Следующая история — старая гостиница
На этом месте раньше был храм.
"Храм Св. Николая освящен в 1872 году. Его освятил архиепископ Витебско-Полоцкий Маркел, который в то время был единственным священником в России, латышом по национальности, имевшим высший чин. Средства на строительство храма собирали в виде пожертвований, особенное благоволение проявил тогдашний глава города Резекне Л. Маслеников, которого, как большого мецената, похоронили там же в саду при храме".1
Епископ Маркел не был латышом. Полоцко-Витебским епископом он был с 1882 до 1889 года. Первым православным епископом-латышом был Александр (Андрей Закис, 1834 - 1899),2 который в епископы был посвящен в 1883 году, а Полоцко-Витебским епископом он был с 1893 до 1899 года.
Епископ Александр часто говорил, что в Латгалию христианство прежде всего вошло с Востока, и только потом с Запада. Он поддерживал латгальцев, которые были или хотели стать православными,3 гостил в Резекне и бывал в этом храме.
Историю церкви Св. Николая подробно исследовал Владимир Никонов. Этот храм построили в честь 10-летия с момента отмены крепостного права, строительные работы завершились в декабре 1871 года.
В 18-м веке в России образовалось движение, которое хотело помирить, объединить староверов и православных. Родоначальником этого движения был монах Никодим, поэтому последователей стали звать никодимцами. Это движение быстро обрело поддержку учреждений власти, официально его стали называть единоверием.
Единоверцам позволялось оставить многие староверские традиции (носить бороды, соблюдать свои ритуалы и др.), но систематически их все же заключали в официальные рамки.
В 19-м веке начали образовываться общины единоверцев, строились храмы единоверцев. Несколько таких построили в Латгалии, один из них - храм Св. Николая в Резекне.
Массовый характер единоверие не получило, и в скором времени растворилось в православии.
С 1911 года приходом единоверцев Св. Николая, а позже православным руководил Евстафий (так же Евстрафий) Рушанов. Какие только времена и перемены, позитивные и негативные события он не пережил в своей жизни!
В 1937 году за заслуги на благо храма руководство Латвийской православной Церкви наградило Евстафия Рушанова Золотым крестом. В 1938 году загорелось каменное здание наследников Марии Тагере на аллее Атбривошанас. "Пожарные, беря воду из близлежащей реки, сильными струями воды огонь вскоре ликвидировали. Сгорела пристройка здания, потолок, стены и пол на верхнем этаже. На нижнем этаже жил первосвященник православного прихода Св. Николая Евстафий Рушанов, хранивший много икон и ценную библиотеку с редкими документами 15-го века. Часть его вещей удалось спасти".4
Летом 1944 года гитлеровцы вроде как хотели сжечь храм Св. Николая,5 но протоиерей Рушанов ловко и дешево откупился. "Да, это невероятно, но все же так. Бутылка спиртного спасла стены святилища в Резекне".6
Сложно сказать, так ли это было, или это пропаганда о скотстве гитлеровцев. После войны священник Евстафий Рушанов был "членом Государственной чрезвычайной комиссии в городе Резекне",7 которая фиксировала проделки гитлеровцев, был свидетелем на нескольких послевоенных судебных процессах разного масштаба. В качестве свидетелей были и другие священники, например, генеральный викарий, прелат Станислав Вайкульс и др.
12 сентября 1961 года исполнительный комитет Резекне принял решение закрыть церковь Св. Николая. 13 ноября это решение утвердил Совет министров ЛССР. В декабре за одну ночь храма уже не было - "людские руки растащили бревна. Позже их использовали для отопления".8
Храм прожил ровно 90 лет. На его месте было построено здание, где рабочий класс мог отдохнуть и развлечься.
Кафе "Rēzna" (архитекторы Юрис Петерсонс, Янис Крастиньш) открылось в среду, 9 февраля 1972 года.9 Новое кафе10 было рассчитано на 60 посетителей. Днем оно работало как столовая, затем был санитарный час, и вечером кафе "Rēzna" менялось до неузнаваемости - здесь шиковали и щеголяли, баловали вкусовые рецепторы и желудки, флиртовали, оговаривали "делишки", ввязывались в неприятности.
Слово "Rēzna" появилось в 1925 году, когда переименовывались и олатышивались многие волости Латвии. Департамент самоуправлений рассмотрел предложения и принял решение Быковскую волость в Резекненском округе переименовать в Гайгалавскую, "Розенмуйжскую волость - в Резненскую, по названию озера Резнас".11 Так потихоньку "Резна" прижилась и во многих местах есть до сих пор.12
Уже с открытия "Rēzna" было самым современным учреждением подобного типа в городе - настоящий оазис сладкой жизни Запада. Это определяли 3 фактора: 1) современный внешний вид13 и интерьер,14 2) лучший кофе в городе, который готовили на кофейном автомате ГДР "Super", 3) в баре можно было купить приготовленные на месте алкогольные коктейли.
Эти алкогольные коктейли в 70-80-х годах были настоящим писком моды. Слоистые и простые, иногда даже со льдом! У них были экзотические названия, и их можно было пить через соломинку!15 Коктейли шиковавшие жители готовили и на домашних вечеринках,16 а "Мокка" или "Черный бальзам", смешанные с шампанским, казались чем-то гламурным и особенным!
