„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2024. gada 23. novembris
Sestdiena
Zigfrīda, Zigrīda, Zigrīds
-0.9 °C
apmācies

История 12-я: Выпинга

Следующая история - бывшая Звайгзне


Никита Хрущев после двухнедельного посещения США (1959) решил, что и во всем Советском Союзе срочно и массово нужно начать выращивать кукурузу. Будет много зеленого корма для скота, из зерна можно будет делать муку и т. д. Началась кампания. Одни занимались выращиванием этой культуры как одержимые и получали награды, другие втихаря смеялись и рассказывали анекдоты! Ну какая в Латгалии кукуруза?!

Однако еще во времена Улманиса в Латгалии умели ее выращивать. Не где-то на юге возле Краславы или Дагды, а в Выпинге!

Здесь жил Михаил Бачманов. Он когда-то был офицером морского флота, его родина - Украина. Какое-то время он жил в Польше, затем оказался в Латвии. "Еще раньше начал думать о культивировании южных растений в северных землях. [..] Первые семена кукурузы получил от инженера М. Круковского их института в Быдгоще (Польша). В Латвию привез только 100 грамм, и из них начал выводить специальный сорт латвийской кукурузы".1

На пашнях в Выпинге он сеял кукурузу 15 мая, а убирал около 16 августа. Чтобы свет и тепло лучше проникали к почве, Михаил обрывал листья, которые закрывали солнце. Чтобы сила растения концентрировалась именно в початке, он обрезал много боковых корней. Михаила Бачманова интересовала именно кукуруза, которую он использовал для корма свиней и кур.

С введением кукурузы у него дело пошло хорошо, об этом человеке и его занятии знали многие в окрестностях. За семенным материалом в конце 30-х годов 20-го века в Выпингу приезжали крестьяне и агрономы из Даугавпилса, Илуксте, Малты, Зилупе, Эзерниеков, Лудзы, Абрене, Екабпилса и др., образцы семян купила даже Сельскохозяйственная камера.

Возможно, в Выпинге плодородная земля или особенный климат, что здесь все колосится. Оскар Сейкстс вырастил крупный чеснок. "В выпингском чернобыльнике мои гималаи", - писал Оскар. Он здесь местный, жил на улице Франциса Кемпса.

Именно в Выпинге, в тени хвойных деревьев неподалеку от бывшего Тубдиспансера главный редактор журнала "Rīgas Laiks" Улдис Тиронс встречался и разговаривал с Оскаром Сейкстсом, в результате получилось развернутое интервью со значимым названием - "В обход".2

Впервые я попал в Выпингу, когда учился в младших классах. Медсестра на левом предплечье делала у учеников такую как бы царапину. Я это место расчесал, оно покраснело и опухло, пришлось ехать в Тубдиспансер на проверку.

Это название микрорайона Резекне появилось от названия поместья. В том поместье вроде как был трактир, где можно было хорошо "заправиться", поэтому место называли Выпивки. Позже от этого появилось название Выпинга, насчет написания и произношения которого на латгальском ведутся споры - "Vipinga, Vipynga, Vypinga, Vypynga".

В 1923 году в результате Аграрной реформы Выпингское поместье было отчуждено и зачислено в Государственный земельный фонд. На этом закончились времена Выпингских помещиков! Последними владельцами Выпингского поместья в Розенмуйжской (Резнасской) волости были Яков и Григорий Корупченко, Пелагия и Зинаида Ретровы.3

Сегодня с юридической точки зрения Аграрная реформа кажется немного противоречивой. Крепостное право в Латгалии было отменено более 60 лет назад, а в Курземе и Видземе более 100!С того момента большая часть поместий были проданы, куплены и снова проданы. Последним владельцам не повезло! Нередко это были крестьяне, выбравшиеся из самых низов, которые, тяжело работая, подорвали здоровье и попали в кредитную кабалу. Сельская собственность (Аграрная реформа практически не коснулась горожан - финансистов, торговцев, фабрикантов, владельцев доходных домов и т. д.) отчуждалась без компенсаций и присваивалась новым владельцам часто в подозрительном порядке. Некоторым старым владельцам оставляли центры поместий, другим нет. Коррупция и "свои" властвовали не на шутку, почитайте неоконченный роман Матиса Каудзитиса "Новые времена землемеров"!.

После отчуждения в Выпингском поместье сделали детский приют. Его деятельность была полна неприятностей и скандалов, количество детей с каждым годом тоже уменьшалось. В начале 1936 года самоуправление Резекненского округа решило приют ликвидировать, а имущество передать Министерству земледелия, которое откроет здесь Сельскохозяйственную школу.5 Уже в 1936 году планировалось, что в Выпингу переедет учебное учреждение из Видсмуйжи.

В межвоенный период значимым образовательным центром была Видсмуйжа, где в 1927 году начала работать Животноводческая школа.6 "за 14 выпусков школа подготовила 381 контролера животноводства. Школьный курс до 1941 года был одногодичным. В первые годы работы школы большинство учащихся были из Видземе, но с развитием животноводства в Латгалии, сюда приезжали и латгальские парни и девушки".7 В 1941 году Видсмуйжская животноводческая школа переместилась в Выпингу и стала составной частью уже бывшего там учебного заведения.

