В Науенской волости Даугавпилсского края, так сказать пригородного самоуправления, расположенного ближе всех остальных к городу Даугавпилсу, как и положено при таком статусе, всегда ведутся какие-нибудь работы. Это говорит о стремлении руководства благоустроить сам поселок Науене, а значит создать для его обитателей комфортные условия проживания.
Обещают, но не делают
Разговор состоялся с бывшим шофером упомянутого самоуправления, стаж работы которого в этом качестве превышает 40 лет, а ныне заслуженным пенсионером 79-летним Константином Грустаном. Он откровенно поведал о своей нелегкой и интересной жизни, семье и о собственном видении нынешней экономической и политической ситуации в нашем государстве.
К прошлой и нынешней власти Науенской волости давний и постоянный подписчик газеты «Латгалес Лайкс" претензий не имеет, считая, что она делает для своих жителей все возможное – в рамках имеющихся денежных и прочих возможностей. Особо Константин отметил нынешнюю руководительницу волости Инару Миглане – человека знающего свое дело, квалифицированного специалиста, компетентного во многих вопросах и, главное, отзывчивого и неравнодушного к проблемам жителей, которые всегда могут получить у чиновника не только совет, но и реальную помощь.
До переселения в поселок Науене Константин Грустан со своей семьей – супругой Лидией и тремя детьми (2 сына – Костя и Илмар и дочь Инара) жил в местечке Крейпаны, что находится в 6 километрах от волостного центра. Как и положено селяне в те времена держали хозяйство – корову и всю остальную живность, обрабатывали огороды, заготавливали корма, словом, делали все, чем живет и дышит любой крестьянин. Константин в тогдашнем колхозе «Науене» крутил руль грузовой машины, успевая трудиться в коллективном хозяйстве и на своем приусадебном участке: «Тогда мы жили с оптимизмом и радостью. Раньше не было ни оккупантов, ни, так называемых, патриотов, нас не делили на своих и чужих. Все были равны. Теперь наоборот. Мы разобщены и разделены. Что касается власти, кругом пустые обещания, обман и лицемерие. А страдают простые люди». И добавляет, что, проблема государства не в том, что оно не способно накормить или одеть бедных, а в том, что власть имущие не могут насытиться сами, понятное дело, в переносном смысле.
Что касается сравнения доходов в колхозные времена в бытность Константина шофером, и его нынешние денежные возможности, то он вспоминает: «Как-то председатель колхоза в шутку сказал, что я зарабатываю больше него. Так оно и было. Теперь руководители получают тысячи евро, а нужные и умелые специалисты по сравнению с ними – гроши. Как такое возможно?»
С чистой совестью
Прожив в Крейпанах без малого 40 лет, семейство подалось в колхозный центр в Науене.
Здесь Константин Грустан с супругой находятся тоже ровно 4 десятилетия, поэтому имеет возможность сравнить прошлое бытие в сельской глубинке и в нынешних условиях, приближенных к городским. Живут Грустаны в 3-х этажном доме, в квартире с печным отоплением, дрова заготавливают сами.
Хозяйства бывший шофер теперь не держит, не тот возраст. Если учесть, что его супруга Лида тоже всю трудовую жизнь находилась отнюдь не пригретых местах, а гнула спину кочегаром, дворником и санитаркой в детдоме, то право на отдых и тихое обеспеченное бытие Грустаны заработали сполна. В этом году Константин и Лидия отметили 55-летний юбилей совместного проживания, по поводу чего глава семейства шутит: «Две пятерки – это оценка нашей жизни. Значит, жили на отлично. Но всякое случалось. Были и двойки, как в каждой семье. Сейчас семьи так долго вместе и не живут. Молодежь не любит обременять себя обязанностями друг перед другом и нести за это ответственность».
Дети Константина и Лидии уже взрослые состоявшиеся в жизни люди, все они трудоустроены и растят на радость себе, деду и бабушке двух внучек и внука, которые, в свою очередь продолжили род семейства, подарив жизнь еще трем детишкам, то бишь уже правнучкам супругов Грустан.
В день нашей беседы возле здания управления волости шли работы по благоустройству дороги и территории. Грохотали машины, грейдеры и разные механизмы, суетились рабочие, по поводу чего собеседник сказал, что рад видеть как хорошеет поселок и развивается его инфраструктура. Все, мол, на пользу людям.
Никаких планов на будущее Константин не строит и потому в завтрашний день не заглядывает. Подытоживая прожитую жизнь, оценивает ее положительно: «Работал я всегда честно и добросовестно с полной самоотдачей, зла людям не чинил, ко всем относился с добротой и уважением. Могу смотреть им в глаза с чистой совестью». Всем бы так…