно известного источника Св. Елены. Источник найден в 1905 году и назван именем жены владельца поместья генерала Караулова. После проведенных на месте анализов профессором Войславом из Берлина в водах источника обнаружен богатый состав минеральных веществ, из-за чего он причислен к группе щелочно-солевых минеральных вод. Кроме того ученые установили, что эта вода имеет специфическую радиоактивность. С того времени воды источника стали использовать в лечебных целях и для питья. За очень короткое время он стал известен не только в бывшей России, но и за границей, особенно в Германии, где в университете проф. Бикель и доктор Тогани из института патологии этим водам, названным "Кристальными", посвятили специальные лекции, которые затем разместили в журнале "Zeitschrift für Balneologie" ("Журнал бальнеологии"). Владельцы источника впоследствии установили мраморный фонтан, разбили вокруг него сад, построили беседку, куда обычно приходили отдохнуть и насладиться освежающей водой из источника больные богачи и аристократы, съезжавшиеся сюда со всех концов света. На островах озера был сделан зоологический сад с разными экзотическими птицами и животными, а в парке поместья проложены дорожки и поставлено несколько беседок, куда по вечерам гости приходили слушать соловьев".14 В конце Первой мировой войны источник был разрушен и позже прежним образом его уже не использовали.

В этом красивом месте в 1998 году с 19 до 26 июля проходил лагерь 3х3. Его 206 участников радовали и обучали Антон Кукойс, Илона Салцевича, Янис Стрейчс, Роберт Мукс, Оскар Сейкстс и др. Сторонник парадоксов и медитативного стиля Роберт Мукс позже мне рассказывал, что слушал Оскара Сейкста, но ничего не понял ни по содержанию, ни по лингвистике!

В Латгалии есть не одно, а минимум 8 мест с названием Адамова, но особенно популярны два: выше мною описанное и другое, расположенное на берегу Даугавы возле Краславы.

Жители Южной Латгалии, если слышат название Адамова, обычно представляют место возле реки Ликтеньупе. Журналист Анна Рускуле, когда писала о даугавпилчанах Марте и Хольгерсе Фолкманисах, как бы между прочим добавляет, что "любимым местом отдыха молодых людей является Краслава, село, Адамовская тропа".15 Здесь тоже когда-то было поместье, но уже много десятков лет это место радует посетителей сильным течением реки, большими валунами и крутым берегом.

 


1. Директором в то время была Регина Паукште, а в названии музея было только слово краеведческий.

2. Latgolas lītiškōs mōkslas izstōde // „Latgolas Bolss", 29.08.1959.

3. Matisovs I. Klejojumi pa maziem ceļiem // „A12”, 2020., Nr. 4.

4. Osmanis J. Ādams Mickevičs Latvijā // „Karogs”, 1974., Nr. 1.

5. Rainis. Kopoti raksti. 4. sēj. – Rīga: Zinātne, 1978., 334. lpp.

6. Upītis J. Pa Raiņa dzīves takām // „Karogs”, 1968., Nr.8.

7. Liepa V. Pagātnes portretējumi – Daugavpils: Saule, 2010., 230.–252.lpp.

8. Krievijas Valsts vēstures arhīvs; fonds 577., apraksts 4., lieta 1137.

9. Valsts zemes fondā.. // „Valdības Vēstnesis", 23.05.1923.

10. Myusu zemnìku atturiba un dragunu tykumi // „Auseklis", 29.09.1906.

11. Anspaks A. Revolucionārā cīnītāja Jāņa Gajevska bojā eja // „Ļeņina Karogs", 05.07.1988.

12. Rezekne 5 Novembra // „Auseklis", 17.11.1906.

13. Есть версия, что застрелен и похоронен в Галенах.

14. Ed. K. Sv. Helēnas avots Kalnezeros // „Daugavas Vēstnesis", 13.01.1940.

15. Ruskule A. Marta un Holgers. Jaunākie Folkmaņi starp Rīgu un Daugavpili // „Latgales Laiks”, 06.11.2020.