О типичной ситуации в Резекне 1986 года можно прочесть в Резекненской зазете:
"- Я ведь и пришел, чтобы выпить! - удивленно сообщил светловолосый парень в ответ на упрек, что он уже изрядно пьян. В зал "Rēzna" он вошел совсем уже нетвердой походкой, проходя мимо столиков с ничего не видящим взглядом. Значит, пришел, чтобы "добавить", поболтать, чтобы приставать к девушкам.
- Девушки, вы сюда часто приходите?
- Нет, хорошо, если раз в месяц.
- Так редко встречаетесь?
- Вообще-то вместе работаем… Ну а где еще в Резекне можно музыку послушать?
- Не поэтому! - перебивает ее подруга. - Дискотека все же лучше. А здесь можно вкусно поесть, конечно, и выпить. Если немного - что в этом плохого?
Девушки переглянулись и засмеялись:
- Конечно, и познакомиться. Если повезет. Сегодня мужчин много".17
В годы моей юности вечерами по пятницам и субботам свободных мест тут не было. Можно было даже не подниматься по лестнице, внизу висела табличка "Свободных мест нет".
Если посчастливилось попасть, то за дверью сразу налево был гардероб, напротив - туалеты. В этом небольшом пространстве обычно все курили.
Были люди, ошивавшиеся здесь едва ли не каждый день. Разные спекулянты и дельцы, формально числившиеся работниками на разных спасательных станциях или в пожарных.18 Официально не работать было нельзя, за тунеядство можно было получить уголовную статью.
Днем в кафе было много спортсменов, обедавших по талонам. Борцы, легкоатлеты, игроки футбольной команды "Машиностроитель". У них этих талонов было так много, что они их отдавали друзьям и знакомым.
Это было, когда я учился в 10-м классе. Вместе с разными "ашками"19 и "бэшками" после полудня пришли в кафе, дали официантке кучу талонов и заказали по 100 грамм виски каждому. Впервые в жизни! По большому блату! Многое было запрещено, но обо всем, если сумеешь, можно было договориться!
Попробовали и замерли! Все, как один! Мой друг из "б" класса даже пошел к бармену выяснить - мы купили виски, а вы налили нам самогонки! Мы были вне себя! Нас одурачили самым примитивным образом - вместо чудесного напитка налили самого противного самогона!
Мы насмотрелись фильмов и нам казалось, что виски - это какой-то небесный нектар или чудесный сироп! Нам даже принесли посмотреть бутылку. Такое разочарование! Я не знал, кому верить - героям фильмов или бармену "Rēzna".
В те годы "Rēzna"20 не была застроена снизу. Задумка проектировщиков - создать эффект легкости, полета. Когда в 1965 году в Юрмале построили ресторан "Jūras pērle", резекненская "Rēzna" во многом скопировала этот стиль светлого бетона и стекла.
Вокруг кафе росли большие деревья. Лестница выглядела как трап, по которому можно взойти на корабль, неизвестно почему стоявший в лесу. Иногда мне казалось, что это такая современная ведьмина избушка.
Раньше под лестницей было много свободного места, здесь стояли бетонные столики, скамейки. Здесь всегда можно было спрятаться от дождя или глаз прохожих.
1. – is. Divkāršas draudzes svinības Rēzeknē // „Brīvā Zeme", 22.05.1937.
2. Kreics J. 40 gadu atceres par divām latviešu skolām // „Izglītības Ministrijas Mēnešraksts”, 1936., Nr.7/8.
3. В Вараклянах диаконом был Николай Пестмалис, сын сестры епископа Александра. Довольно много православных латгальцев было в Балвской, Вилякской и Тилжской стороне.
4. Ugunsgrēkā bojāti seni dokumenti // „Rīts”, 21.08.1938.
5. Храм серьезно пострадал от пожара в 1947 году.
6. Avtomanovs M. „Rēzeknes akmeņi", 17.09.1977.
7. Tiesas prāva.. // „Cīņa", 02.02.1946.
8. Власова Е. О том, как снесли Свято-Никольский храм // "Панорама Резекне", 23.09.2011.
9. Rīt atver.. // „Znamja Truda”, 08.02.1972.
10. „Lira", „Veldze", „Lāsīte", „Aina", „Vējiņš" – так назывались резекненские кафе того времени. В 80-х годах 20-го века появились модные названия - кафетерий, популярными были новые "Vālodzīte" и "Takts". Появлялись новые, стильные кафе, например "Madara".
11. - Ce - Pagastu nosaukumu grozīšana // „Policijas Vēstnesis”, 08.05.1925.
12. Улицы Резнас есть в Риге и Резекне, все время был санаторий Разна, уже много лет существует Национальный парк Разна и т. д.
13. Снаружи еще в 1972 году были установлены световые рекламы фирмы "Rīgasvet", освещавшие кафе по вечерам.
14. Когда я бывал здесь в юности, на стенах можно было увидеть изображенных на стенах Освальдом Звейсалниексом музицирующих и танцующих латгальцев.
15. Не знаю, так ли это, но тогда говорили, что втянутый через соломинку алкоголь "лучше дает в голову".
16. Также пунши, крюшоны и т. д.
17. Nīlags A. Mūziku patērēt? // „Znamja Truda", 20.02.1986.
18. Также страховые агенты, снабженцы, завхозы и т. п.
19. Я учился в "а" классе с математическим уклоном. Учащиеся "б" класса раз в неделю отправлялись на учебный комбинат и по окончанию средней школы получали водительские права или какую-нибудь профессию.
20. Позже кафе "Rēzna" стало „Senatne", "Maza Itālija", "Guru" и др.