В Выпинге училась молодежь не только из ближайших окрестностей, но и из более отдаленных мест, включая дедушку Кристине Пократниеце.

"В действительности, рассказывая о своих школьных годах в Выпинге, он часто упоминал, что одноклассники были из разных мест Латгалии - Гаури, Краславы, Балви, сам он из Берзпилса. Дедушка Петерис Покротниекс (1922-2018) в Резекненской двухлетней сельскохозяйственной школе учился во времена трагических перемен - с 1940 до 1942 года. Школу окончил успешно, разработал проект своего хозяйства, по которому позже был построен хлев. Разнообразие изучаемых предметов было большим - растениеводство, садоводство, строительство, пчеловодство, сельскохозяйственная химия, пение, этика и др. В начале было еще политическое воспитание, которое преподавал приверженец левых директор Валдманис.

В школу из Берзпилса часто ездил на велосипеде, включая тот день в июне 1941 года, когда в Латгалию вошли немецкие войска. С одноклассниками уже было договорено отпраздновать Лиго, а после вечеринки все отправились по домам. Приход армии застал дедушку уже дома. В октябре школьная жизнь восстановилась, вернулся прежний заведующий школы Карлис Лининьш, тогда и добавили животноводческое направление.

Слушая, мне всегда казалось, что проведенное в Резекне время для него было очень дорого - так у нас у всех хранится в памяти юность! Дедушка говорил: "Было хорошо, весело жили. Только потом разлетелись все, кто куда…" Сохранилась дедушкина так называемая тетрадь воспоминаний, где есть сердечные строки от школьных товарищей, некоторые сделаны в день выпуска - 19 сентября 1942 года. "Un kad skolas gaita galā/Jāiet plašā pasaulē,/Diezin kādā pasauļ's malā/Pūtīs laimes stabule. Atceries Vipingu. Atceries, jel atceries...".8

Выпинга - это единственный городской микрорайон в Латгалии, которому посвящена песня. И не просто какая-то, а блюз!9 Автор песни10 Арнис Слобожанин вспоминает: "Если говорить о песне "Vipingys blūzs", нужно рассматривать два момента. Первый - это мое знакомство с блюзом, а второй - название Выпинга.

Начну с первого: с блюзом меня познакомил Эдгар Скрагис в Италии, в небольшом городе Эрба. Там он мне показал блюзовый квадрат и кое-что другое. Это был примерно 2004 год.

Вторая моя встреча с блюзом произошла осенью 2005 года в Бристоле. В стиле блюз импровизировал испанский гитарист. В то время меня это восхитило! Не знал, как называлась та музыкальная схема, которую он использовал. Ответ пришел летом 2006 года, когда такую же пентатонику показал барабанщик "Dabasu Durovus" Янис Великс. 5 нот по минору, без 2-й и 6-й ступеней. Так я освоил начальную школу блюза.

О Выпинге. Это название услышал в 90-е годы в Бозове. В то время было полулегальное Резекненское ТВ. Там даже не было Эф-Эй, был какой-то канал до этого. И там рассказывали что-то в связи с Выпингой. Мне тогда было лет 6, и мир еще казался большим. Все, что было за домом деда - сливалось в одно… И неизвестно почему мне казалось, что в Выпинге есть нефтяной терминал.

А тем летом 2006 года все совпало. Я жил в Резекне, по городу ездили маршрутки №21, которые курсировали в Выпингу. А я работал на Латгальском Радио, там в ди-джейском помещении и написал "Выпингский блюз". Был и блюзовый квадрат, и пентатоника, и настроение".11

 

1. Arī Latvijā audzē kukurūzu // „Latgales Vēstnesis", 12.08.1938.

2. Tīrons U. Apkārtceļā // „Rīgas Laiks”, 2019., augusts.

3. Valsts zemes fondā.. // „Valdības Vēstnesis", 23.05.1923.

4. Живших в нем детей переселили в Адамовский приют.

5. D.L. Pašvaldībām nodotos īpašumus izlietos lietderīgiem mērķiem // „Latgales Vēstnesis”, 25.02.1936.

6. Марта Биндука пояснила, что школа располагалась в поместье. Вокруг поместья было очень много зданий, пригодившихся для нужд этой школы. Здесь были поля для селекции и испытаний и т. д.

7. 620 lopkopības darbinieku sagatavotāja // „Daugavas Vēstnesis”, 18.04.1944.

8. Intervija ar Kristīni Pokratnieci, 14.03.2021.

9. Muna dzīšmu gruomota (sast. E. Husare) – [B.v.]: LgSC, 2020., 417.–418. lpp.

10. И слова, и музыку.

11. Intervija ar Arni Slobožaņinu, 15.03.2021 (saglabātas viņa runas īpatnības).