Следующая история - бывшая Звайгзне
Никита Хрущев после двухнедельного посещения США (1959) решил, что и во всем Советском Союзе срочно и массово нужно начать выращивать кукурузу. Будет много зеленого корма для скота, из зерна можно будет делать муку и т. д. Началась кампания. Одни занимались выращиванием этой культуры как одержимые и получали награды, другие втихаря смеялись и рассказывали анекдоты! Ну какая в Латгалии кукуруза?!
Однако еще во времена Улманиса в Латгалии умели ее выращивать. Не где-то на юге возле Краславы или Дагды, а в Выпинге!
Здесь жил Михаил Бачманов. Он когда-то был офицером морского флота, его родина - Украина. Какое-то время он жил в Польше, затем оказался в Латвии. "Еще раньше начал думать о культивировании южных растений в северных землях. [..] Первые семена кукурузы получил от инженера М. Круковского их института в Быдгоще (Польша). В Латвию привез только 100 грамм, и из них начал выводить специальный сорт латвийской кукурузы".1
На пашнях в Выпинге он сеял кукурузу 15 мая, а убирал около 16 августа. Чтобы свет и тепло лучше проникали к почве, Михаил обрывал листья, которые закрывали солнце. Чтобы сила растения концентрировалась именно в початке, он обрезал много боковых корней. Михаила Бачманова интересовала именно кукуруза, которую он использовал для корма свиней и кур.
С введением кукурузы у него дело пошло хорошо, об этом человеке и его занятии знали многие в окрестностях. За семенным материалом в конце 30-х годов 20-го века в Выпингу приезжали крестьяне и агрономы из Даугавпилса, Илуксте, Малты, Зилупе, Эзерниеков, Лудзы, Абрене, Екабпилса и др., образцы семян купила даже Сельскохозяйственная камера.
Возможно, в Выпинге плодородная земля или особенный климат, что здесь все колосится. Оскар Сейкстс вырастил крупный чеснок. "В выпингском чернобыльнике мои гималаи", - писал Оскар. Он здесь местный, жил на улице Франциса Кемпса.
Именно в Выпинге, в тени хвойных деревьев неподалеку от бывшего Тубдиспансера главный редактор журнала "Rīgas Laiks" Улдис Тиронс встречался и разговаривал с Оскаром Сейкстсом, в результате получилось развернутое интервью со значимым названием - "В обход".2
Впервые я попал в Выпингу, когда учился в младших классах. Медсестра на левом предплечье делала у учеников такую как бы царапину. Я это место расчесал, оно покраснело и опухло, пришлось ехать в Тубдиспансер на проверку.
Это название микрорайона Резекне появилось от названия поместья. В том поместье вроде как был трактир, где можно было хорошо "заправиться", поэтому место называли Выпивки. Позже от этого появилось название Выпинга, насчет написания и произношения которого на латгальском ведутся споры - "Vipinga, Vipynga, Vypinga, Vypynga".
В 1923 году в результате Аграрной реформы Выпингское поместье было отчуждено и зачислено в Государственный земельный фонд. На этом закончились времена Выпингских помещиков! Последними владельцами Выпингского поместья в Розенмуйжской (Резнасской) волости были Яков и Григорий Корупченко, Пелагия и Зинаида Ретровы.3
Сегодня с юридической точки зрения Аграрная реформа кажется немного противоречивой. Крепостное право в Латгалии было отменено более 60 лет назад, а в Курземе и Видземе более 100!С того момента большая часть поместий были проданы, куплены и снова проданы. Последним владельцам не повезло! Нередко это были крестьяне, выбравшиеся из самых низов, которые, тяжело работая, подорвали здоровье и попали в кредитную кабалу. Сельская собственность (Аграрная реформа практически не коснулась горожан - финансистов, торговцев, фабрикантов, владельцев доходных домов и т. д.) отчуждалась без компенсаций и присваивалась новым владельцам часто в подозрительном порядке. Некоторым старым владельцам оставляли центры поместий, другим нет. Коррупция и "свои" властвовали не на шутку, почитайте неоконченный роман Матиса Каудзитиса "Новые времена землемеров"!.
После отчуждения в Выпингском поместье сделали детский приют. Его деятельность была полна неприятностей и скандалов, количество детей с каждым годом тоже уменьшалось. В начале 1936 года самоуправление Резекненского округа решило приют ликвидировать, а имущество передать Министерству земледелия, которое откроет здесь Сельскохозяйственную школу.5 Уже в 1936 году планировалось, что в Выпингу переедет учебное учреждение из Видсмуйжи.
В межвоенный период значимым образовательным центром была Видсмуйжа, где в 1927 году начала работать Животноводческая школа.6 "за 14 выпусков школа подготовила 381 контролера животноводства. Школьный курс до 1941 года был одногодичным. В первые годы работы школы большинство учащихся были из Видземе, но с развитием животноводства в Латгалии, сюда приезжали и латгальские парни и девушки".7 В 1941 году Видсмуйжская животноводческая школа переместилась в Выпингу и стала составной частью уже бывшего там учебного заведения.
