„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2024. gada 29. marts
Piektdiena
Agija, Aldonis
+9.0 °C
neliels lietus

Учительская династия - 130 лет работы на педагогической стезе

В поселке Ардава Пелечской волости Прейльского края живет семейная пара, чей общий учительский стаж с учетом срока работы в этом качестве еще и двух дочерей - тоже педагогов - составляет более 130 лет. Помимо этого глава семьи 89-летний Арнольд Леонович всю жизнь занимается коллекционированием. А еще он до мельчайших подробностей помнит события 2-ой Мировой войны, происходившие в родной волости и на родительском хуторе.


Брат против брата

Глядя на подвижного, энергичного и общительного Арнольда Петровича никогда не скажешь, что скоро ему стукнет 90, на вид ему - максимум 70 лет. Корреспонденту "Латгалес Лайкс" гостеприимный хозяин был рад, ведь на газету он с самого первого номера выпуска подписывается и читает от начала и до последней строки.

Родился Арнольд Леонович в 1932 году в то время в Салиенской волости, впоследствии переименованной в Вецсалиенский сельский совет Даугавпилсского района. Отец Петр работал в колхозе бригадиром, где также трудилась и мама Стефания. Семья тогда жила на хуторе Целмини, в ней помимо Арнольда рос старший брат Витольд и сестра Мария - 1935 года рождения, которая и сейчас жива и здорова.


1 сентября 1940 года Арнольд пошел в Червонскую начальную школу. Начало Великой Отечественной войны застало семейство Леоновичей на своем хуторе, они как ни в чем ни бывало занимались хозяйством и не подозревали, что скоро их жилище станет горячим местом противоборствующих сторон.

Арнольд Петрович вспоминает: "29 июня 1941 года Латвия уже была оккупирована немцами. Они приходили в Червонский замок в школьные классы и раздавали каждому ученику конфеты, сахарные головы и тушенку. А на втором этаже в зале в течение года нас кормили обедами, давая сладкий чай в аллюминиевых кружках, о которые мы обжигали руки, и батоны, разрезанные пополам".

Немцы жили на хуторах вместе с их хозяевами, заселялись, понятное дело, не спрашивая на это разрешения. У одного из владельцев дома обосновался офицер и 2 солдата, за что впоследствии после войны хозяина усадьбы вместе с семьей вывезли в Сибирь, из которой они в родные края так и не вернулись. Арнольд Петрович назвал фамилии людей, которые, получается, уживались с врагом и находили с ним общий язык. С другой стороны, что было делать людям, хорошо понимавшим, что в случае неповиновения их семьи ждет гибель?


Арнольд Петрович не понаслышке знает, как война раскалывала некоторые семьи на 2 половины. Родная волость не стала исключением: "В одной из семей сын ушел воевать на стороне немцев против советской армии, а другой, наоборот, сражался на стороне красноармейцев против фашистских захватчиков. А в другом семействе 2 сына были на стороне немцев, а 2 против них же и воевали".


Хутор военного времени


Пенсионер хорошо помнит 23 июля 1944 года: "Мы с братом Витой были на улице. В этот день до полудня на наш двор въехали 2 немецких танкетки. Непрошеные гости спросили дорогу на деревню Шиловку, что недалеко от нас. Мы показали, но они понеслись в сторону Даугавпилса. Немцы тогда драпали так, что пыль стояла столбом". А в этот же день после обеда, когда Вита и Арнольд выгоняли в поле коров, из леса вышли 2 советских разведчика, которые спросили парнишек, где немцы? Мальчишки сказали, что они покатили в сторону Даугавпилса. И тогда сразу появились советские подразделения.

В этот же день недалеко от дома взорвался снаряд, один из осколков попал в дом. Арнольд Петрович хранит его до сих пор. Развернув бумагу, он показал этот рваный смертоносный кусок металла, который запросто мог достаться кому-нибудь из членов семьи.


Советский офицер тогда сказал семье Леоновичей, что им надо бы уйти куда-нибудь от греха подальше, так как недалеко от их дома немцы установили пушки. Оставив в лесу скот, семья отправилась в местечко Лаздукалнс, где пробыла 5 дней. А когда возвратились домой, то обнаружили в нем залитые кровью полы, а возле самого жилища гору использованных бинтов и ваты. Как потом выяснилось, в доме Леоновичей был оборудован перевязочный пункт Красной армии. И еще за садом братья нашли свежую могилку с вкопанной в землю табличкой с девятью фамилиями, одну из которых - первую сверху, Арнольд Петрович запомнил на всю жизнь - "Орлов Василий". Это было место захоронения погибших в боях с немцами советских солдат.

Могила просуществовала рядом с хутором до 1946 года: "Как-то я пришел из школы и вижу, стоят повозки, а рядом суетятся люди с металлическими крюками. Ими они вытаскивали из могилы тела погибших. Я подошел поближе. Девять покойников были сложены штабелем в 3 ряда по 3 человека. Их подцепляли крюками за ремни или одежду, поднимали наверх и клали в повозки - в гробы. Потом отвезли и похоронили на братском кладбище в Рагулишках, что возле Скрудалиены".

Встретил свою судьбу

Помнит Арнольд Петрович и то, как однажды к их дому подъехали 3 немца в военной форме и на ломанном русском спросили - где отец?. "Мы в это время с братом разглядывали машину. А немцы с папой пошли в хлев. Им нужно было забить борова - их было 2 - большой и поменьше. Так они выстрелом завалили большого. И вдруг слышим латышскую речь. Мы поняли, что немецкая форма - это прикрытие. А на деле свои грабили своих же. Тушу они понесли к машине. А мы все заплакали", - рассказывает А. Леонович.


