В Даугавпилсе эту пару знают все, кто принимает участие в организации крупных городских мероприятий. Фестиваль военной реконструкции в крепости, праздник улицы Ригас, балы в вечерних платьях и фраках – это лишь часть тех творческих инициатив, в которых участвуют Ирена Войтане и Олег Фолегманис. Но всего несколько лет назад они не были уверены в том, что вернуться в Латвию.
Из Риги на периферию Даугавпилса
Ирена и Олег вместе уже почти 20 лет, хотя нашли друг друга совсем не в юные годы. Интересно, что Ирена впервые увидела Олега, когда ей было 16 лет - он был директором крупной фабрики в Риге. «Как будто Ален Делон сошел с обложки – я просто остолбенела», - признается она. - Я тогда подумала – вот бы мне судьба принесла такого мужчину. И что вы думаете? Это произошло через 36 лет! Одним словом, главное – терпение».
Сама Ирена родом из Илуксте, тогда как Олег свои молодые годы провел в Юрмале и Риге. Долгое время они прожили в столице, где занимались флористикой, озеленением и строительным бизнесом. Через какое-то время они захотели приобрести себе дачу, сделать инвестицию в недвижимость. И Ирену потянуло на родную сторону. Домик в даугавпилсском микрорайоне Межциемс стал настоящим испытанием для пары, так как в начале 2000-х здесь, в основном, жили малообеспеченные люди. Дома и земля почти ничего не стоили. Так началась эпопея по восстановлению жилого объекта, который ранее принадлежал известному даугавилсскому педиатру Арнольду Калниньшу.
Так выглядел дом на момент покупки.
Изначально домик в Межциемсе использовался только для летнего сезона, но через какое-то время пара поняла, что для их деятельности найдется место и в Даугавпилсе. В один прекрасный день они погрузили два больших грузовика с разными приспособлениями и растениями и привезли все это сюда. Территории у озера Шуню, Ругели, Стропы и другие стали для столичной четы местами работы по благоустройству. Межциемс также постепенно стал превращаться в тихий, приятный для жизни район. Так продолжалось до 2010 года, когда у Ирены и Олега в Англии родился внук. В условиях кризиса, сокращения рабочих объектов и кредитных обязательств, они решили попробовать отправиться на заработки заграницу.
Английский «День сурка»
Местом назначения оказался города Стратфорд-апон-Эйвон – родной город Шекспира и один из важных туристических центров Великобритании. Первой туда отправилась Ирена, а затем Олег, который, однако, не смог прожить там дольше года. Его дама сердца все же сумела обосноваться среди англичан и постепенно стала подниматься по карьерной лестнице: от уборщицы до управляющей домом миллиардера.
Главной сложностью, конечно, стал язык. Каждый, кто хотя раз бывал в Англии, знает, что даже при наличии хороших знаний английского уметь общаться с британцами порой бывает непросто. В каждой области страны имеются свои наречия, и в некоторых (например, Ливерпуль или лондонский сленг кокни) иностранцы могут просто растеряться. Ирене и Олегу тоже было непросто. Олег, в конце концов, бросил надежды выучить английский на серьезном уровне, но Ирене это все же удалось.
Уборка лесной полосы вместе с активистами общества «Межциемс».
В общей сложности Ирена проработала в Стратфорд-апон-Эйвоне почти 5 лет, и эти годы были отмечены разными интересными наблюдениями. Первый казус был связан с поиском работы. Ирена честно расписала свое CV, отметила, что в прошлом владела несколькими магазинами флористики. Но по совету дочери она сократила резюме до формулы «образование 4 класса, много лет работала уборщицей» - и предложения по работе повалили сразу же. Во-вторых, у англичан имеется свое особое, сложно понимаемое чувство красоты. Ирена долго не могла осознать, каким образом они создают свои знаменитые парки и как составляют букеты. В-третьих, и пара убедилась в этом на своем опыте, каким бы специалистом ты ни был у себя дома, в Англии ты будешь начинать с самых низов, и лишь через какое-то время тебя могут поднять в должности. Не последнюю роль в этом играет и оригинальность исполнения работы, адекватное реагирование на свои ошибки.
