„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2025. gada 29. janvāris
Trešdiena
Aivars, Valērijs
+4.7 °C
apmācies

Дом есть дом LV

Не за горами тот день, когда эта красивая пара станет супружеской. Наталья Блажевич и Александр Милаш симпатизировали друг другу еще в школе, но их пути разошлись. Они встретились случайно 2 года назад в Краславе. Наташа к тому моменту вернулась из Англии и обустраивала свою жизнь в родном городе, Саша приехал на пару недель в отпуск из Дании. Эта судьбоносная встреча круто повернула жизнь Александра – он вернулся в Краславу, чтобы больше не расставаться со своей любимой.

Любовь — движущая сила

Наталья, прожившая в Англии 7 лет, арендовала помещение в центре Краславы и открыла салон красоты, где является не только администратором, но и мастером по коррекции бровей. По словам девушки, заграничный опыт пошел ей на пользу. Свое мастерство она оттачивала в салоне красоты в небольшом городке Хемел Хемстед вблизи Лондона. Это место работы ей досталось не сразу. Несколько лет ушло на изучение языка и переподготовку, поскольку профессионального уровня, полученного Наташей в Рижском техникуме моды и стиля, в Англии оказалось недостаточно.

Время, проведенное на Туманном Альбионе, запомнится Наталье на всю жизнь. Первую работу, как и большинство наших соотечественников, она получила через агентство по трудоустройству. Убирала гостиничные номера, трудилась на продуктовом складе – бралась за все, что предлагал работодатель. Адаптироваться было непросто. Требуемый объем и темп работы поначалу изматывали так, что приходилось собирать всю свою волю в кулак. Быт наладился тоже не сразу. Мало кто может ощущать себя комфортно, поселившись в доме с незнакомыми людьми.

«Не могу сказать, что работа в салоне красоты не приносила мне удовлетворения. Я видела довольные лица своих клиентов. Англичане, в большинстве своем, вежливые люди, ценящие старательное и внимательное к себе отношение. И тем не менее, у них другой менталитет, под который нужно подстраиваться. Шло время, и я все чаще ловила себя на мысли, что хочу вернуться домой, к родным и близким людям», - рассказывает она. И от англичан Наталья не раз слышала «home is home» - «Дом есть дом».

Александру, в отличие от Натальи, повезло больше. В Копенгагене для него сразу нашлось место по специальности в одном из японских ресторанов. Конечно, и ему было непросто адаптироваться к новой среде. Но в итоге, под руководством шеф-повара-японца, он постиг все премудрости восточной кухни. По словам Александра, его карьера в Дании складывалась достаточно успешно. Перейдя на работу в сеть вьетнамских ресторанов, он дорос до менеджера.

Но и Александр не скрывает, что при любой возможности спешил домой. Каждый свой отпуск проводил в Краславе, наслаждаясь общением с родными и привычной латгальской едой.

Встретив Наташу, Александр понял, что пришло время «бросить якорь». В ней он увидел мудрого, надежного друга и мать будущих детей. А Александр, по словам Наташи, покорил ее своей заботой, вниманием и позитивом. Оба уже в том возрасте, когда к созданию семьи люди подходят ответственно. Для счастливой семейной жизни будущим супругам нужно не только отдельное жилье, но и работа, приносящая стабильный доход.

Нужны возможности

Александр решил создать свое предприятие в сфере общественного питания, вдохновленный тем, что государство пообещало финансовую поддержку реэмигрантам, решившим заняться хозяйственной деятельностью. Пилотный проект по реэмиграции, разработанный Министерством охраны среды и регионального развития, сулил Латгальскому региону четыре гранта на сумму 36 000 евро. Максимальное финансирование одного бизнес-проекта, одобренного в ходе конкурса, составляло 9 000 евро. Но Александр не смог подать заявку на получение гранта. Участвовать в конкурсе, согласно правилам Кабинета министров, могли только реэмигранты, вернувшиеся в страну не более года назад, место жительства которых не было задекларировано в Латвии не менее трех лет. Александр Милаш оказался в числе тех, кто не сообщал Управлению по делам гражданства и миграции (УДГМ) о своем пребывании за границей, сохранив задекларированный латвийский адрес. Именно по этой причине никто из латгальских реэмигрантов не стал обладателем грантов, и обещанные деньги в рамках проекта вернутся в государственную казну.

Беседуя с Сашей, понимаешь, что этот толковый и энергичный молодой человек обязательно реализует свои планы. Его мотивация – крепкая и счастливая семья. Такие люди, как он, и есть будущее страны. Так, может, призывая молодежь вернуться на родину, и обещая при этом поддержку, государству не нужно создавать бюрократические препоны на законодательном уровне? Может, нужны более гибкие правила?

Уже не один год ведется дискуссия по поводу несоблюдения уехавшими из страны соотечественниками Закона о Регистре жителей. Опросы показывают, что большинство эмигрантов не хотят терять задекларированный латвийский адрес, потому что по возвращению появляются проблемы с регистрацией детей в школах, получением мест в детских садах, с выплатой налога на недвижимость, размер ставки которого увеличивается до семи раз. Новый закон о диаспоре, принятый Сеймом 1 ноября нынешнего года, несколько упрощает требования к трудовым мигрантам, однако, в основном, направлен на то, чтобы живущие за границей латвийцы не теряли своей национальной идентичности. Но вряд ли он способствует процессу реэмиграции. Люди ждут не новых «витиеватых» законов, а реальных возможностей получить на родине хорошо оплачиваемую работу и социальные гарантии.

Основной целью пилотного проекта по реэмиграции было создание сети региональных координаторов, поддерживающих контакт с латвийцами за границей, желающими вернуться на родину. Координаторы должны предоставлять потенциальным реэмигрантам информацию о перспективах трудоустройства, возможностях самоуправлений по предоставлению жилья, мест в детских садах и решению других бытовых вопросов. По мнению Астриды Лещинской, координатора по Латгалии, пилотный проект по реэмиграции, возможно, не совершенен, но не так уж и плох. В некоторых регионах реэмигранты получили обещанные субсидии на развитие хозяйственной деятельности. Астрида отметила, что за последнее время в Латгалию вернулось 36 семей, которым оказывается помощь в различных вопросах. Выявлено и немало потенциальных реэмигрантов. Важно поддерживать с ними контакты, предоставляя всю необходимую информацию. В следующем году планируется уделить более пристальное внимание вопросу реэмиграции, а следовательно, будет увеличено и число региональных координаторов.

Фото автора.