„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2024. gada 25. aprīlis
Ceturtdiena
Bārbala, Līksma
+6.5 °C
apmācies

История 3-я: Лоборжи

Следующая история — Мельница Лещинского


В Латгалии свой вечный дом нашли минимум два губернатора Российской империи - один на Лудзенском кладбище, а другой в поместье Лоборжи.Александр Жемчужников родился в Павловке Орловской губернии в семье Михаила Жемчужникова1 25 июня 1826 года. Сначала Александр учился в военных школах, но не окончил. В 1850 году окончил юридический факультет Петербургского университета и начал гражданскую службу в управлениях разных губерний - Оренбурге, Пензе, Пскове.

В Пензе и Пскове он был уже вицегубернатором. В Пскове получил чин действительного статского советника. В Табеле о рангах чинов Российской империи было 14 степеней, выше действительного статского советника было только 3 чина. К людям с таким чином нужно было обращаться "ваше превосходительство", в армии данному чину соответствует звание генерал-майора.

Газета "Baltijas Vēstnesis" летом 1882 года сообщает, что "губернатором Вильнюса назначен глава Резекненского округа, действ. статский советник Жемчужников".2 Был ли он в то время главой Резекненского округа, точно сказать не могу, но почетным судьей был несколько лет.

В управляемой в то время помещиком Лоборжи Вильнюсской губернии проживало более миллиона человек, было 7 округов. В должности губернатора Александр Жемчужников пробыл с 16 июля 1882 года до 21 июня 1885 года.

Лоборжи не было родовым поместьем Жемчужниковых. "Поместье сначала принадлежало роду Корфов, а в 1873 году за 1800 серебряных рублей его приобрела русская аристократка Наталия Жемчужникова. В 1913 году после смерти хозяйки поместье Лоборжи унаследовала ее дочь Мария Ващинина, которая прожила в поместье до 1940 года".3

Еще в середине 20-го века многие русские интеллигенты полушутя говорили, что в поместье Лоборжи когда-то жил легендарный Козьма Прутков, что здесь хранится его архив и т. д.

"В 1853 году на страницах "Современника" были опубликованы "Фабулы", с которых началась регулярная колонка под названием "Досуги Козьмы Пруткова", ее заполняли остроумные стихотворения, зарисовки и афоризмы. [..] Козьма Петрович Прутков - это литературная маска, которую в 50-60-х годах 19-го века использовали несколько поэтов - Алексей Толстой (написал больше всех), братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы".4

Если Алексей Толстой был тем, кто под псевдонимом Козьмы Пруткова сочинил больше всех, то Александр Жемчужников воспринял эту игру серьезнее всех и играл дольше всех.

Козьма Прутков в своих декстах демонстрирует выдающееся остроумие, наблюдательность и эрудицию. Он тонко жонглирует звучанием и значением слов, ловко перепрыгивает с придворных и философских тем на крестьянскую жизнь и будничную рутину.

Обычно Козьму Пруткова считают мастером афоризмов и парадоксов, пародий и эпиграмм, но во 2-й половине 19-го века драматургия и поэзия этого автора были столь же на высоте.

Одно из его стихотворений5 я перевел на латгальский язык.

 


Желания поэта

 


Хотел бы я тюльпаном быть,

Парить орлом по поднебесью,

Из тучи ливнем воду лить

Иль волком выть по перелесью.

 


Хотел бы сделаться сосною,

Былинкой в воздухе летать,

Иль солнцем землю греть весною,

Иль в роще иволгой свистать.

 


Хотел бы я звездой теплиться,

Взирать с небес на дольний мир,

В потёмках по небу скатиться,

Блистать, как яхонт иль сапфир.

 


Гнездо, как пташка, вить высоко,

В саду резвиться стрекозой,

Кричать совою одиноко,

Греметь в ушах ночной грозой…

 


Как сладко было б на свободе

Свой образ часто так менять

И, век скитаясь по природе,

То утешать, то устрашать!

 


Я читал пьесу Козьмы Пруткова "Фантазия". Она даже была поставлена в одном театре, ее смотрел сам царь Николай I, но в середине спектакля ушел и велел эту пьесу больше не показывать.

В наши дни больше известны "Плоды раздумья" Козьмы Пруткова. Не буду повторять популярные, а приведу менее тиражируемые, без раздумья так просто и не поймешь!

 


Дружба согревает душу, платье - тело, а солнце и печка - воздух.

 


Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.

 


Смотри вдаль - увидишь даль; смотри в небо - увидишь небо; взглянув в

маленькое зеркальце, увидишь только себя.

 


Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе.

 


Стоящие часы не всегда испорчены, а иногда они только остановлены.

 


Чувствительный человек подобен сосульке; пригрей его, он растает.

 


Незрелый ананас, для человека справедливого, всегда хуже зрелой

смородины.

 


Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое

бросание будет пустою забавою.

 


Что есть хитрость? - Хитрость есть оружие слабого и ум слепого.

 


И при железных дорогах лучше сохранять двуколку.

 


Если на клетке слона прочтешь надпись "буйвол", не верь глазам своим.

