„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2024. gada 22. novembris
Piektdiena
Aldis, Aldris, Alfons
+0.7 °C
nedaudz mākoņains

Чрезвычайная ситуация есть, механизма поддержки нет!

С введением ограничивающих распространение "Covid-19" мероприятий в незавидной ситуации оказались учреждения общественного питания, которым запрещено оказывать свои услуги привычным способом - еду можно выдавать только на вынос.

Работающий в гастробаре "Vēsma" в Даугавпилсе Элвис, характеризуя сложившуюся ситуацию, сказал "Латгалес Лайкс", что сейчас заведение принимает заказы по телефону, и клиент может выбрать, прийти за заказом самому или заказать доставку на дом.

Из-за изменений, которые пришлось ввести в принудительном порядке, оборот предприятия сократился на 50%. Большая часть сотрудников осталась без работы.

Несмотря на обещания правительства оказать предприятиям поддержку, реальная помощь все еще не доступна. Несмотря на то, что после введения чрезвычайной ситуации прошло больше недели, никаких бланков с указанием, куда обращаться и какие документы предоставить для получения помощи, в Системе электронного декларирования (EDS) Службы госдоходов до сих пор нет, и предприниматели находятся в "подвешенном" состоянии.

Люди, которым из-за ограничивающих мер следовало отправиться на простой, уже больше недели пребывают в неведении относительно дальнейших действий.

Многие работодатели и работники с недоумением взирают на действия правительства, которое приняло решение объявить чрезвычайную ситуацию, не разработав заранее механизм поддержки предпринимателей и оставшихся без работы людей. В результате под угрозой дальнейшее существование предприятий.

Предприниматель считает, что сначала правительству следовало разработать реально работающие механизмы поддержки, и только потом объявлять чрезвычайную ситуацию: "Они неделю думали, как решение о введении чрезвычайной ситуации подать людям, но не продумали, каким будет механизм поддержки. Сначала принимается решение все закрыть, а как действовать дальше, ясности нет. Сейчас предприятие в очень сложной ситуации и неизвестно, как долго, работая в таком режиме, сможет выдержать", - сказал Элвис.

"Как только я открыл двери кафе, у меня минус 300 евро"


Хозяин бара/кафе "Ezītis miglā" ("Ежик в тумане") Янис сказал "Латгалес Лайкс" что с введением ограничивающих распространение "Covid-19" мер оборот предприятия упал на 98%. Осталась только доставка, но в основном люди приходили в кафе именно, чтобы поесть на месте.

Есть несколько постоянных клиентов, продолжающих приходить и заказывать еду, чтобы таким образом поддержать заведение. К сожалению, их число тоже со временем сокращается. Больше клиентов выбирают получить еду с доставкой. Магазины продуктов питания, приспосабливаясь к нынешней ситуации, предлагают продовольственные продукты с большими скидками, в результате людям становится выгоднее готовить еду дома.

"Поскольку счета все равно нужно оплачивать, закрыть кафе я не могу, поэтому продолжаем работать, чтобы хоть какие-то деньги были в обороте. Как только я открыл двери кафе, у меня минус 300 евро. А чтобы заработать такие деньги, кафе за день нужно продать 60-70 порций, что вряд ли реально. Можно, конечно, просто закрыться, и это будет самое легкое. Однако надеюсь, что до 6 декабря ситуация улучшится, и людям, пусть с ограничениями, но разрешат посещать учреждения общественного питания", - сказал Янис.

Что касается обещанной правительством поддержки предпринимателям, то здесь, по словам Яниса, есть много разных нюансов, например, не должно быть долгов по налогам. Но у большей части предприятий общепита они есть, поскольку предприниматели еще не отошли от первой волны "Covid-19", во время которой и образовались эти долги.

Количество посетителей в кафе уменьшилось во второй половине сентября, когда сообщили, что Даугавпилс стал "очагом" "Covid-19". Есть сотрудники, которые с введением ограничений ушли с работы. Есть коллеги, которые согласны приходить и помогать работать чуть ли не бесплатно, чтобы не допустить закрытия кафе, но хозяин не может позволить себе такое.

Он надеется, что кафе удастся оказаться среди тех, кто получит пособие по простою или другую поддержку, хотя большой уверенности все же нет. Также он надеется, что когда все эти ограничения закончатся, люди снова вспомнят о кафе.

Янис не считает, что учреждения общественного питания были теми местами, где люди чаще всего инфицировались "Covid-19". В тех же самых супермаркетах, по мнению хозяина кафе, меры предосторожности соблюдать гораздо сложнее.


Рабочий день начинают с молитвы Богу, на поддержку правительства не рассчитывают

Руководитель "Ēdnīca Nr.1" ("Столовая №1) Лариса сказала "Латгалес Лайкс", что с введением мер, ограничивающих распространение "Covid-19", оборот предприятия упал примерно на 70%.

"Стараемся, вертимся, работаем, а в результате приготовленную еду нередко приходится съедать самим, поскольку количество даже тех клиентов, что готовы взять на вынос, уменьшилось. Пришлось сократить время работы сотрудников", - рассказала Лариса.

Хозяйка столовой говорит, что рабочий день начинает с молитвы Богу. На обещанную правительством поддержку для предпринимателей особо не рассчитывает, вряд ли предприятие сможет выполнить все выдвигаемые соискателям требования. К тому же эта кратковременная поддержка не может решить существующие в стране проблемы, и выделенные для помощи деньги рано или поздно закончатся.

"Не чувствую себя подкованной в политических вопросах, чтобы сделать глобальные выводы, однако было бы лучше, если бы поддержка малых и микропредприятий была бы больше. Многие из них будут "задушены" повышением налоговых ставок", - полагает Лариса.

Комментируя действия правительства относительно объявления чрезвычайной ситуации до разработки механизма поддержки, Лариса отметила, что никому не хочет быть судьей, но если бы правительственные мужи любили страну, в которой живут, и заботились о благополучии ее жителей, то многое было бы совсем иначе. К сожалению, своими действиями они наглядно подтвердили, что думают и заботятся только о себе.

"Поскольку повлиять на действия правительства я не могу, не остается ничего другого, как самой бороться за свое выживание. Одна из "фишек" "Столовой №1" для привлечения покупателей - это продажа еды на улице", - сказала Лариса.

Она отметила, что знает много предприятий общепита, которым пришлось закрыться не только из-за распространения "Covid-19", но и из-за налоговой реформы и других причин. "В это кризисное время нам следует мобилизоваться и совместными усилиями придумать, что делать, чтобы преодолеть нынешние трудности. Но здесь многое зависит именно от правительства", - подчеркнула Лариса.