В памяти также остался день, когда в класс вошел человек и оповестил, что наконец-то пришел День Победы. Школа тогда отпраздновала это долгожданное событие.


В 1948 году после окончания Салиенской "семилетки" Арнольд отправился в 8-й класс Скрудалиенской средней школы. После окончания 11 классов - это был первый послевоенный выпуск - 11 учеников посадили ровно столько же лип - каждый свою, и теперь каждый год Арнольд Петрович вместе с дочерьми Раей и Жанной приезжает в Скрудалиену, находит свою липу и с душевным трепетом обнимает ее, словно родного и дорогого ему человека.


После школы по совету одного из учителей Арнольд поступил в ДПИ на факультет русского языка и литературы. В 1956 году он закончил ВУЗ, а на следующий год был призван в армию. После демобилизации молодой человек был направлен в местечко Рудзати Ливанского района в среднюю школу преподавать русский язык и литературу в латышских классах. После этого ему довелось поработать директором 7-летней школы в Патерниеках. Здесь он познакомился со своей будущей спутницей жизни Ефросиньей, которая трудилась в поселке библиотекарем. Арнольд позвал ее на работу в школу, и девушка согласилась. А потом случилась любовь, в 1963 году молодые люди расписались в волости, а на следующий день сыграли свадьбу. Год спустя родилась дочь Рая, а в 1968 году Жанна.

Впоследствии Ефросинья 40 лет проработала в школе учителем начальных классов и домоводства. В Патерниеках Арнольд Петрович 11 лет был директором школы, и в 1975 году супруги вместе с детьми приехали в поселок Ардава, где он продолжил свою деятельность в качестве учителя русского языка и литературы, опять же, в латышских классах. На пенсию наш герой ушел в возрасте 67 лет в 1999 году.

Учительская династия

Две дочери Арнольда Петровича и Ефросиньи Ефимовны - Раиса Дуденич и Жанна Латковская пошли по стопам своих родителей и после окончания ДПИ стали учительствовать. Раиса проработала в школе 17 лет учителем биологии и столько же времени воспитателем в детском садике, чем занимается и до сих пор. Вторая дочь Жанна тоже биолог, некоторое время она была директором Ардавской школы.

У Раисы двое сыновей. Старший сын Северин - это имя Раисе приснилось, заканчивает РТУ и одновременно работает инженером-электронщиком, младший Армин учится в Даугавпилсской Государственной гимназии и на протяжении 11 лет серьезно увлекается бальными танцами.

Он участник и победитель многих конкурсов и обладатель не меньшего количества наград - кубков, медалей и грамот.

Раиса рассказала, что бывали времена, когда она, задумываясь о жизни и трудностях, как бы уходила в себя. Но вдруг появлялся Армин и, глядя на Раису, говорил: "Мамочка, что с тобой? Давай, я для тебя станцую". А исполнив танец, он спрашивал: "Ну как, тебе легче стало?". И нельзя было на это не улыбнуться.


У Жанны тоже 2 сына - Виталий и Артур. Старший возглавляет фирму по доставке продуктов, а младший Артур, закончив Академию культуры, работает режиссером.

Раиса твердо убеждена, что ее дети и племянники должны оставаться в родной стране, а не искать счастья в Европе: "Мы не стремимся к материальным благам и довольствуемся тем, что есть. Нам всего хватает. Не замерзаем и не голодаем, одеты и обуты. Зачем нам заграница? Здесь мы все вместе, живем дружно и счастливо".


Бесценная коллекция

Так получилось, что накануне нашей встречи супруга Арнольда Петровича перенесла инсульт, сейчас она проходит реабилитацию. О своем муже говорит: "Я счастлива, что Бог послал мне этого человека. Всю жизнь мы любим друг друга. Ни разу он не пришел с поля без цветов. И сейчас ухаживает за мной, не отходит ни на минуту. Дочери и внуки тоже не забывают и помогают чем могут. Спасибо им за это!"

Всю жизнь Арнольд Петрович занимался коллекционированием. У него есть книги, изданные в 1829-1830 годах, газеты военного времени, например, 1945-го года с информацией о Дне Победы и 1953-го с сообщением о смерти Сталина, множество других документов, фотографий и материалов. Одних только перекидных календарей целая гора, собирать их начал с 1964 года, разные денежные банкноты, коих сотни, в том числе, царские 500-рублевки с изображением Петра 1, а также большое количество монет. Самой старой почти 250 лет. Также хозяин коллекционирует настенные часы, ими занят весь угол квартиры. Самым главные и дорогие те, что были куплены по случаю свадьбы. В еще пенсионер пишет стихи.


Семейство интересуется своей родословной, на данный момент им удалось изучить генеалогическое древо до 7-го колена. Члены семьи собирают документы, имеющие к этому отношение. Например, есть фото прабабушки, датированное 1840-м годом.

...Мы с Арнольдом Петровичем являемся земляками - оба родом из ныне Вецсалиенской волости, а в прошлом колхоза имени Жданова Вецсалиенского сельсовета. Только жили там в разное время, и потому не были знакомы лично. После обстоятельного и душевного разговора прощались мы, как родные люди, чтобы встретиться вновь, например, на 90-летие этого удивительного и редкой души человека.