Анна Морено с сыном Дейвидом в Латвии живет с апреля прошлого года, до этого 11 лет провела в Ирландии. Слово «ремигрант» можно отнести только к Анне , поскольку Дейвид родился в Ирландии. «Даже не знаю, что сейчас для него родина, какая будет его земля детства…», – размышляет Анна. Опыт семьи Морено показывает, что именно сыну, а не Анне, прожившей в Латвии большую часть своей жизни, начать новый этап здесь оказалось легче.
Анна нашла время для разговора в субботу утром, сразу после занятия йогой в Илукстском детско-юношеском центре. У Дейвида в это время тренировка по футболу на Илукстском стадионе, свободой и независимостью друг от друга в Латвии наслаждаются и мама, и сын. «Живем в центре города – все необходимое близко. Мне остается только его утром разбудить, потом отправляемся каждый по своим делам», – Анна говорит, что в Ирландии ребенка младше подросткового возраста запрещено оставлять одного дома после школы. Это значит, что родителю нужно быть готовым самому забирать своего ребенка после уроков (обычно это около 13:00) или нанимать няню. В Латвии об этом волноваться не нужно.
На заработки за границу, взяв с собой двух старших сыновей, Анна отправилась незадолго до финансового кризиса, но вернуться в Латвию ее больше мотивировала не ситуация в стране, а в семье. В Илуксте живут родители Анны, брат с семьей, друзья и знакомые, а самое важное, старшие сыновья после окончания колледжа в Ирландии сами вернулись в Латвию. Один из них сейчас служит в Латвийской армии, другой учится в Рижском техническом университете. Возможно, в ближайшем будущем из Ирландии на родину вернется сестра Анны с семьей, которая сейчас наблюдает за опытом Анны, чтобы решить – вернуться или остаться.
Возможности
бесплатного образования
Анна подчеркивает, что самые главные преимущества, связанные с переездом, касаются не ее саму, а младшего сына. Спустя месяц после переезда Дейвид начал посещать тренировки по футболу вместе со сверстниками, поэтому уже летом у него появились друзья, и он освоил основы латышского языка. «Сначала спросила у тренера – сколько нужно будет платить?» – Анну удивило, что в отличие от Ирландии, занятия футболом здесь бесплатные. Дейвид тоже с первых соревнований приехал в восторге – маме не нужно волноваться о том, поел ли он, как добраться домой. Воспитанники спортшколы могут раз в неделю бесплатно посещать бассейн, Дейвид еще ходит на занятия хип-хопом.
Начало школьных будней не доставило проблем маме, она особенно рада, что благодаря учителям Дейвид быстро и успешно выучил латышский язык. Поскольку школа в Ирландии начинается с 4-х лет, Дейвид уже два года учился там, но недостатка или избытка знаний по предметам по сравнению с местными детьми он не испытывает. Одному из старших сыновей Анны с образованием ирландского колледжа не сразу удалось поступить в вуз, но после сдачи соответствующих экзаменов все получилось.
Не задекларирован – квартиры не будет
Возвращению семьи Морено помогла поддержка близких людей, оставшихся в Латвии. «Сначала чувствовала себя потерянной. В решении бытовых вопросов, например, к кому обратиться, чтобы сделать ремонт, самым важным человеком для Анны с Девидом, как и пару лет назад для ее старших сыновей, была бабушка. Поскольку у нее есть дом, первые месяцы после возвращения можно было не беспокоиться о жилье. Когда Анна начала искать квартиру, им с сыном пришлось столкнуться с трудностями – бюрократическими преградами. В Илуксте Анна живет с 5-летнего возраста, за исключением последних 11 лет в Ирландии. Стоит отметить, что задекларирована она там была только 3 последних года до возвращения. «Ходила в краевую думу, просила помощи, но мне ответили, что не была здесь задекларирована, поэтому мне не могут предоставить квартиру самоуправления в Илуксте еще минимум год». Подходящую для аренды квартиру в Илуксте тоже не удалось найти, поэтому пришлось взять кредит, чтобы купить жилье.
Учитель должен знать государственный язык
Анна говорит, что Дейвиду не составило труда освоить латышский язык. У нее самой совершенно противоположный опыт – поскольку 11 лет в Ирландии не приходилось пользоваться латышским, навык языка утрачен. «Нужно только повторить, а не учить заново, но пока возможности нет. Я готова посещать курсы, но пока таких не нашла», – говорит Анна. Сразу после возвращения она начала работать продавцом, для этой работы она вспомнила пару фраз, но этого не достаточно, чтобы вернуться работать учителем. «По образованию я учитель английского языка, поэтому рассчитывала вернуться в школу, но мне ответили, что за эти годы я потеряла квалификацию», – говорит Анна. Потом повезло – удалось найти работу на частном предприятии, организующим курсы английского языка. «Обучаю в основном русскоязычных, это значит, что латышский в будни повторять негде». Также немного беспокоит то, удастся ли заработать пенсию, поскольку зарплату сейчас ей выплачивают в виде гонорара, что означает отсутствие социальных гарантий. «Я оптимист и верю, что все будет хорошо, но опыт, что здесь нас вовсе никто не ждал, остается», – сказала Анна, отметив, что даже приходилось отвечать на вопросы местных жителей Илуксте и Даугавпилса: зачем вообще возвращаться? Так же как у диаспоры в Ирландии о жизни в Латвии, так и у жителей Латвии есть много неверных стереотипов о жизни за границей. «Главное, что хотела бы сказать обеим сторонам – не нужно разлучать семьи. Если ехать, то всем вместе», – подчеркнула Анна, напомнив, что именно поэтому и вернулась – чтобы быть с семьей.
Вернуться домой
При поддержке Совета министров Северных стран «Латгалес Лайкс» начинает серию статей: беседы с земляками, вернувшимися из других стран в Латвию, отправится навестить земляков в Ирландию, будем писать о проблемах внутренней миграции и интеграции, опираясь на реальные истории из жизни.
Весной этого года Министерство охраны среды и регионального развития (МОСРР) начало реализацию пилотного проекта «Региональный координатор ремиграции», или PAPS – аббревиатура девиза этого проекта «Поможем вернуться в свой двор». Проект предусматривает поддержку уехавшим семьям, чтобы они могли вернуться в Латвию.
Чтобы начать целенаправленную работу по ремиграции, МОСРР в 2018 году создало сеть из 5 региональных координаторов по ремиграции. Главная задача региональных координаторов – общаться с потенциальными ремигрантами и выяснить их нужды, подготовить соответствующие предложения о возможностях работы и жизни в Латвии.
Координатор в Латгалии Астрида Лещинска,
э-почта latgale@paps.lv, тел. 65423801.
На реализацию пилотного проекта в 2018 году выделено финансирование из госбюджета в размере 425 699 евро.
С начала осуществления проекта в марте подготовлены
1172 предложения, состоялась коммуникация и обратились за помощью 1132 семьи, 124 семьи вернулись в Латвию
(30 их них в Латгалию), а 110 семей планируют вернуться.