Среди всего прочего, латвийцев сильно огорчал ритм жизни англичан. Одна сплошная рутина день ото дня, этакий День сурка при действительно приятном заработке. Так Олег, хотя и не являлся профессиональным каменщиком, мог зарабатывать по 100 фунтов в день. Но постоянные, непроходимые толпы туристов (в Стратфорд-апон-Эйвоне – по 2-3 млн в год), напускная вежливость местных жителей и одни и те же дела каждый день накапливали душевную усталость и тоску по дому. Погода также не радовала – 7 месяцев постоянных дождей и пронзительного холодного ветра. Но положительным моментом было присутствие родных, а также наличие небольшой латышской «тусовки» в Королевском Шекспировском театре, где костюмерной заведовала Надежда из Лиепаи, а главным охранником был Янис из Риги. Перед самым отъездом работодатель предложил Ирене серьезное повышение заработной платы, но она больше не могла сопротивляться зову родной страны.
Будет жилье – будет куда возвращаться
Одной из многих причин, по которой Олег и Ирена решили вернуться, являлся произвол арендаторов, которым они сдавали дом в Межциемсе в безвозмездное пользование. За время их отсутствия они устроили в уютном жилье цех по переработке мяса. При этом сам дом и его окружение находились в запущенном состоянии, вокруг все заросло травой. Вернуть все в прежний вид стоило немало сил и времени.
Вместе с тем само возвращение было подобно глотку свежего воздуха. За время отсутствия пары Даугавпилс привели в порядок, были отремонтированы многие дороги. «Неправда, что в Даугавпилсе ничего не меняется, - подчеркивает И. Войтане. - Те, кто уезжал на несколько лет и вернулся, не могли не заметить изменений».
Особо приятным для Ирены и Олега оказался тот факт, что за время их отсутствия преобразилась Даугавпилсская крепость. Интересно, что первые позитивные впечатления по возвращению из Англии у их связаны именно с этим местом, так как в рамках первого фестиваля военно-исторической реконструкции «Динабург 1812» они занимались нарядами для «офицерских жен». После этого проследовала работа по созданию экспозиции старинных платьев «Сундук воспоминаний», городских украшений на Новый год и Рождество, проведения балов в стиле ампир, создания общества «Межциемс», открытие художественной галереи «Белый конь» и многие другие инициативы.
Олег и Ирена на Балу Марты в 2018 году.
На вопрос о том, как побороть эмиграцию из Латвии и вернуть земляков, пара дает весьма неожиданный ответ: дать людям жилье. По их наблюдениям, живущие за границей латыши, русские, поляки из Латвии - все считают себя латвийцами, и большинство из них хочет вернуться домой. Но препятствием к этому является незнание местного рынка недвижимости и возможностей для реэмигрантов.
«Я не знаю, как правильно сформулировать эту потребность в юридическом плане, но я точно знаю, что у самоуправлений Латвии имеется огромный резервный фонд жилья и земли, - утверждает Ирена. – Многие дома и квартиры стоят и гниют, никому не нужные. Не знаю, как проконтролировать возможные злоупотребления такой «раздачи», но уверена, что людям это действительно нужно».
Главным страхом для уехавших латвийцев является страх болезни – медицинские услуги и страхование здоровья за границей стоят очень дорого. Поэтому все приезжают лечиться назад в Латвию. Однако при этом они не успевают узнать, какие возможности есть для полноценного переезда на родину. Многие образованные люди могут работать из дома, через интернет. Но вот подыскать себе дом, да еще на нормальных условиях договора – задача, на которую у мигрантов иногда просто нет времени.
Для справки
Большим недостатком жизни в Англии Ирена и Олег считают минимализм жилых и рабочих пространств – нашему человеку хочется больше простора.
Накопить деньги после уплаты платежей (аренда, коммунальные услуги, еда) является в Великобритании очень непростой задачей. На первых порах реальные накопления не превышают 100-200 евро в месяц.
При всем своем благосостоянии Туманный Альбион – страна скромных людей. Многих миллионеров и миллиардеров нельзя отличить в толпе чисто по внешнему виду.
Большое отличие Латвии от Англии – чрезмерно раздутый бюрократический аппарат в самоуправлениях. Например, в Стратфорд-апон-Эйвоне (агломерация более 10 000 человек) в местной управе работает всего 10 чиновников.