 


Историк-культуролог Донат Латковский осенью 1942 года опубликовал статью о Козьме Пруткове и Лоборжи с подзаголовком "Латгальские странности с исторической точки зрения". Свою статью он начинает очень поэтично: "Недалеко от Резекне, на берегу красивого и приятного озера расположена Лабваржская школа и другие дома латышских хозяев. Здесь живет один из старых хозяев Лабваржского дома К. Вощинин. Прошло много десятков лет и в вечном временном потоке осталось много интересных и исторических моментов, о которых еще долго будут говорить народные исследователи и литературоведы".6 Далее Донат Латковский упоминает, что живя в красивом поместье Лоборжи и увидев природу Латгалии, у родственников и возникла мысль о создании одного общего авторского псевдонима. Пишет, что в Лоборжи остались некоторые свидетельства и материалы о жизни Козьмы Пруткова и т. д.

Озеро, в которое упирается парк поместья и террасы, небольшое. У него красивое название - Визулейтис. По прямой от бывшего поместья до построенного в 1836 году шоссе Санкт-Петербург - Варшава какой километр, это обстоятельство и содействовало расцвету Лоборжи.

Преданий и легенд о Лоборжи много. Говорили, что Александра Жемчужникова в построенной тут же возле поместья каплице похоронили в прозрачном стеклянном гробу, что его прах не разлагался, что по ночам его дух прогуливался по замку, и его видели даже в парке. Что старый Жемчужников заключил соглашение со змеями, чтобы они из Лоборжи переселились жить в другое место. Что в ближайшем озере иногда можно увидеть, как ночью купаются княгиня и дочь!

Когда летом 1944 года в Латгалию вошла советская армия, в поместье Лоборжи был размещен военный госпиталь. Многие тяжело раненные здесь же и умерли, 71 из них похоронены в парке.

Первая публикация латгальской писательницы, языковеда и журналиста Сандры Удре7 была связана именно с Лоборжи. Имантс Микучс вел так называемую Школу молодых журналистов при Резекненской газете, во время обучения нужно было посещать и описывать мероприятия, читать присылаемые читателями письма, отправляться в небольшие экспедиции. Весной 1989 года Сандра осмотрела поместье Лоборжи, прошлась по окрестностям. "Там рядом, в Пурмали, находится еще одна жемчужина природы - Пурмальский большой камень. Камень неопределенной формы, 19,7 метров в обхвате, оброс мхом, засыпан хвоей. Великан не прячется от людей, стоит на края узкой лесной тропинки, вблизи Пурмальских домов".8

Пару месяцев спустя после статьи Сандры Удре Микучс опубликовал свою - о том, что сделано для восстановления поместья, о задуманном. "Здесь устраивались толоки по субботам. [..] Сделали топографический снимок, провели исторические исследования, оплатили дорожный проект. В июне будет готов проект реконструкции парка. [..] Хотелось бы сделать здесь своеобразный культурно-исторический центр, где был бы литературный музей, зал для выставок и конференций, проведения литературных вечеров, здесь могли бы проходить всевозможные встречи, концерты. Лабваржи могли бы стать местом проведения лагерей для творческой молодежи края, пленеров для художников, местом отдыха для горожан".9

разве не хочется узнать, что означает слово Лоборжи (Лобворжи)? Конечно, хочется! Процитирую географа, исследователя латгальской культуры Ивара Матисова. "Насчет происхождения названия этого поместья четкой ясности нет - я сам больше склоняюсь к версии, что оно происходит от французского слова "'l'auberge", что в переводе означает "хостел", а именно, такое вот небольшое поместье, принадлежащее не сильно зажиточным аристократам, которые поэтому часть комнат поместья вынуждены за умеренную плату сдавать дачникам. Топоним Лоборжи тоже в свое время пытались переложить на латышский манер, поэтому параллельно до сих пор используется название Лабваржи".10

В конце о Лоборжи стоит сказать, что первое о - это гласный звук, а второе - двугласная. Если не местный, то по написанию угадать достаточно сложно, подобно как с Цоди ("Codi") и другими такими местами в Латвии.


1. Отец Александра с 1840 года был сенатором Российской империи, позднее занимал другие важные должности.

2. Par Wilņas.. // „Baltijas Vēstnesis", 23.07.1882.

3. Matisovs I. Klejojumi pa maziem ceļiem // „A12", 2020., Nr. 4.

4. Šneps-Šneppe M. Latgale – atspulgi vēstures spogulī – [B.v.]: Madris, 2020., 20. lpp.

5. Сочинения Козьмы Пруткова. Всемирная библиотека поэзии – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996,  23. cтp.

6. Latkovskis D. Kā Labvāržos „piedzimis” Kuzma Prutkovs // „Daugavas Vēstnesis”, 25.11.1942.

7. Тогда она училась в восьмом классе.

8. Keiša S. Pastaiga pa Labvāržu parku // „Darba Karogs”, 18.04.1989.

9. Mikučs I. Jurģi vecajā muižā // „Darba Karogs”, 03.06.1989.

10. Matisovs I. Klejojumi pa maziem ceļiem // „A12", 2020., Nr. 4.