В Выпинге училась молодежь не только из ближайших окрестностей, но и из более отдаленных мест, включая дедушку Кристине Пократниеце.
"В действительности, рассказывая о своих школьных годах в Выпинге, он часто упоминал, что одноклассники были из разных мест Латгалии - Гаури, Краславы, Балви, сам он из Берзпилса. Дедушка Петерис Покротниекс (1922-2018) в Резекненской двухлетней сельскохозяйственной школе учился во времена трагических перемен - с 1940 до 1942 года. Школу окончил успешно, разработал проект своего хозяйства, по которому позже был построен хлев. Разнообразие изучаемых предметов было большим - растениеводство, садоводство, строительство, пчеловодство, сельскохозяйственная химия, пение, этика и др. В начале было еще политическое воспитание, которое преподавал приверженец левых директор Валдманис.
В школу из Берзпилса часто ездил на велосипеде, включая тот день в июне 1941 года, когда в Латгалию вошли немецкие войска. С одноклассниками уже было договорено отпраздновать Лиго, а после вечеринки все отправились по домам. Приход армии застал дедушку уже дома. В октябре школьная жизнь восстановилась, вернулся прежний заведующий школы Карлис Лининьш, тогда и добавили животноводческое направление.
Слушая, мне всегда казалось, что проведенное в Резекне время для него было очень дорого - так у нас у всех хранится в памяти юность! Дедушка говорил: "Было хорошо, весело жили. Только потом разлетелись все, кто куда…" Сохранилась дедушкина так называемая тетрадь воспоминаний, где есть сердечные строки от школьных товарищей, некоторые сделаны в день выпуска - 19 сентября 1942 года. "Un kad skolas gaita galā/Jāiet plašā pasaulē,/Diezin kādā pasauļ's malā/Pūtīs laimes stabule. Atceries Vipingu. Atceries, jel atceries...".8
Выпинга - это единственный городской микрорайон в Латгалии, которому посвящена песня. И не просто какая-то, а блюз!9 Автор песни10 Арнис Слобожанин вспоминает: "Если говорить о песне "Vipingys blūzs", нужно рассматривать два момента. Первый - это мое знакомство с блюзом, а второй - название Выпинга.
Начну с первого: с блюзом меня познакомил Эдгар Скрагис в Италии, в небольшом городе Эрба. Там он мне показал блюзовый квадрат и кое-что другое. Это был примерно 2004 год.
Вторая моя встреча с блюзом произошла осенью 2005 года в Бристоле. В стиле блюз импровизировал испанский гитарист. В то время меня это восхитило! Не знал, как называлась та музыкальная схема, которую он использовал. Ответ пришел летом 2006 года, когда такую же пентатонику показал барабанщик "Dabasu Durovus" Янис Великс. 5 нот по минору, без 2-й и 6-й ступеней. Так я освоил начальную школу блюза.
О Выпинге. Это название услышал в 90-е годы в Бозове. В то время было полулегальное Резекненское ТВ. Там даже не было Эф-Эй, был какой-то канал до этого. И там рассказывали что-то в связи с Выпингой. Мне тогда было лет 6, и мир еще казался большим. Все, что было за домом деда - сливалось в одно… И неизвестно почему мне казалось, что в Выпинге есть нефтяной терминал.
А тем летом 2006 года все совпало. Я жил в Резекне, по городу ездили маршрутки №21, которые курсировали в Выпингу. А я работал на Латгальском Радио, там в ди-джейском помещении и написал "Выпингский блюз". Был и блюзовый квадрат, и пентатоника, и настроение".11
1. Arī Latvijā audzē kukurūzu // „Latgales Vēstnesis", 12.08.1938.
2. Tīrons U. Apkārtceļā // „Rīgas Laiks”, 2019., augusts.
3. Valsts zemes fondā.. // „Valdības Vēstnesis", 23.05.1923.
4. Живших в нем детей переселили в Адамовский приют.
5. D.L. Pašvaldībām nodotos īpašumus izlietos lietderīgiem mērķiem // „Latgales Vēstnesis”, 25.02.1936.
6. Марта Биндука пояснила, что школа располагалась в поместье. Вокруг поместья было очень много зданий, пригодившихся для нужд этой школы. Здесь были поля для селекции и испытаний и т. д.
7. 620 lopkopības darbinieku sagatavotāja // „Daugavas Vēstnesis”, 18.04.1944.
8. Intervija ar Kristīni Pokratnieci, 14.03.2021.
9. Muna dzīšmu gruomota (sast. E. Husare) – [B.v.]: LgSC, 2020., 417.–418. lpp.
10. И слова, и музыку.
11. Intervija ar Arni Slobožaņinu, 15.03.2021 (saglabātas viņa runas īpatnības).